Учебный план для учащихся 3-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2025-2026 год

Пояснительная записка к учебному плану для учащихся 3-4 классов

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год
В 3-4 классах реализуется адаптированная основная образовательная программа: ООП
НОО (вариант I) для учащихся с интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства
просвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.).
Учебный план 3-4 классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями составлен в
соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014 г.
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития учащегося, приобщение его к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей учащегося с умственной отсталостью.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение», «Речевая практика».
Предмет «Русский язык» направлен на формирование интереса к изучению родного
(русского) языка; коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации
в различных ситуациях общения; овладение основами грамотного письма; использование знаний в
области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения
практических задач.
Предмет «Чтение» направлен на формирование осознанного, правильного, плавного
чтения вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил; представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем; выбор с
помощью взрослого интересующей литературы.
Предмет «Речевая практика» способствует осмыслению учащимся значимости речи для
решения коммуникативных и познавательных задач; расширению представлений об окружающей
действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон
речи и связной речи; использованию диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
уместному использованию этикетных речевых выражений; знанию основных правил культуры
речевого общения.
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика» и направлена
на формирование элементарных математических представлений о количестве, форме, величине
предметов; пространственных и временных представлений; начальных математических знаний о
числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений; навыков измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного
представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
способности применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, жизненных и профессиональных задач; умения оперировать математическим
содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;
элементарных умений пользования компьютером.
Предметная область «Естествознание» реализуется предметом «Мир природы и человека»
и способствует:

- формированию у учащегося знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения
наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой
природы;
- знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы и умение их устанавливать;
- овладению доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых
социальных объектов.
Предметная область «Искусство»:
- Предмет «Музыка» направлен на овладение элементами музыкальной культуры, развитие
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарным опытом
музыкальной деятельности.
- Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» формирует элементарные
эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства; способствует
овладению практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных
видах рисования.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная
физическая культура», который направлен на овладение умениями организовывать
здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры); формирование первоначальных представлений о значении
физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; вовлечение в
систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта. Количество часов
составляет 3 часа.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд», который
формирует умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,
природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
направлен на овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические
требования и т.д.); использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач.
Учебная деятельность строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода
в системе коррекционно-развивающей технологии.
Количество часов не превышает предельно допустимой максимальной нагрузки учащегося.
Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями включает коррекционноразвивающую область и внеурочную деятельность.
«Коррекционно-развивающая область» формируется в соответствии с рекомендациями
ПМПК и внеурочную деятельность в соответствии с выбором родителей (законных
представителей). Коррекционно-развивающая область содержит учебные предметы «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов», «Логопедические занятия», «Ритмика», которые
способствуют коррекции сенсорной, эмоционально-волевой сферы, коррекции специфических
нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на преодоление (или ослабление)
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся. Основные направления работы: развитие познавательной сферы
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. На
занятия коррекционно-развивающей области отводится 15-25 мин.
Внеурочная деятельность реализует:
- Час общения «Разговор о важном» по направлению «Занятия патриотической и
гражданско-патриотической направленности» (1 час в неделю в 3-4 классах);
- Курс «Думаем, делаем, учимся…» коррекционно-развивающей направленности (2 часа в
неделю в 3-4 классах).

- Дефектологические занятия коррекционно-развивающей направленности (1 час в неделю
в 3-4 классах).
Аттестация учащихся производится со второго полугодия второго класса по итогам
четвертей по пятибалльной системе оценивания. В первой и второй четвертях второго класса
оценки учащимся не выставляются. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на
основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня
развития речи). Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов оцениваются путем анализа динамики развития ребенка.
Промежуточная аттестация включает в себя:
- списывание с грамматическим заданием по русскому языку;
- контрольную работу по математике.
По остальным предметам решение о формах проведения годовой аттестации принимается
учителем самостоятельно. К ним также относятся тестирование, наблюдение, собеседования,
диагностические задания, нестандартные формы подведения итогов.
Учебный план для учащихся 3-4 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный) (вариант I)
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год
3 класс
4 класс

Обязательная часть
1.1.Русский язык
3
1. Язык и речевая
1.2.Чтение
4
практика
1.3.Речевая практика
2
2. Математика
2.1.Математика
4
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
1
4.1. Музыка
1
4. Искусство
4.2. Рисование
(изобразительное
1
искусство)
5.Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
3
6. Технология
6.1. Ручной труд
1
Итого
20
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
Логопедические занятия
3
Ритмика
1
Итого
6
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном», занятия патриотической и
1
гражданско-патриотической направленности
Курс «Думаем, делаем, учимся…», коррекционно-развивающее
2
направление
Дефектологические занятия
1
Итого
4
ВСЕГО:
30

3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
2
3
1
6
1
2
1
4
30

Приложение к учебному плану для учащихся 3-4 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой) (вариант I)
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год
3 класс
4 класс

Обязательная часть
1.1.Русский язык
102
1. Язык и речевая
1.2.Чтение
136
практика
1.3.Речевая практика
68
2. Математика
2.1.Математика
136
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
34
4.1. Музыка
34
4. Искусство
4.2. Рисование
(изобразительное
34
искусство)
5.Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
102
6. Технология
6.1. Ручной труд
34
Итого
680
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
68
Логопедические занятия
102
Ритмика
34
Итого
204
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном», занятия патриотической и
34
гражданско-патриотической направленности
Курс «Думаем, делаем, учимся…», коррекционно-развивающее
68
направление
Дефектологические занятия
34
Итого
136
ВСЕГО:
1020

102
136
68
136
34
34
34
102
34
680
68
102
34
204
34
68
34
136
1020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».