Пояснительная записка к учебному плану для учащихся 3-4 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год
В 3-4 классах реализуется адаптированная основная образовательная программа: ООП
НОО (вариант I) для учащихся с интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства
просвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.).
Учебный план 3-4 классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями составлен в
соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014 г.
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития учащегося, приобщение его к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей учащегося с умственной отсталостью.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение», «Речевая практика».
Предмет «Русский язык» направлен на формирование интереса к изучению родного
(русского) языка; коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации
в различных ситуациях общения; овладение основами грамотного письма; использование знаний в
области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения
практических задач.
Предмет «Чтение» направлен на формирование осознанного, правильного, плавного
чтения вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил; представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем; выбор с
помощью взрослого интересующей литературы.
Предмет «Речевая практика» способствует осмыслению учащимся значимости речи для
решения коммуникативных и познавательных задач; расширению представлений об окружающей
действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон
речи и связной речи; использованию диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
уместному использованию этикетных речевых выражений; знанию основных правил культуры
речевого общения.
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика» и направлена
на формирование элементарных математических представлений о количестве, форме, величине
предметов; пространственных и временных представлений; начальных математических знаний о
числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений; навыков измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного
представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
способности применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, жизненных и профессиональных задач; умения оперировать математическим
содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;
элементарных умений пользования компьютером.
Предметная область «Естествознание» реализуется предметом «Мир природы и человека»
и способствует:
- формированию у учащегося знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения
наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой
природы;
- знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы и умение их устанавливать;
- овладению доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых
социальных объектов.
Предметная область «Искусство»:
- Предмет «Музыка» направлен на овладение элементами музыкальной культуры, развитие
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарным опытом
музыкальной деятельности.
- Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» формирует элементарные
эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства; способствует
овладению практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных
видах рисования.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная
физическая культура», который направлен на овладение умениями организовывать
здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры); формирование первоначальных представлений о значении
физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; вовлечение в
систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта. Количество часов
составляет 3 часа.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд», который
формирует умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,
природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
направлен на овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические
требования и т.д.); использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач.
Учебная деятельность строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода
в системе коррекционно-развивающей технологии.
Количество часов не превышает предельно допустимой максимальной нагрузки учащегося.
Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями включает коррекционноразвивающую область и внеурочную деятельность.
«Коррекционно-развивающая область» формируется в соответствии с рекомендациями
ПМПК и внеурочную деятельность в соответствии с выбором родителей (законных
представителей). Коррекционно-развивающая область содержит учебные предметы «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов», «Логопедические занятия», «Ритмика», которые
способствуют коррекции сенсорной, эмоционально-волевой сферы, коррекции специфических
нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на преодоление (или ослабление)
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся. Основные направления работы: развитие познавательной сферы
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. На
занятия коррекционно-развивающей области отводится 15-25 мин.
Внеурочная деятельность реализует:
- Час общения «Разговор о важном» по направлению «Занятия патриотической и
гражданско-патриотической направленности» (1 час в неделю в 3-4 классах);
- Курс «Думаем, делаем, учимся…» коррекционно-развивающей направленности (2 часа в
неделю в 3-4 классах).
- Дефектологические занятия коррекционно-развивающей направленности (1 час в неделю
в 3-4 классах).
Аттестация учащихся производится со второго полугодия второго класса по итогам
четвертей по пятибалльной системе оценивания. В первой и второй четвертях второго класса
оценки учащимся не выставляются. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на
основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня
развития речи). Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов оцениваются путем анализа динамики развития ребенка.
Промежуточная аттестация включает в себя:
- списывание с грамматическим заданием по русскому языку;
- контрольную работу по математике.
По остальным предметам решение о формах проведения годовой аттестации принимается
учителем самостоятельно. К ним также относятся тестирование, наблюдение, собеседования,
диагностические задания, нестандартные формы подведения итогов.
Учебный план для учащихся 3-4 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный) (вариант I)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в год
3 класс
4 класс
Обязательная часть
1.1.Русский язык
3
1. Язык и речевая
1.2.Чтение
4
практика
1.3.Речевая практика
2
2. Математика
2.1.Математика
4
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
1
4.1. Музыка
1
4. Искусство
4.2. Рисование
(изобразительное
1
искусство)
5.Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
3
6. Технология
6.1. Ручной труд
1
Итого
20
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
Логопедические занятия
3
Ритмика
1
Итого
6
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном», занятия патриотической и
1
гражданско-патриотической направленности
Курс «Думаем, делаем, учимся…», коррекционно-развивающее
2
направление
Дефектологические занятия
1
Итого
4
ВСЕГО:
30
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
2
3
1
6
1
2
1
4
30
Приложение к учебному плану для учащихся 3-4 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой) (вариант I)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в год
3 класс
4 класс
Обязательная часть
1.1.Русский язык
102
1. Язык и речевая
1.2.Чтение
136
практика
1.3.Речевая практика
68
2. Математика
2.1.Математика
136
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
34
4.1. Музыка
34
4. Искусство
4.2. Рисование
(изобразительное
34
искусство)
5.Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
102
6. Технология
6.1. Ручной труд
34
Итого
680
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
68
Логопедические занятия
102
Ритмика
34
Итого
204
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном», занятия патриотической и
34
гражданско-патриотической направленности
Курс «Думаем, делаем, учимся…», коррекционно-развивающее
68
направление
Дефектологические занятия
34
Итого
136
ВСЕГО:
1020
102
136
68
136
34
34
34
102
34
680
68
102
34
204
34
68
34
136
1020