Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От 29.08.2025 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________ Рощупкина Л.А.
29.08.2025 г
Приказ № 174 от 29.08.2025 г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для
7 класса создана на основе АООП учащихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ и учебным
планом МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность»
является частью АООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов:
пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание
учебного предмета, календарно-тематическое планирование. Настоящей программой на
изучение учебного предмета «Изобразительная деятельность» для учащихся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 классе
предусматривается 3 часа в неделю (102 часа в год).
Целью обучения изобразительной деятельности является:
- формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами;
- используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,
игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической
деятельностью.
Основные задачи:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного
искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической
жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Возможные личностные результаты:
1) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
4) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Возможные предметные результаты:
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование;
использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты
работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми.
Базовые учебные действия.
Личностные
испытывать чувство гордости за свою страну;
учебные действия
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и
своих других обучающихся;
адекватно
эмоционально
откликаться
на
произведения
литературы, музыки, живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны
Коммуникативные
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
учебные действия
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач,
использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
учебные действия
и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
учебные действия
временно-пространственную организацию, использовать усвоенные
логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по изобразительной деятельности для учащихся с умеренной, тяжёлой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает три раздела: «Лепка»,
«Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо
вызывать у учащихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать
их творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребята обучаются уважительному
отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах.
Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим
людям. Это способствует самореализации учащихся, формирует чувство собственного
достоинства.
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека,
нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины).
Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри
контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение
формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание
колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия
прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного
материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка.
Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких
предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления
аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание
бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание
шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание
бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги:
заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей,
сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,
мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, ёмкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приёмов рисования карандашом. Соблюдение
последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой,
снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приёмов
рисования кистью: приём касания, приём примакивания, приём наращивания массы. Выбор
цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение
точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение
контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной
половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными
(геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм
в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами
(объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности
листа при рисовании сюжетного рисунка. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
Рисование сюжетного рисунка по образцу. Рисование с использованием нетрадиционных
техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, пальчиковая
живописи, монотипия, рисование ватными палочками, штампами и др.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования
предметно-практической деятельности у детей.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что
определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной
отсталостью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С
УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
№
Тема
Количество часов
1
Лепка.
24
2
Аппликация
33
3
Рисование
45
Итого
102 часа
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительная деятельность» для
учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Тема урока
Диагностика. Узнавание материалов и инструментов, используемых для
рисования. Краски, карандаши, кисти, емкость для воды.
Рисование предметов разной формы и величины. Высокий забор,
столбы.
Рисование предметов разной формы и величины. Высокий забор, столбы.
Лепка. Цветные дорожки, веревочки.
Лепка. Цветные дорожки, веревочки.
Узнавание различных видов бумаги (цветная бумага, картон, фольга,
салфетка) Инструменты для аппликации (ножницы, трафарет).
Аппликация из мятой бумаги «Осень».
Работа с пластилином. Разминание пластилина. Лепка «Деревянный
дом».
Работа с пластилином. Разминание пластилина. Лепка «Деревянный
дом».
Рисование. Туристическая палатка, косой дождь.
Рисование. Туристическая палатка, косой дождь.
Аппликация «Котенок и разноцветные клубки ниток».
Рисование «Котенок и разноцветные клубки ниток».
Лепка. Фрукты: яблоко.
Лепка. Фрукты: груша.
Аппликация. Овощи: морковь.
Аппликация. Овощи: помидор.
Декоративная лепка. Узор из листьев и ягод.
Декоративная лепка. Узор из листьев и ягод.
«Волшебная кисточка». Помоги художнику найти оранжевую краску.
«Волшебная кисточка». Помоги художнику найти оранжевую краску.
Самолетики из бумаги.
Кораблики из бумаги.
Объемная аппликация из пластилина.
Объемная аппликация из пластилина.
Рисование. Флажки.
Рисование. Флажки.
Аппликация. «Какая сегодня погода».
Аппликация. «Какая сегодня погода».
Декоративное рисование. Узор для платья куклы Кати.
Декоративное рисование. Узор для платья куклы Кати.
Аппликация. Узор из листьев и ягод.
Аппликация. Узор из листьев и ягод.
Лепка. «Животные». Заяц.
Лепка. «Животные». Медведь.
Аппликация. Деревья.
Аппликация. Ель.
Рисование. Веточка ели.
Рисование. Веточка ели.
Лепка. Калачи.
Лепка. Калачи.
Штриховка в контуре. Листья.
Штриховка в контуре. Грибы.
Объемная аппликация. Новогодние игрушки.
Объемная аппликация. Новогодние игрушки.
Аппликация. Снеговик.
Аппликация. Снеговик.
Дата по
плану
02.09.2025
03.09.2025
04.09.2025
09.09.2025
10.09.2025
11.09.2025
16.09.2025
17.09.2025
18.09.2025
23.09.2025
24.09.2025
25.09.2025
30.09.2025
01.10.2025
02.10.2025
07.10.2025
08.10.2025
09.10.2025
14.10.2025
15.10.2025
16.10.2025
21.10.2025
22.10.2025
23.10.2025
28.10.2025
05.11.2025
06.11.2025
11.11.2025
12.11.2025
13.11.2025
18.11.2025
19.11.2025
20.11.2025
25.11.2025
26.11.2025
27.11.2025
02.12.2025
03.12.2025
04.12.2025
09.12.2025
10.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
17.12.2025
18.12.2025
23.12.2025
24.12.2025
Дата по факту
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Рисование на тему: «Ель с елочными игрушками».
Рисование на тему: «Ель с елочными игрушками».
Рисование. Иллюстрация к сказке «Колобок».
Рисование. Иллюстрация к сказке «Колобок».
Рисование. Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Рисование. Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Рисование. Дорожные знаки.
Рисование. Дорожные знаки.
Лепка. Цветок.
Лепка. Цветок.
Аппликация. «Горы, озеро, ель».
Аппликация. «Горы, озеро, ель».
Рисование. Грибы: белый.
Рисование. Грибы: мухомор.
Рыбки в аквариуме среди водорослей. Аппликация.
Рыбки в аквариуме среди водорослей. Рисунок.
Декоративная лепка. Узор на рукавице.
Рисование «Зима».
Изготовление поделки к 23 февраля. Лепка.
Изготовление поделки к 23 февраля. Лепка.
Объемная аппликация. Подарок маме.
Лепка. Пластилиновая раскраска.
Лепка. Украшаем тарелку.
Аппликация «Машины».
Аппликация. Открытка для мам. «Цветы».
Аппликация. Открытка для мам. «Цветы».
Лепка «Человек».
Декоративное рисование. Узор на стаканчике.
Аппликация. Иллюстрация к сказке «Теремок».
Рисование «Мяч».
Аппликация. Рыбки в аквариуме среди водорослей.
Рисование. «Маки».
Рисование. «Радуга».
Рисование. Красивый полосатый коврик.
Декоративное рисование. «Одуванчики».
Аппликация «Домашние животные».
Лепка. «Птичий дом».
Рисование руками «Праздничный салют».
Декоративное рисование (рисование шариками).
Аппликация «Море».
Рисование. «Пёрышки».
Аппликация. Животные из природных материалов.
Рисование. Иллюстрации к сказке «Репка».
Лепка игрушки из соленого теста.
Лепка. «А и Б сидели на трубе».
Рисование изученных букв и цифр.
Рисование «Весна».
Веселые камушки.
Лепка «Гусеница на листе».
Аппликация «Птицы».
Аппликация «Подснежник».
Нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования.
25.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
14.01.2026
15.01.2026
20.01.2026
21.01.2026
22.01.2026
27.01.2026
28.01.2026
29.01.2026
03.02.2026
04.02.2026
05.02.2026
10.02.2026
11.02.2026
12.02.2026
17.02.2026
18.02.2026
19.02.2026
24.02.2026
25.02.2026
26.02.2026
03.03.2026
04.03.2026
05.03.2026
10.03.2026
11.03.2026
12.03.2026
17.03.2026
18.03.2026
19.03.2026
24.03.2026
25.03.2026
26.03.2026
07.04.2026
08.04.2026
09.04.2026
14.04.2026
15.04.2026
16.04.2026
21.04.2026
22.04.2026
23.04.2026
28.04.2026
29.04.2026
30.04.2026
05.05.2026
06.05.2026
07.05.2026
12.05.2026
13.05.2026
14.05.2026
20.05.2026
21.05.2026