Адаптированная рабочая программа ОкрСоцМир 7Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От 29.08.2025 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________Рощупкина Л.А.

29.08.2025 г

Приказ № 174 от 29.08.2025 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для
учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) создана на основе АООП учащихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ и учебным планом
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» является
частью АООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная
записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир» для учащихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7
классе рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержания рабочей программы учебного предмета «Окружающий социальный
мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: ожидаемых
личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Окружающий социальный мир»:
Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач,
водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Узнавание президента РФ (на фото, видео).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа. День знаний. Представление о себе как члене коллектива класса. Школьная форма.
Организация своего рабочего места. Правила поведения на уроке. Правила поведения в школе.
Дружеские отношения. Мои одноклассники. Профессии людей в школе.
Квартира, дом, двор. Дом. Квартира. Помещения дома. Мой домашний адрес. Адрес
школы. Правила поведения в доме. Безопасность в доме. Правила безопасности и поведения во
дворе. Правила безопасности на улице.
Традиции, обычаи. П о к р о в д е н ь . Знать (понимать) традиции и атрибуты осеннего
праздника. Новый год. Знать (понимать) традиции и атрибуты зимнего праздника Новый год.
Рождество. Знать (понимать) традиции и атрибуты зимнего праздника Рождество. Масленица.
Знать (понимать) традиции и атрибуты праздника Масленица. Праздники весной. Какие я знаю
праздники? Праздник Пасхи. Красная Горка. Праздники в школе.
Предметы быта. Помощники в быту. Холодильник. Микроволновая печь. Пылесос. Утюг.
Стиральная машина.
Продукты питания. Продукты питания животного происхождения. Молочные продукты.
Мясные продукты. Мед и его полезные свойства. Хлебобулочные и кондитерские изделия.
Правильное питание. Полезные продукты. Вредные продукты.
Предметы и материалы, созданные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по
плотности (альбомный лист, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги,
фигурный дырокол). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери и другие).
Моя малая Родина. Село в котором я живу. Узнавание (различение) элементов сельской
инфраструктуры, улицы (переулки), площади, здания, игровые площадки). Службы помощи
(больница, полиция). Все профессии важны. Узнавание (различение) профессий в селе (врач,
продавец, кассир, повар, парикмахер и другие). Безопасность на дорогах. Узнавание (различение)
технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход »),
разметка («Зебра»). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего села.
Транспорт
Общественный транспорт. Узнавание (различение) общественного транспорта (автобус, трамвай,
троллейбус, маршрутное такси). Знание назначения общественного транспорта. Правила поведения
в общественном транспорте. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.

Все профессии важны. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из
автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Узнавание (различение) специального транспорта ( машины на селе). Знание назначения
специального транспорта. Безопасное поведение на улице. Правила поведения на улице.
Страна. Россия. Наше Отечество. Знание названия государства, в котором мы живем.
Государственная символика. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Гимн России. Наш президент. Узнавание президента РФ (на фото, видео). Столица России - Москва.
Знание названия столицы России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
для учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем
«Школа»
«Традиции и обычаи»
«Квартира, дом, двор»
«Предметы быта»
«Продукты питания»
«Предметы и материалы, созданные человеком»
« Моя малая Родина »
«Транспорт»
«Страна»
Итого

Всего часов
10
10
9
7
8
4
9
5
6
68

№

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
для учащихся 7 класса с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Тема
Дата по
Дата по
плану
факту

Школа.
1
День знаний.
2
Школьная форма.
3
Организация своего рабочего места.
4
Школьные принадлежности.
5
Правила поведения на уроке.
6
Правила поведения в школе.
7
Режим дня в школе.
8
Дружеские отношения.
9
Мои одноклассники.
10 Профессии людей в школе.
Квартира, дом, двор.
11 Дом.
12 Квартира.
Традиции, обычаи.
13 Покров день.
Квартира, дом, двор.
14 Помещения дома.
15 Мой домашний адрес.
16 Адрес школы.
17 Правила поведения в доме.
18 Безопасность в доме.
19 Правила безопасности поведения во дворе.
20 Правила безопасности на улице.
Предметы быта.
21 Помощники в быту.
22 Помощники в быту.
23 Холодильник.
24 Микроволновая печь.
25 Пылесос.
26 Утюг.
27 Стиральная машина.
Продукты питания.
28 Продукты питания животного происхождения.
29 Молочные продукты.
30 Мясные продукты.
31 Мед и его полезные свойства.
Традиции, обычаи.
32 Новый год.
33 Рождество.
Продукты питания.
34 Хлебобулочные и кондитерские изделия.
35 Правильное питание.
36 Полезные продукты.
37 Вредные продукты.
Предметы и материалы, созданные человеком.
38 Бумага.
39 Бумага.
40 Предметы из стекла и зеркала.

02.09.2025
05.09.2025
09.09.2025
12.09.2025
16.09.2025
19.09.2025
23.09.2025
26.09.2025
30.09.2025
03.10.2025
07.10.2025
10.10.2025
14.10.2025
17.10.2025
21.10.2025
24.10.2025
28.10.2025
07.11.2025
11.11.2025
14.11.2025
18.11.2025
21.11.2025
25.11.2025
28.11.2025
02.12.2025
05.12.2025
09.12.2025
12.12.2025
16.12.2025
19.12.2025
23.12.2025
26.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
16.01.2026
20.01.2026
23.01.2026
27.01.2026
30.01.2026
03.02.2026

41 Предметы из стекла и зеркала.
Моя малая Родина.
42 Село в котором я живу.
43 Элементов сельской инфраструктуры.
44 Улицы (переулки), площади, здания, игровые площадки.
Традиции, обычаи.
45 Масленица.
46 Какие я знаю праздники?
47 Праздник Пасхи.
48 Красная горка.
49 Праздники весной. 8 Марта.
50 Праздники в школе.
51 Наши школьные традиции.
Моя малая Родина.
52 Службы помощи (больница, полиция).
53 Профессии в селе.
54 Правила безопасности на дорогах.
55 Дорожные знаки.
56 Правила поведения на улице.
57 Достопримечательности села.
Транспорт
58 Общественный транспорт.
59 Правила поведения в общественном транспорте.
60 Специальный транспорт.
61 Специальный транспорт.
Безопасное поведение на улице.
62
Страна
63 Россия.
64 Наше Отечество.
65 Наш президент.
66 Государственная символика.
67 Государственная символика.
68 Столица России - Москва.

06.02.2026
10.02.2026
13.02.2026
17.02.2026
20.02.2026
24.02.2026
27.02.2026
03.03.2026
06.03.2026
10.03.2026
13.03.2026
17.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
27.03.2026
07.04.2026
10.04.2026
13.04.2026
17.04.2026
21.04.2026
24.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
08.05.2026
12.05.2026
15.05.2026
22.05.2026
26.05.2026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».