Адаптированная рабочая программа Сенсорное развитие 7Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"

_______________Янькова Н.И.

____________ Рощупкина Л.А.

от «28» 08.2025 г.

Приказ №174 от «29» 08.2025 г.

АДАПРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Сенсорное развитие»
для обучающихся 7 класса с ОУ (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Сенсорное развитие» составлена, основываясь на
авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных
процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, авт.: Л.А Метиева, Э.Я Удалова, «Развитие сенсорной сферы детей» –
Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г. Общее количество часов коррекционно-развивающих
занятий – 34 часов в учебный год, 1 часа в неделю.
Рабочая учебная программа предназначена для учащейся 7 класса (коррекционного) класса
общеобразовательной школы МБОУ “Первомайская СОШ” VIII вида.
Цель данного курса - на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого
объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, сформировать у обучающихся
правильное
многогранное
полифункциональное
представление
об
окружающей
действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе.
Задачи курса коррекционных занятий следующие:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.
Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа за год.
Личностные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
- Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
- В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические
фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями.
Основные направления коррекционной работы:
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных
процессов включает в себя следующие направления:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространственных отношений;
- восприятие временных отношений.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет
лучше закреплять уже изученный материал.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Исследование психомоторики и сенсорных процессов.
Развитие моторики, графомоторных навыков
Тактильно-двигательное восприятие
Восприятие особых свойств предметов
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предмтов
Восприятие пространства
Развитие зрительного восприятия
Развитие слухового восприятия
Восприятие времени
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов
Итого:

Всего
часов
1
5
5
4
6
4
4
3
1
1

Календарно – тематическое планирование
N
п/п
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема

Кол
Дата по
часов
плану
Исследование психомоторики и сенсорных процессов.
1
Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции
1
педагога, состоящей из двух звеньев.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
1
Развитие умения контролировать сменяемость действий.
1
Обводка и рисование по трафарету
1
Штриховка в разных направлениях.
1
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными
1
свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
1
Игры со средней мозаикой.
1
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных
1
предметов.
Игра «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.
1
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа)
Обозначение словом вкусовых ощущений.
1
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.
1
Сравнение трех предметов по весу -тяжелый–средний-легкий.
1
Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами.
1
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. (6 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур.
1
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме
1
и величине, по цвету и форме).
Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному
1
признаку.
Различение цветов и оттенков.
1
Сигнальная роль цвета (пожарная машина).
1
Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
1
Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Восприятие пространства (4 часа)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко,
1
дальше.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
1
Словесное обозначение пространственных отношений между
1
конкретными объектами.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
1
Развитие зрительного восприятия (4 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия и
1
развитие зрительной памяти.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок,
1
игрушек, предметов.
Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в
1
исходной последовательности.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
1
Развитие слухового восприятия (3 часа)
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
1
музыкальные и речевые звуки).
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
1
Различение по голосу знакомых людей.
Подражание звукам окружающей среды.
1
Восприятие времени (1 часов)
Времена года. Порядок месяцев в году.
1
Исследование психомоторики и сенсорных процессов
1

Дата по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».