МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образование и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ «Первомайская СОШ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
ЗДВУР
___________________
Янькова Н.И
От 28.08.2025г
От 28.08.2025г
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________
Рощупкина Л.А
Приказ №174
от«29»08.2025г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу: « Логопедические занятия для учащихся 5-9 классов »
с. Первомайское, 2025
Адаптированная Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия»
для
учащихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, на основе
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1), базисного учебного плана для учащихся 5-9
классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида, инструктивно-методического письма «Содержание и организация
логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения»
А.В. Ястребовой, Т.П.Бессоновой, с учетом авторских программ Н. В.
Гальская, Л.М. Сахар «Ступеньки грамоты», Чистяковой О.В. «Исправляем
дисграфию», О. С. Гомзяк «Говорим правильно».
Курс «Логопедические занятия» является частью коррекционно-развивающей
области. Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает
изучение курса в 5-9 классах по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. – М.: Сфера, 2005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /
Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников
с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002
Планируемые результаты изучения курса (по ФГОС)
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные действия
– осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
- умение слушать и понимать инструкцию в разных
видах деятельности и быту;
- умение вступать в контакт со взрослым, обращаться
за помощью с просьбой, договариваться и изменять
свое поведение, приветствовать и прощаться.
- проявлять активность в процессе взаимодействия со
взрослым, слушать и понимать инструкцию к
заданию, уметь попросить о помощи.
Регулятивные
учебные действия
Познавательные
учебные действия
- соотносить свои действия и их результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения, контролировать звучание собственной
речи, отбор лексико-грамматических средств языка.
- следовать предложенному плану, контролировать и
оценивать собственные действия, соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности.
- делать простейшие обобщения, сравнивать на
наглядном материале; узнавать названия предметов и
действий из обиходно-бытовой лексики
- употреблять в речи звукоподражания, отдельные
слова из обиходно-бытовой лексики, уметь строить
простую фразу, составлять короткий рассказ с
опорой на серию картин.
- уметь правильно использовать письменные
принадлежности, соотносить звук с буквой, читать
слоги, слова, короткие предложения; складывать
слоги и слова из разрезной азбуки; писать слова,
короткие предложения по обведению, по образцу,
под диктовку.
Предметные результаты:
В ходе реализации программы учащиеся научатся:
- различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите;
- различать гласные и согласные звуки по их основным признакам;
- определять характер звуков: гласные (ударные, безударные), согласные
(звонкие, глухие, твердые, мягкие);
- проводить фонетический разбор;
- определять количество слогов, образовывать новые слова путем
перестановки слогов;
- узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их
существенные признаки на основе предложенного плана;
- различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по их основным
признакам;
- подбирать действие, признаки к предметам, предметы к действиям;
образовать
относительные
прилагательные,
прилагательные
с
уменьшительно-ласкательным значением;
- подбирать прилагательные с противоположным значением, прилагательные,
близкие по значению;
- использовать отработанную лексику (номинативный, предикативный
словарь) в самостоятельной речи.
- практически использовать в речи словосочетания (существительное и глагол,
существительное с предлогом и глагол, существительное и прилагательное);
- образовывать нужную в предложении форму слова;
- использовать в предложении слова различных частей речи (имя
существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между
ними по вопросам;
- отвечать полным предложением, используя слова вопроса;
- последовательно выкладывать сюжетные картинки, определять основную
идею сюжета и составлять предложения, рассказы по предложенному
материалу, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативных задач, выписывать из текста слова, словосочетания и
предложения;
- использовать элементы текста для поиска нужной информации, делать
выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования (списывание, обсуждение изученных текстов), оценивать
уместность использования слов в тексте;
- писать под диктовку, списывать слова, предложения, тексты;
- участвовать в диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;
- понимать речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально реагировать на услышанное;
- осуществлять самооценку своих действий;
- осуществлять выбор из нескольких вариантов;
- работать совместно в группе для достижения общей цели;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией;
- применять полученные знания в новых ситуациях.
Содержание программы
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Слоговая структура слова.
Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль
гласных.
Ударение.
Место ударения в слове. Ударные и безударные гласные. Ударение.
Выделение ударного гласного. Безударные гласные. Смыслоразличительная
роль ударения.
Твердые и мягкие согласные.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными и-ы.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными а-я.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными у-ю.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными о-ё.
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». Мягкий знак в
слове. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в конце слова.
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в середине слова.
Разделительный
мягкий
знак.
Дифференциация
смягчающего
и
разделительного мягкого знака.
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение
одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и
много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и
множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные
женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие
большие и маленькие предметы. Сравнение двух предметов. Предмет и его
части.
Слова, обозначающие действие предмета.
Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того
же глагола. Употребление глаголов с различными приставками. Изменение
слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих
действия, по родам. Подбор слов-действий к словам-предметам.
Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.
Слова, обозначающие признак предмета.
Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков
предмета. Образование относительных прилагательных. Образование
прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор
прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных,
близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие
предметы, действия, признаки».
Предложение.
Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение
количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением
различных
падежей.
Деформированное
предложение.
Дополнение
предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений.
Повествовательные
предложения.
Вопросительные
предложения.
Восклицательные предложения. Использование предлогов в речи. Предлоги в
предложении. Сложные предложения. Итоговая проверочная работа
Тематическое планирование для 5-9 классов
Тема
Обследование речевой системы
Работа со словом
Работа с предложением
Оценка результативности коррекционной работы
Всего:
Количество
часов
1ч
21 ч
11 ч
1ч
34 ч
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
24
25
26
Вводное занятие.
Обследование речевого развития.
Предложение.
Состав предложения.
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы
Текст
Выделение ударного гласного
Безударные гласные
Смыслоразличительная роль ударения
Смыслоразличительная роль ударения
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными а-я
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными у-ю
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными о-ё
Мягкий знак в слове
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «ь» в середине слова
Выделение признаков связного текста. Тема
текста. Основная мысль текста
Составление предложений из слов.
Объединение их в связный текст
Состав слова. Анализ слова по морфемам.
Грамматические признаки имени
существительного. Значение имени
существительного в речи
Согласование прилагательных с
существительными в падеже
Согласование прилагательных с
существительными в падеже
Согласование прилагательных с
существительными во времени
Слова-действия
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действие предмета.
27
Часть слова - приставка
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Дата по
плану
Дата по
факту
28
29
30
31
32
33
34
Образование слов с помощью приставки
Часть слова – суффикс
Образование слов с помощью суффиксов
Образование слов с помощью суффиксов и
приставок
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
Закрепление.