Адаптированная рабочая программа Чтение (литературное чтение) 5-9Бклассы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
СОШ»
Протокол №1
Л.А.
От 29.08.2025г.
29.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______Янькова Н.И.
29.08.2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская
________Рощупкина
Приказ №174от

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Чтение(литературное чтение)»
Для учащихся 5-9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Чтение «составлена с учетом психофизических
особенностей обучающихся с ОВЗ. Программа разработана в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой и учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение чтения в 59 классах 4 часа в неделю( 136 ч. в год).
Цель изучения: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетентности учащихся.
Формировать у учащихся технику чтения, развивать беглость, правильность,
выразительность, понимание прочитанного материала.
Продолжать знакомить учащихся с произведениями писателей русской литературы,
учить понимать смысл художественного произведения, отвечать на поставленные вопросы,
выделять главную мысль произведения, определять основные черты характера главных
действующих лиц.
Развивать словарный запас учащихся, знакомить их с новыми словами и закрепить
знание переносных значений слов.
Учить делить текст на части, составлять простой план художественного произведения
с помощью учителя. Развивать навык пересказа по составленному плану и выразительного
чтения небольшого отрывка.
Развивать память учащихся, разговорную речь школьников.
Воспитывать бережное отношение к слову, чувство сострадания к животному миру,
развивать чувство прекрасного.
Основные направления коррекционной работы:
1.
Развитие
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
и
закономерности;
2.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
3.
Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение
активного словарного запаса учащихся;
4.
Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Задачи преподавания чтения:
• отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их
пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и
современных писателей;
• учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
• социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний,
умений и навыков, воспитания личности.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах
осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и
понятийном материале.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные
причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по
каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного
воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным
ситуациям.
В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется
тематический принцип подбора литературного материала.
В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся
более объѐмными, тематически и жанрово более обогащѐнными, что создаѐт предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения,
представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор,
произведения русской классической и современной литературы, а также произведения
зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.
Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с
научнопопулярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками
синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными
словосочетаниями и короткими предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой
чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом
помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и
исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы
обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание
прочитанного.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» является
формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4)умение высказывать своѐ отношение к героям, выражать свои эмоции; 5)умение
оценивать поступки в соответствии с определѐнной ситуацией.
6)
достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
7)
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
1) Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
3) Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
4) Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

5) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике).
6) Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную
литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать
самооценку своей деятельности.
7) Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
8) Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1) Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого
материала.
2) Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
3) Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4) Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах:
текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
5) Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
2) Слушать и понимать речь других.
3) Вступать в диалог на уроке и в жизни.
4) Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
5) Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог,
6) Устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей
разных видов речи и ситуаций общения;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-9 класс
№ п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9

Разделы
Устное народное творчество
Сказки
Картины родной природы:
Лето – 10 часов
Осень – 8 часов
Зима – 9 часов
Весна – 16 часов
О друзьях-товарищах
Басни И. Крылова
Спешите делать добро
О животных
Из прошлого нашего народа
Из произведений зарубежных писателей

Кол-во часов
9
23
43

11
8
13
13
7
9

Итого:

136ч

Календарно-тематическое планирование (чтение)
№

Тема

1

Что объединяет в себе слово Родина?
Знакомство
с
эпиграфом.
Песков
«Отечество». М. Ножкин «Россия»

2

Колво
часов
1

Дата
плану

Что объединяет в себе слово Родина?
Знакомство
с
эпиграфом.
Песков
«Отечество». М. Ножкин «Россия»

1

02.09

3

Что объединяет в себе слово Родина?
Знакомство
с
эпиграфом.
Песков
«Отечество». М. Ножкин «Россия»

1

04.09

4

Русская народная сказка «Сивка бурка»

1

05.09

5

Русская народная сказка «Сивка бурка»

1

08.09

6

Русская народная сказка «Умный мужик»,
Журавль и цапля»

1

09.09

7

Баллады.В.А.Жуковский «Перчатка»

1

11.09

8

Былина. Илья Муромец и Соловей-разбойник
(отрывок)

1

12.09

9

Былина. Три поездки Ильи Муромца

1

15.09

10

Былина. Добрыня и Змей

1

16.09

11

Пословицы

1

18.09

12

Загадки

1

19.09

13

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

1

22.09

14

М.Я.Басина «Публичное испытание»

1

23.09

15

И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

1

25.09

16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди

1

26.09

17

А.С.Пушкин «Памятник» (отрывок), «Во
глубине сибирских руд…»

1

29.09

«

01.09

по

Дата
факту

по

18

А.С.Пушкин «Памятник» (отрывок), «Во
глубине сибирских руд…»

1

30.09

19

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

02.10

20

А. С. Пушкин. Стихотворения – посвящения
«И.И.Пущину», «Няне»

1

03.10

21

А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимний
вечер»

1

06.10

22

А.С.Пушкин. Любовная лирика: «Сожженное
письмо» (отрывок), «Я вас любил»

1

07.10

23

А.С.Пушкин. Любовная лирика: «Сожженное
письмо» (отрывок), «Я вас любил»

1

09.10

24

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»

1

10.10

25

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»

1

13.10

26

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его
Балде»

1

14.10

27

И. А. Крылов. Биографические сведения.
Жанр басни. Особенности басен Крылова.

1

16.10

28

И. Крылова «Ворона и лисица»

1

17.10

29

И. Крылова «Щука и кот»

1

20.10

30

И. Крылова «Квартет»

1

21.10

31

И. Крылова «Кукушка и петух»

1

23.10

32

И. Крылова «Осел и соловей»

1

24.10

33

И. Крылова «Муха и пчела»

1

27.10

34

И. Крылова «Волк и Журавль»

1

28.10

35

М.Ю.Лермонтов. Биографическая справка

1

06.11

36

М.Ю.Лермонтов. Биографическая справка.

1

07.11

37

Проверка техники чтения

1

10.11

38

М.Ю.Лермонтов биография, «Смерть поэта»,
«Родина»

1

11.11

39

М.Ю.Лермонтов биография, «Смерть поэта»,
«Родина»

1

13.11

40

М.Ю.Лермонтов биография, «Смерть поэта»,
«Родина»

1

14.11

41

Тема
одиночества
в
стихотворениях
М.Ю. Лермонтова «Парус», «Сосна».

1

17.11

42

Тема
одиночества
в
стихотворениях
М.Ю. Лермонтова «Парус», «Сосна».

1

18.11

43

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

20.11

44

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

21.11

45

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

24.11

46

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

25.11

47

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

27.11

48

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

28.11

49

«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» (отрывок)

1

01.12

50

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

1

02.12

51

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного
подъезда» (отрывок)

1

04.12

52

Н. А. Некрасов «Несжатая полоса»

1

05.12

53

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда
деревенская..»

1

08.12

54

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

1

09.12

55

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
(отрывок)

1
11.12

56

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1

12.12

57

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

1

15.12

58

И.С.Никитин.
Биографическая
«Русь» (отрывок)

1

16.12

59

И.С.Никитин. « Встреча зимы»

1

18.12

60

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

1

19.12

61

И.С.Никитин. «Весело сияет месяц над
селом»

1

22.12

62

И.С.Тургенев. Биографическая справка.

1

23.12

63

И.С.Тургенев. Биографическая справка.

1

25.12

64

Проверка техники чтения

1

26.12

65

И.С.Тургенев «Муму»

1

29.12

66

И.С.Тургенев «Муму»

1

30.12

67

И.С.Тургенев «Осенний день в березовой
роще» (отрывок)

1

12.01

68

Л.Н.Толстой. Биографическая справка.

1

13.01

69

Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении)

1

15.01

70

Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении)

1

16.01

71

А.Толстой «Детство Никиты» (отрывок)

1

19.01

72

А.П.Чехов.
«Ванька»

1

20.01

73

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1

22.01

74

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1

23.01

75

А.П.Чехов «Хамелеон»

1

26.01

76

А.П.Чехов «Хамелеон»

1

27.01

77

В.Г.Короленко
(отрывки).

«Слепой

музыкант»

1

29.01

78

В.Г.Короленко
(отрывки).

«Слепой

музыкант»

1

30.01

Биографическая

справка.

справка.

79

В.Г.Короленко
(отрывки).

«Слепой

музыкант»

1

02.02

80

В.Г.Короленко
(отрывки).

«Слепой

музыкант»

1

03.02

81

В.Г.Короленко
(отрывки).

«Слепой

музыкант»

1

05.02

82

В.Г.Короленко
сокращении)

«Дети

подземелья»

(в

1

06.02

83

В.Г.Короленко
сокращении)

«Дети

подземелья»

(в

1

09.02

84

Ю.Качаев «Грабитель»

1

10.02

85

М.Горький. Биографическая справка. «Макар
Чудра» (отрывок)

1

12.02

86

М.Горький. Биографическая справка. «Макар
Чудра» (отрывок)

1

13.02

87

М.Горький. Биографическая справка. «Макар
Чудра» (отрывок)

1

16.02

88

М.Горький «Детство» (отрывок из повести)

1

17.02

89

М.Горький «В людях» (отрывок из повести)

1

19.02

90

С.Есенин. Биографическая справка. «Спит
ковыль…»

1

С.Есенин. Биографическая справка. «Спит
ковыль…»

1

92

С.Есенин «Пороша»

1

26.02

93

С.Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

27.02

94

А.П.Платонов. Биографическая
«Разноцветная бабочка»

справка.

1

02.03

95

А.П.Платонов. Биографическая
«Разноцветная бабочка»

справка.

1

03.03

96

А.П.Платонов. Биографическая
«Разноцветная бабочка»

справка.

1

05.03

97

А.Н.Толстой.
Биографическая
«Русский характер»

справка.

1

06.03

91

20.02

24.02

98

А.Н.Толстой.
Биографическая
«Русский характер»

справка.

1

10.03

99

А.Н.Толстой.
Биографическая
«Русский характер»

справка.

1

12.03

100

А.Н.Толстой.
Биографическая
«Русский характер»

справка.

1

13.03

101

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка.
«Некрасивая девочка»

1

16.03

102

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка.
«Некрасивая девочка»

1

17.03

103

По В. Астафьеву «Злодейка» Проверка
техники чтения

1

19.03

104

По В. Астафьеву «Злодейка»

1

20.03

105

К.Г.Паустовский. Биографическая справка.
«Телеграмма»

1

23.03

106

К.Г.Паустовский. Биографическая справка.
«Телеграмма»

1

24.03

107

К.Г.Паустовский «Последний черт»

1

26.03

108

По К.Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»

1

27.03

109

ПО В. Астафьеву «Зорькина песня»

1

06.04

110

В. Астафьев «Далекая и близкая сказка»

1

07.04

111

Р.И.Фраерман. Биографическая справка.
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой
любви» (отрывки)

1

09.04

112

Р.И.Фраерман. Биографическая справка.
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой
любви» (отрывки)

1

10.04

113

Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

1

13.04

114

В.П.Катаев «Флаг»

1

14.04

115

Л.А.Кассиль.
Биографическая
«Пекины бутсы»

справка.

1

16.04

116

Л.А.Кассиль.
Биографическая
«Пекины бутсы»

справка.

1

17.04

117

Р.П.Погодин.Биографическая
«Алфред»

118

справка

1

20.04

Р.П.Погодин «Время говорит-пора»

1

21.04

119

А.Т.Твардовский. Биографическая справка.
«Василий ркин» (отрывки из поэмы)

1

23.04

120

А.Твардовский
метелей»

1

24.04

121

По Е.Барониной «Рассказы про детей»

1

27.04

122

В.М.Шукшин.
Биографическая
«Гринька Малюгин»

справка.

1

28.04

123

В.М.Шукшин.
Биографическая
«Гринька Малюгин»

справка.

1

30.04

124

В.М.Шукшин.
Биографическая
«Гринька Малюгин»

справка.

1

04.05

125

По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

1

05.05

126

В.Драгунский «Кот в сапогавх»

1

07.05

127

В.Драгунский «Кот в сапогавх»

1

08.05

128

В.Медведев Звездолет «Брунька»

1

12.05

129

Урок внеклассного чтения. Произведения о
войне.

1

14.05

130

А.А.Суриков.
«Родина»

Биографическая

справка.

1

15.05

131

А.А.Суриков.
«Родина»

Биографическая

справка.

1

18.05

132

Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка,
весел…»

1

19.05

133

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на
лету…»

1

21.05

134

В.Бианки «Весна идет»

1

22.05

135

В. Бианки «Май» Проверка техники чтения

1

25.05

136

Г.Скребицкий «Весенняя песня»

1

26.05

«Как

после

мартовских

Итого: 136 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».