Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От 29.08.2025 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________ Рощупкина Л.А.
29.08.2025 г
Приказ № 174 от 29.08.2025 г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
для учащихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ» и учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ»
на 2025-2026 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
для 5 класса является частью АООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» и состоит из
следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного
предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена с учётом возрастных и
психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Настоящей программой на изучение данного предмета в 5 классе предусматривается 68
часов в год (2 часа в неделю).
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству;
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности.
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью
и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня
их знаний и умений.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Настоящей программой на изучение учебного предмета «Рисование (изобразительное
искусство)» в 5 классе предусматривается 2 часа в неделю (68 часов в год).
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у
него положительных навыков и привычек.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать и выражать свои мысли вслух;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
–использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные
результаты освоения
АООП
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, знание названий предметов, подлежащих
рисованию;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов
в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов
и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.;
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании
предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема
предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при
рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура
изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг
друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на
основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать
в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками.
Иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Развитие у учащихся
умения применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной
умелости.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах,
развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании
рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять
эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
5 КЛАСС
№
Тема
Количество часов
1
Рисование с натуры.
16
2
Декоративное рисование.
25
3
Рисование на темы.
14
4
Беседы об изобразительном искусстве.
8
5
Иллюстрирование
произведений.
Итого
отрывков
из
литературных
5
68 часов
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Рисование (изобразительное искусство)» для учащихся 5 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
№
Тема урока
Дата по
плану
1
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов
(стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление узора в полосе из растительных
элементов.
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).
Рисование геометрического орнамента в круге (круг по шаблону).
Рисование геометрического орнамента в круге.
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы
(ваза керамическая).
Рисование на тему: «Осень за моим окном».
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Рисование на тему: «Цвета осенних листьев».
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой
спуск).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
(дорожные работы).
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Палех).
Оформление пригласительного билета 15\20 см.
Рисование на тему: «Деревня. Деревянный мир».
Рисование с натуры объемного предмета конической формы
(детская пирамидка).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование симметрических форм (насекомое-бабочка).
Самостоятельное составление узора из растительных декоративно
переработанных элементов в геометрической форме (по выбору
учащихся).
Рисование с натуры объемного предмета (телевизор).
Рисование фигуры человека (туловище, голова).
Рисование фигуры человека (руки, ноги).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(чемодан).
Узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону
диаметр 12 см).
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Жостово).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Рисование карнавальных новогодних очков.
Рисование на тему: «Лес зимой».
Рисование карнавальной, новогодней маски.
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Гжель).
Рисование с натуры игрушки (грузовик).
Декоративное рисование открытки «С новым годом!».
Рисование симметричных форм: насекомые – жук.
Рисование на тему: «Зимние развлечения».
02.09.2025
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
04.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
16.09.2025
18.09.2025
23.09.2025
25.09.2025
30.09.2025
02.10.2025
07.10.2025
09.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
28.10.2025
06.11.2025
11.11.2025
13.11.2025
18.11.2025
20.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
02.12.2025
04.12.2025
09.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
23.12.2025
25.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
Дата по
факту
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Рисование с натуры объемного предмета (радиоприемник).
Рисование в квадрате узора из растительных форм.
Беседа на тему: «Мама. Материнство».
Рисование в квадрате узора (мамин платок).
Декоративное рисование открытки «8 МАРТА».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (табурет,
стул).
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Хохлома).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С.
Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Рисование с натуры объемного предмета (часы).
Составление узора в круге с применением осевых линий и
использование декоративно переработанных природных форм
(стрекоза и цветок тюльпана).
Рисование на тему: «Моя любимая книга».
Декоративное рисование открытки «С Новосельем».
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше
уровня зрения (скворечник).
Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка.
Рисование на тему: «Мой герой, кумир».
Рисование с натуры игрушки (трактор).
Составление узора в круге с применением осевых линий и
использование декоративно переработанных природных форм
(божья коровка и грибок).
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Городец).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Рисование на тему: «Народные праздники».
Рисование симметричных форм: насекомые – стрекоза.
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(коробка).
Рисование на тему: «Удивительный транспорт».
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных
художественных промыслов». (Дымково).
Рисование на тему: «Весна красна!»
Декоративное рисование открытки «День Победы!».
Беседа на тему: «Великая Отечественная война – в картинах
художников».
Рисование на тему: «Мы за мир!».
Беседа на тему: «Мудрость старости».
Рисование на тему: «Портрет моего дедушки».
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С.
Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде».
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Рисование на тему: «Я и мои друзья».
15.01.2026
20.01.2026
22.01.2026
27.01.2026
29.01.2026
03.02.2026
05.02.2026
10.02.2026
12.02.2026
17.02.2026
19.02.2026
24.02.2026
26.02.2026
03.03.2026
05.03.2026
10.03.2026
12.03.2026
17.03.2026
19.03.2026
24.03.2026
26.03.2026
07.04.2026
09.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
21.04.2026
23.04.2026
28.04.2026
30.04.2026
05.05.2026
07.05.2026
12.05.2026
14.05.2026
21.05.2026