Адаптированная рабочая программа у Биология 7-9Б классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
От 29.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор МБОУ
по УВР
«Первомайская СОШ»
_______Янькова Н.И.
________Рощупкина Л.А.
29.08.2025г.
Приказ №174от 29.08.2025г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Биология»
Для учащихся 7-9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025
2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология для 7-9 классов на основе адаптированной

основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.И. Никишова и учебным
планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение предмета
«Биология» 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов.
Содержание учебного предмета
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных,
строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые
объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей
со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс
биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи,
изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1.
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле,
воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и
животных, а также об организме человека и его здоровье);
2.
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3.
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения
окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений,
грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых
можно содержать дома и HIв школьном уголке природы;
5.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья
человека.
Тематика курса
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе;
продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со
знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями,
которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают
формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем
можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая
последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения

3

знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми
признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы,
отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее
распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных
растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать
по цветным таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни
некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма
и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о
строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.
Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят
нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся
сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования
гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение,
употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение
физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его
жизнедеятельности.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов
природоведения 5-6 класса, с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались
основные знания о неживой природе;
формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом
изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
1.
2.
3.
4.
5.

Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень

Минимально-необходимый уровень
7 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерии, грибов, а - некоторые биологические особенности, а
также растений из их основных групп: мхов, также приемы возделывания наиболее
папоротников, голосеменных и цветковых; распространенных сельскохозяйственных
строение
и
общие
биологические растений, особенно местных;
особенности цветковых растений; разницу - разницу ядовитых и съедобных грибов;
цветков и соцветий;
знать
вред
бактерий
и
способы
- некоторые биологические особенности, а предохранения от заражения ими.
также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных
растений, особенно местных;

4

- разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать пред бактерий и способы
предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других
групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых
групп
(бобовых,
розоцветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Учащийся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между
изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой
из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение
тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных
представителей
изученных
групп
животных, особенно тех, которые широко
распространены в местных условиях;
значение изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за домашними
инекоторыми
сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах
строения и образа жизни изученных
животных;
- устанавливать
взаимосвязи
между
животными и их средой обитания:
приспособления к ней, особенности
строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми
сельскохозяйственными животными (для
сельских вспомогательных школ) или

Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры растений некоторых
групп
(бобовых,
розоцветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
8 класс
Учащийся должны знать:
- названия некоторых наиболее типичных
представителей
изученных
групп
животных, особенно тех, которые широко
распространены в местных условиях;
значение изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за домашними
и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
живых объектах);
- проводить несложный уход за некоторыми
сельскохозяйственными животными (для
сельских вспомогательных школ) или
домашними животными (птицы, звери,
рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их
породах, поведении и повадках).
5

домашними животными (птицы, звери,
рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их
породах, поведении и повадках).
9 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение - влияние физических нагрузок на
основных органов организма человека;
организм;
элементарное представление о функциях
вредное влияние курения и алкогольных
основных органов и их
напитков на организм;
систем;
основные
санитарно-гигиенические
- влияние физических нагрузок на правила.
организм;
вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
основные
санитарно-гигиенические
правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о Учащиеся должны уметь:
соблюдать
санитарно-гигиенические
строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью правила.
сохранения и укрепления своею здоровья;
соблюдать
санитарно-гигиенические
правила.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии
Оценка
«5»

«4»

«3»

Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать
ответ, привести примеры, допускает
единичные ошибки, которые
исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но
допускает неточности и исправляет их
с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить
примерами, делает это с помощь
учителя, нуждается в постоянной
помощи учителя.

6

Минимально необходимый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать
ответ, привести примеры, допускает
единичные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но
допускает неточности и исправляет их
с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает частичное знание и
понимание основных положений
данной темы, но излагает материал
неполно, и непоследовательно,
затрудняется самостоятельно
подтвердить примерами, делает это с
помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

Структура курса 7 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№

Тема раздела

1
2
3
4
5
6
7

Изучаем живую природу
Знакомство с цветковыми растениями
Цветок. Плод
Семя
Корень
Лист
Стебель

8

1
2
1
4
3
1

четверть
2
3

Итого:
4

3
6
3

2ч.
1ч.
4ч.
3ч.
4ч.
6ч.
3ч.

Растение – целостный организм

2

2ч.

9

Споровые и семенные растения

2

10

Многообразие покрытосеменных растений

11
12

6ч.

4
2

15ч.

Многообразие бактерий и грибов

4

4ч.

5

5ч.

13

Практические работы с комнатными и
садовыми растениями
Растения ЕАО

2

2ч.

14
15

Повторение
Лабораторные, практические работы

2

2ч.
6ч.

16

Экскурсии
Итого:

1
16ч.

3ч.
68ч.

13

4

2

1
16ч.

1
20ч.

16ч.

Структура курса
8 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№

Тема раздела

1
2
3
4

Введение
Беспозвоночные животные (хар-ка)
Черви
Насекомые

5
6
7
8
9
10

Позвоночные животные (хар-ка)
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие, или звери

1
2
1
3
8
1
1

Итого:

16ч.
7

четверть
2
3

Итого:
4
2ч.
1ч.
3ч.
8ч.

5
6
4
1
16ч.

10
10

16

1ч.
6ч.
6ч.
4ч.
11ч.
26ч.

20ч.

16ч.

68ч.

Структура
курса9 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№

Тема раздела

1
2
3
4
5
6
7

Введение
Общий обзор
Опорно-двигательная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Выделительная система

8
9
10
11

Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья

12

Лабораторные работы

1
1
5
9

5
8
2

Итого:
4
1ч.
5ч.
14ч.
8ч.
7ч.
9ч.
2ч.

5
9
2
3

Итого:

№ урока

четверть
2
3

1

1

1

16ч.

16ч.

20ч.

Наименование раздела и тем

1
8
6
1

4ч.
8ч.
6ч.
1ч.
3ч.

16ч.

68ч.

Дата

Часы
учебного
времени

план

1.

Введение. Что изучает биология?

1

01.09

2.

1

03.09

3.

Класс Птицы
Общие признаки птиц. Внешнее строение.
Внутреннее строение птиц.

1

08.09

4.

Размножение и развитие птиц.

1

10.09

5.

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

1

15.09

6.

Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека.

1

17.09

7.

Птицы болот.

1

22.09

8.

Многообразие птиц.

1

24.09

9.

Домашние птицы.

1

29.09

8

факт

10.

Птицеводство.

1

01.10

11.

Доклады учащихся

1

06.10

12.

1

08.10

13.

Класс Пресмыкающиеся
Общие признаки. Внешнее строение.
Внутреннее строение.

1

13.10

14.

Размножение и развитие.

1

15.10

15.

Многообразие пресмыкающихся и их охрана.

1

20.10

16.

Сходство с земноводными по строению и образу жизни.

1

22.10

17.

Обобщающий урок.

1

27.10

18.

Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее
строение.
Внутреннее строение млекопитающих.

1

05.11

1

10.11

Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни,
питание, размножение.
Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение. Сравнение зайца и кролика.
Разведение домашних кроликов.

1

12.10

1

17.10

1

19.10

1

24.10

24.

Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ
жизни, размножение, значение.
Дикие хищники.

1

26.10

25.

Разведение норки на зверофермах.

1

01.12

26.

Домашние хищники

1

03.12

27.

Ластоногие.

1

08.12

28.

Китообразные

1

10.12

29.

Парнокопытные

1

15.12

30.

Непарнокопытные.

1

17.12

31.

1

22.12

32.

Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая
характеристика.
Многообразие млекопитающих

1

24.12

33.

Обобщающий урок.

1

29.12

34.

Общее знакомство с цветковыми растениями Строение
растения.
Строение цветка.

1

12.01

1

14.01

19.
20.
21.
22.
23.

35.

9

36.

Соцветия.

1

19.01

37.

Опыление цветков.

1

21.01

38.

Разнообразие плодов.

1

26.01

39.

Распространение плодов и семян.

1

28.01

40.

Распространение плодов и семян

1

02.02

41.

Строение растения.

1

04.02

42.

Строение цветка.

1

09.02

43.

Соцветия.

1

11.02

44.

Опыление цветков.

1

16.02

45.

Разнообразие плодов.

1

18.02

46.

Разнообразие плодов.

1

25.02

47.

Распространение плодов и семян.

1

02.03

48.

1

04.03

1

11.03

50.

Семена растений Внешний вид и строение семени
двудольных растений (на примере фасоли).
Внешний вид и строение семени однодольных растений
(на примере пшеницы).
Условия прорастания семян.

1

16.03

51.

Определение всхожести семян.

1

18.03

52.

Правила заделки их в почву.

1

23.03

53.

Обобщающий урок.

1

25.03

54.

1

06.04

55.

Общий обзор строения организма человека. Клетка, её
состав.
Ткани.

1

08.04

56.

Системы органов.

1

13.04

57.

Кровь. Кровообращение. Значение крови.

1

15.04

58.

Состав крови.

1

20.04

59.

Движение крови по сосудам.

1

22.04

60.

Строение сердца.

1

27.04

61.

Большой и малый круги кровообращения.

1

29.04

49.

1
0

62.

Сердечно
сосудистые
предупреждения.

63.
64.

заболевания

и

их

1

04.05

Первая помощь при кровотечении.

1

06.05

1

13.05

65.

Дыхательная система. Органы дыхательной системы.
Значение дыхания.
Строение лёгких Газообмен.

1

18.05

66.

Гигиена дыхания.

1

19.05

67.

Болезни органов дыхания.

1

20.05

68.

Обобщающий урок.

1

25.05
Итого:

часов

1
1

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».