Адаптированная рабочая программа по курсу Логопедические занятия 5-9Б классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образование и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ «Первомайская СОШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании
педагогического совета
Протокол №1

ЗДВУР
___________________
Янькова Н.И

От 28.08.2025г

От 28.08.2025г

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________
Рощупкина Л.А
Приказ №174
от«29»08.2025г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу: « Логопедические занятия для учащихся 5-9 классов »

с. Первомайское, 2025

Адаптированная Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия»
для
учащихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, на основе
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1), базисного учебного плана для учащихся 5-9
классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида, инструктивно-методического письма «Содержание и организация
логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения»
А.В. Ястребовой, Т.П.Бессоновой, с учетом авторских программ Н. В.
Гальская, Л.М. Сахар «Ступеньки грамоты», Чистяковой О.В. «Исправляем
дисграфию», О. С. Гомзяк «Говорим правильно».
Курс «Логопедические занятия» является частью коррекционно-развивающей
области. Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает
изучение курса в 5-9 классах по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. – М.: Сфера, 2005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /
Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников
с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002
Планируемые результаты изучения курса (по ФГОС)
Личностные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

– осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
- умение слушать и понимать инструкцию в разных
видах деятельности и быту;
- умение вступать в контакт со взрослым, обращаться
за помощью с просьбой, договариваться и изменять
свое поведение, приветствовать и прощаться.

- проявлять активность в процессе взаимодействия со
взрослым, слушать и понимать инструкцию к
заданию, уметь попросить о помощи.
Регулятивные
учебные действия

Познавательные
учебные действия

- соотносить свои действия и их результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения, контролировать звучание собственной
речи, отбор лексико-грамматических средств языка.
- следовать предложенному плану, контролировать и
оценивать собственные действия, соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности.
- делать простейшие обобщения, сравнивать на
наглядном материале; узнавать названия предметов и
действий из обиходно-бытовой лексики
- употреблять в речи звукоподражания, отдельные
слова из обиходно-бытовой лексики, уметь строить
простую фразу, составлять короткий рассказ с
опорой на серию картин.
- уметь правильно использовать письменные
принадлежности, соотносить звук с буквой, читать
слоги, слова, короткие предложения; складывать
слоги и слова из разрезной азбуки; писать слова,
короткие предложения по обведению, по образцу,
под диктовку.

Предметные результаты:
В ходе реализации программы учащиеся научатся:
- различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите;
- различать гласные и согласные звуки по их основным признакам;
- определять характер звуков: гласные (ударные, безударные), согласные
(звонкие, глухие, твердые, мягкие);
- проводить фонетический разбор;
- определять количество слогов, образовывать новые слова путем
перестановки слогов;
- узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их
существенные признаки на основе предложенного плана;
- различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по их основным
признакам;
- подбирать действие, признаки к предметам, предметы к действиям;
образовать
относительные
прилагательные,
прилагательные
с
уменьшительно-ласкательным значением;
- подбирать прилагательные с противоположным значением, прилагательные,
близкие по значению;
- использовать отработанную лексику (номинативный, предикативный
словарь) в самостоятельной речи.
- практически использовать в речи словосочетания (существительное и глагол,
существительное с предлогом и глагол, существительное и прилагательное);
- образовывать нужную в предложении форму слова;
- использовать в предложении слова различных частей речи (имя
существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между
ними по вопросам;
- отвечать полным предложением, используя слова вопроса;
- последовательно выкладывать сюжетные картинки, определять основную
идею сюжета и составлять предложения, рассказы по предложенному
материалу, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативных задач, выписывать из текста слова, словосочетания и
предложения;
- использовать элементы текста для поиска нужной информации, делать
выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования (списывание, обсуждение изученных текстов), оценивать
уместность использования слов в тексте;
- писать под диктовку, списывать слова, предложения, тексты;
- участвовать в диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;
- понимать речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально реагировать на услышанное;
- осуществлять самооценку своих действий;
- осуществлять выбор из нескольких вариантов;
- работать совместно в группе для достижения общей цели;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией;

- применять полученные знания в новых ситуациях.
Содержание программы
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Слоговая структура слова.
Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль
гласных.
Ударение.
Место ударения в слове. Ударные и безударные гласные. Ударение.
Выделение ударного гласного. Безударные гласные. Смыслоразличительная
роль ударения.
Твердые и мягкие согласные.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными и-ы.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными а-я.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными у-ю.
Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными о-ё.
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». Мягкий знак в
слове. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в конце слова.
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в середине слова.
Разделительный
мягкий
знак.
Дифференциация
смягчающего
и
разделительного мягкого знака.
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение
одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и
много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и
множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные
женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие
большие и маленькие предметы. Сравнение двух предметов. Предмет и его
части.
Слова, обозначающие действие предмета.
Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того
же глагола. Употребление глаголов с различными приставками. Изменение
слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих
действия, по родам. Подбор слов-действий к словам-предметам.
Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.
Слова, обозначающие признак предмета.
Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков
предмета. Образование относительных прилагательных. Образование
прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор
прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных,
близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие
предметы, действия, признаки».

Предложение.
Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение
количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением
различных
падежей.
Деформированное
предложение.
Дополнение
предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений.
Повествовательные
предложения.
Вопросительные
предложения.
Восклицательные предложения. Использование предлогов в речи. Предлоги в
предложении. Сложные предложения. Итоговая проверочная работа

Тематическое планирование для 5-9 классов
Тема
Обследование речевой системы
Работа со словом
Работа с предложением
Оценка результативности коррекционной работы
Всего:

Количество
часов
1ч
21 ч
11 ч
1ч
34 ч

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема занятия

24
25
26

Вводное занятие.
Обследование речевого развития.
Предложение.
Состав предложения.
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы
Текст
Выделение ударного гласного
Безударные гласные
Смыслоразличительная роль ударения
Смыслоразличительная роль ударения
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными а-я
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными у-ю
Дифференциация мягких и твердых согласных
перед гласными о-ё
Мягкий знак в слове
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «ь» в середине слова
Выделение признаков связного текста. Тема
текста. Основная мысль текста
Составление предложений из слов.
Объединение их в связный текст
Состав слова. Анализ слова по морфемам.
Грамматические признаки имени
существительного. Значение имени
существительного в речи
Согласование прилагательных с
существительными в падеже
Согласование прилагательных с
существительными в падеже
Согласование прилагательных с
существительными во времени
Слова-действия
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действие предмета.

27

Часть слова - приставка

13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23

Дата по
плану

Дата по
факту

28
29
30
31
32
33
34

Образование слов с помощью приставки
Часть слова – суффикс
Образование слов с помощью суффиксов
Образование слов с помощью суффиксов и
приставок
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
Закрепление.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».