Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
От 29.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор МБОУ
по УВР
«Первомайская СОШ»
_______Янькова Н.И.
________Рощупкина Л.А.
29.08.2025г.
Приказ №174от 29.08.2025г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Биология»
Для учащихся 7-9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология для 7-9 классов на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.И. Никишова и учебным
планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение предмета
«Биология» 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов.
Содержание учебного предмета
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных,
строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые
объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей
со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс
биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи,
изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1.
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле,
воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и
животных, а также об организме человека и его здоровье);
2.
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3.
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения
окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений,
грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых
можно содержать дома и HIв школьном уголке природы;
5.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья
человека.
Тематика курса
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе;
продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со
знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями,
которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают
формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем
можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая
последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения
3
знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми
признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы,
отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее
распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных
растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать
по цветным таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни
некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма
и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о
строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.
Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят
нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся
сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования
гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение,
употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение
физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его
жизнедеятельности.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов
природоведения 5-6 класса, с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались
основные знания о неживой природе;
формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом
изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
1.
2.
3.
4.
5.
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень
Минимально-необходимый уровень
7 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерии, грибов, а - некоторые биологические особенности, а
также растений из их основных групп: мхов, также приемы возделывания наиболее
папоротников, голосеменных и цветковых; распространенных сельскохозяйственных
строение
и
общие
биологические растений, особенно местных;
особенности цветковых растений; разницу - разницу ядовитых и съедобных грибов;
цветков и соцветий;
знать
вред
бактерий
и
способы
- некоторые биологические особенности, а предохранения от заражения ими.
также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных
растений, особенно местных;
4
- разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать пред бактерий и способы
предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других
групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых
групп
(бобовых,
розоцветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Учащийся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между
изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой
из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение
тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных
представителей
изученных
групп
животных, особенно тех, которые широко
распространены в местных условиях;
значение изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за домашними
инекоторыми
сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах
строения и образа жизни изученных
животных;
- устанавливать
взаимосвязи
между
животными и их средой обитания:
приспособления к ней, особенности
строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми
сельскохозяйственными животными (для
сельских вспомогательных школ) или
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры растений некоторых
групп
(бобовых,
розоцветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
8 класс
Учащийся должны знать:
- названия некоторых наиболее типичных
представителей
изученных
групп
животных, особенно тех, которые широко
распространены в местных условиях;
значение изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за домашними
и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
живых объектах);
- проводить несложный уход за некоторыми
сельскохозяйственными животными (для
сельских вспомогательных школ) или
домашними животными (птицы, звери,
рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их
породах, поведении и повадках).
5
домашними животными (птицы, звери,
рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их
породах, поведении и повадках).
9 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение - влияние физических нагрузок на
основных органов организма человека;
организм;
элементарное представление о функциях
вредное влияние курения и алкогольных
основных органов и их
напитков на организм;
систем;
основные
санитарно-гигиенические
- влияние физических нагрузок на правила.
организм;
вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
основные
санитарно-гигиенические
правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о Учащиеся должны уметь:
соблюдать
санитарно-гигиенические
строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью правила.
сохранения и укрепления своею здоровья;
соблюдать
санитарно-гигиенические
правила.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии
Оценка
«5»
«4»
«3»
Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать
ответ, привести примеры, допускает
единичные ошибки, которые
исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но
допускает неточности и исправляет их
с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить
примерами, делает это с помощь
учителя, нуждается в постоянной
помощи учителя.
6
Минимально необходимый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать
ответ, привести примеры, допускает
единичные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но
допускает неточности и исправляет их
с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает частичное знание и
понимание основных положений
данной темы, но излагает материал
неполно, и непоследовательно,
затрудняется самостоятельно
подтвердить примерами, делает это с
помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Структура курса 7 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
1
2
3
4
5
6
7
Изучаем живую природу
Знакомство с цветковыми растениями
Цветок. Плод
Семя
Корень
Лист
Стебель
8
1
2
1
4
3
1
четверть
2
3
Итого:
4
3
6
3
2ч.
1ч.
4ч.
3ч.
4ч.
6ч.
3ч.
Растение – целостный организм
2
2ч.
9
Споровые и семенные растения
2
10
Многообразие покрытосеменных растений
11
12
6ч.
4
2
15ч.
Многообразие бактерий и грибов
4
4ч.
5
5ч.
13
Практические работы с комнатными и
садовыми растениями
Растения ЕАО
2
2ч.
14
15
Повторение
Лабораторные, практические работы
2
2ч.
6ч.
16
Экскурсии
Итого:
1
16ч.
3ч.
68ч.
13
4
2
1
16ч.
1
20ч.
16ч.
Структура курса
8 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
1
2
3
4
Введение
Беспозвоночные животные (хар-ка)
Черви
Насекомые
5
6
7
8
9
10
Позвоночные животные (хар-ка)
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие, или звери
1
2
1
3
8
1
1
Итого:
16ч.
7
четверть
2
3
Итого:
4
2ч.
1ч.
3ч.
8ч.
5
6
4
1
16ч.
10
10
16
1ч.
6ч.
6ч.
4ч.
11ч.
26ч.
20ч.
16ч.
68ч.
Структура
курса9 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Общий обзор
Опорно-двигательная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Выделительная система
8
9
10
11
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья
12
Лабораторные работы
1
1
5
9
5
8
2
Итого:
4
1ч.
5ч.
14ч.
8ч.
7ч.
9ч.
2ч.
5
9
2
3
Итого:
№ урока
четверть
2
3
1
1
1
16ч.
16ч.
20ч.
Наименование раздела и тем
1
8
6
1
4ч.
8ч.
6ч.
1ч.
3ч.
16ч.
68ч.
Дата
Часы
учебного
времени
план
1.
Введение. Что изучает биология?
1
01.09
2.
1
03.09
3.
Класс Птицы
Общие признаки птиц. Внешнее строение.
Внутреннее строение птиц.
1
08.09
4.
Размножение и развитие птиц.
1
10.09
5.
Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.
1
15.09
6.
Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека.
1
17.09
7.
Птицы болот.
1
22.09
8.
Многообразие птиц.
1
24.09
9.
Домашние птицы.
1
29.09
8
факт
10.
Птицеводство.
1
01.10
11.
Доклады учащихся
1
06.10
12.
1
08.10
13.
Класс Пресмыкающиеся
Общие признаки. Внешнее строение.
Внутреннее строение.
1
13.10
14.
Размножение и развитие.
1
15.10
15.
Многообразие пресмыкающихся и их охрана.
1
20.10
16.
Сходство с земноводными по строению и образу жизни.
1
22.10
17.
Обобщающий урок.
1
27.10
18.
Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее
строение.
Внутреннее строение млекопитающих.
1
05.11
1
10.11
Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни,
питание, размножение.
Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение. Сравнение зайца и кролика.
Разведение домашних кроликов.
1
12.10
1
17.10
1
19.10
1
24.10
24.
Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ
жизни, размножение, значение.
Дикие хищники.
1
26.10
25.
Разведение норки на зверофермах.
1
01.12
26.
Домашние хищники
1
03.12
27.
Ластоногие.
1
08.12
28.
Китообразные
1
10.12
29.
Парнокопытные
1
15.12
30.
Непарнокопытные.
1
17.12
31.
1
22.12
32.
Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая
характеристика.
Многообразие млекопитающих
1
24.12
33.
Обобщающий урок.
1
29.12
34.
Общее знакомство с цветковыми растениями Строение
растения.
Строение цветка.
1
12.01
1
14.01
19.
20.
21.
22.
23.
35.
9
36.
Соцветия.
1
19.01
37.
Опыление цветков.
1
21.01
38.
Разнообразие плодов.
1
26.01
39.
Распространение плодов и семян.
1
28.01
40.
Распространение плодов и семян
1
02.02
41.
Строение растения.
1
04.02
42.
Строение цветка.
1
09.02
43.
Соцветия.
1
11.02
44.
Опыление цветков.
1
16.02
45.
Разнообразие плодов.
1
18.02
46.
Разнообразие плодов.
1
25.02
47.
Распространение плодов и семян.
1
02.03
48.
1
04.03
1
11.03
50.
Семена растений Внешний вид и строение семени
двудольных растений (на примере фасоли).
Внешний вид и строение семени однодольных растений
(на примере пшеницы).
Условия прорастания семян.
1
16.03
51.
Определение всхожести семян.
1
18.03
52.
Правила заделки их в почву.
1
23.03
53.
Обобщающий урок.
1
25.03
54.
1
06.04
55.
Общий обзор строения организма человека. Клетка, её
состав.
Ткани.
1
08.04
56.
Системы органов.
1
13.04
57.
Кровь. Кровообращение. Значение крови.
1
15.04
58.
Состав крови.
1
20.04
59.
Движение крови по сосудам.
1
22.04
60.
Строение сердца.
1
27.04
61.
Большой и малый круги кровообращения.
1
29.04
49.
1
0
62.
Сердечно
сосудистые
предупреждения.
63.
64.
заболевания
и
их
1
04.05
Первая помощь при кровотечении.
1
06.05
1
13.05
65.
Дыхательная система. Органы дыхательной системы.
Значение дыхания.
Строение лёгких Газообмен.
1
18.05
66.
Гигиена дыхания.
1
19.05
67.
Болезни органов дыхания.
1
20.05
68.
Обобщающий урок.
1
25.05
Итого:
часов
1
1
68