Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От 29.08.2025 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________Рощупкина Л.А.
29.08.2025 г
Приказ № 174 от 29.08.2025 г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для учащихся 5 – 9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе
АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом
авторской Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
В.В. Воронковой и учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку является частью АООП ООО МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые
результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Настоящей программой на изучение русского языка учащимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах предусматривается
136 часов в год (4 часа в неделю).
1. Цель и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель – формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и
источнике получения знаний, использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач и поднятие на более высокий уровень навык устной
коммуникации, её применение в различных ситуациях общения.
Задачи:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания,
говорения;
- выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса
грамматики, правописания и развития речи;
- формирование элементарной коммуникативной компетенции;
- выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма.
2. Планирование предметных результатов достижений обучающихся.
Личностные результаты:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; осознание своей идентичности как
гражданина многонациональной страны, объединённой одним языком общения – русским;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
- Достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Владение всеми видами речевой деятельности:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
общественную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
- освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни:
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам;
- применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
- коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Предметные
результаты
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Списывать текст целыми словами и
словосочетаниями
Писать под диктовку текст с изученными
орфограммами
Выделять тему текста, участвовать в
обсуждении основной мысли
Самостоятельно воспроизводить текст,
воспринятый частями (свободный диктант)
после предварительной отработки каждой
части (до 60 слов)
Подбирать однокоренные слова, разбирать
слова по составу (простые случаи самостоятельно)
Доказывать принадлежность слов к
определённым частям речи, ориентируясь
на их значение и вопрос с помощью
опорных таблиц
Пользоваться школьным орфографическим
словарём
Достаточный уровень:
Списывать текст целыми словами
Писать под диктовку текст с
предварительно разобранными трудными
орфограммами
Участвовать в обсуждении темы и идеи
текста
Исправлять текст с помощью учителя
Подбирать однокоренные слова с помощью
учителя
Различать части речи по вопросам с
помощью учителя
Пользоваться школьным орфографическим
словарём с помощью учителя
3. Содержание учебного предмета.
Повторение. Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит. Согласные твёрдые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Непроверяемые
гласные и согласные в словах.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и
распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые,
второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания
при однородных членах предложения. Связь слов в предложении. Простые и сложные
предложения.
Слово. Состав слова.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в
образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в
корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный Ъ знак.
Части речи.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол,
наречие, местоимение, числительное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской, женский и средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, рожь)
и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание
падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний
прилагательных с помощью вопроса.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Использование местоимений как
средства связи предложений в тексте. Лицо и число местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений в тексте.
Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению, их использование в
предложениях.
Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам.
Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. Списывание текста с изменением лица
местоимения и глагола в предложениях.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы глагола
(ться, тся).
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.
Наречие. Значение наречий в речи. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где?
когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных (веселый - весело).
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение
предложений наречиями.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Правописание
числительных.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте. Поздравительная открытка. Письмо
родителям, друзьям. Поздравление. Объявление.
Связная речь с элементами творчества.
(Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного
материала по русскому языку).
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных,
школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, материалам
наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика:
жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Сочинение с опорой на картинку (описание места) и план-схему: вступление, главная часть,
заключение.
Тематическое планирование предмета «Русский язык» для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 5 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Повторение. Звуки и буквы.
11
2
3
4
5
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Итого
19
19
87
136
Тематическое планирование предмета «Русский язык» для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Повторение. Звуки и буквы.
11
2
3
4
5
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Итого
19
19
87
136
Тематическое планирование предмета «Русский язык» для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 7 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Повторение. Звуки и буквы.
11
2
3
4
5
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Итого
19
19
87
136
Тематическое планирование предмета «Русский язык» для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 8 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Повторение. Звуки и буквы.
11
2
3
4
5
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Итого
19
19
87
136
Тематическое планирование предмета «Русский язык» для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 9 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Повторение. Звуки и буквы.
11
2
3
4
5
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Итого
19
19
87
136
Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы по
русскому языку для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5, 6, 7, 8, 9 классов
№
Тема урока
урока
Повторение. Звуки и буквы. (11 часов)
1
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
2
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
3
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.
4
Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
5
6
Звонкие и глухие согласные.
7
Ударные и безударные гласные.
8
Правописание безударных гласных.
9
Непроверяемые гласные и согласные в словах.
10
Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы».
11
Работа над ошибками.
Предложение. Текст. (19 часов)
12
Выражение в предложении законченной мысли .
13
Нераспространенные и распространенные предложения.
14
Нераспространенные и распространенные предложения.
Порядок слов в предложении.
15
Дата по
плану
02.09.2025
03.09.2025
04.09.2025
05.09.2025
09.09.2025
10.09.2025
11.09.2025
12.09.2025
16.09.2025
17.09.2025
18.09.2025
19.09.2025
23.09.2025
24.09.2025
25.09.2025
16
Связь слов в предложении.
26.09.2025
17
Простое предложение с однородными членами.
30.09.2025
18
Сложное предложение.
01.10.2025
19
Сложное предложение с союзами и, а, но.
02.10.2025
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Главные члены предложения. Подлежащее.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Упражнения в определении главных членов предложения.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения.
Различие текста от группы отдельных предложений.
Подготовка к диктанту по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение».
Деловое письмо. Адрес.
03.10.2025
07.10.2025
08.10.2025
09.10.2025
10.10.2025
14.10.2025
15.10.2025
16.10.2025
17.10.2025
21.10.2025
22.10.2025
Состав слова. Текст.(19 часов)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание.
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Корень слова и однокоренные слова.
Общее и различие в однокоренных словах.
Окончание – изменяемая часть слова.
Установление связи между словами с помощью окончания.
Упражнения в нахождении окончания.
Приставка. Предлог.
Суффикс.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Безударные гласные в корне слова.
23.10.2025
24.10.2025
28.10.2025
05.11.2025
06.11.2025
07.11.2025
11.11.2025
12.11.2025
13.11.2025
14.11.2025
Дата по
факту
41
Слово-корень с ударной гласной.
18.11.2025
42
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
19.11.2025
43
Непроизносимые согласные в корне слова.
20.11.2025
44
Гласные и согласные в приставках.
21.11.2025
45
Деловое письмо. Поздравительная открытка.
25.11.2025
46
Разделительный Ъ после приставок.
26.11.2025
47
Сложные слова.
27.11.2025
48
Проверочная работа по теме «Состав слова».
28.11.2025
49
Работа над ошибками.
Части речи. (87 часов)
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи.
50
02.12.2025
03.12.2025
51
Имена существительные собственные и нарицательные.
04.12.2025
52
Имена существительные собственные и нарицательные.
05.12.2025
53
Правописание имён собственных.
09.12.2025
54
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
10.12.2025
55
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
11.12.2025
56
Упражнения в различии одушевлённых и неодушевлённых
существительных.
12.12.2025
57
Изменение имён существительных по числам (единственное и 16.12.2025
множественное число).
58
Употребление существительных в единственном и
множественном числе.
17.12.2025
59
Род имён существительных.
18.12.2025
60
61
Различение существительных по родам.
Существительные мужского рода.
19.12.2025
23.12.2025
62
Существительные женского рода.
24.12.2025
63
Существительные среднего рода.
25.12.2025
64
Деловое письмо. Письмо.
26.12.2025
65
Правописание Ь после шипящих у существительных
мужского и женского рода
30.12.2025
66
Изменение существительных по падежам.
13.01.2026
67
68
69
70
14.01.2026
15.01.2026
16.01.2026
20.01.2026
71
Определение падежей существительных по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Подготовка к проверочной работе по теме «Имя
существительное».
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
72
Работа над ошибками.
22.01.2026
Имя прилагательное
21.01.2026
Имя прилагательное как часть речи.
Распространение предложений прилагательными.
Прилагательные, противоположные по значению.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончания имен прилагательных мужского рода.
Окончания имен прилагательных женского рода.
Окончания имен прилагательных среднего рода.
Изменение прилагательных по родам.
Падежные окончания прилагательных мужского, женского и
среднего рода.
Склонение имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных.
Деловое письмо. Поздравление.
Склонение имён прилагательных женского и среднего рода.
Подготовка к проверочной работе по теме «Имя
прилагательное».
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Работа над ошибками.
Прилагательное. Закрепление знаний.
23.01.2026
27.01.2026
28.01.2026
29.01.2026
30.01.2026
03.02.2026
04.02.2026
05.02.2026
06.02.2026
10.02.2026
Глагол как часть речи
25.02.2026
92
Время глагола. Настоящее время глагола
26.02.2026
93
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола
27.02.2026
94
Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола
03.03.2026
95
Изменение глаголов по числам
04.03.2026
96
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
05.03.2026
97
Правописание частицы НЕ с глаголами
06.03.2026
98
Правописание -тся, -ться в глаголах
10.03.2026
99
Деловое письмо. Объявление.
11.03.2026
100
Изменение глаголов по лицам. Определение лица глагола с
помощью местоимения.
12.03.2026
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
Глагол.
91
101
Наречие. Значение наречий в речи.
102
Образование наречий от прилагательных
103
Глагол. Закрепление знаний.
104
Проверочная работа по теме «Глагол».
Местоимение.
105
Местоимение как часть речи.
106
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
107
Число местоимений (единственное, множественное).
108
Склонение личных местоимений.
109
Личные местоимения с предлогами.
110
Склонение местоимений 3-го лица.
111
Правописание личных местоимений с предлогами.
112
Обобщающие упражнения.
113
Упражнения на закрепление.
114
Проверочные вопросы и задания.
115
Сочинение-описание по готовому плану.
Имя числительное.
11.02.2026
12.02.2026
13.02.2026
17.02.2026
18.02.2026
19.02.2026
20.02.2026
24.02.2026
13.03.2026
17.03.2026
18.03.2026
19.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
25.03.2026
26.03.2026
27.03.2026
07.04.2026
08.04.2026
09.04.2026
10.04.2026
14.04.2026
15.04.2026
Имя числительное.
Количественные и порядковые числительные.
Правописание числительных.
Правописание Ь в числительных.
Правописание числительных от 5 до 30, от 50 до 80, от 500 до
900.
121
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
122
Обобщающие упражнения.
123
Проверочное задание.
Части речи. Обобщение.
124
Имя существительное.
125
Имя прилагательное.
126
Глагол.
127
Местоимение. Наречие.
128
Обобщающие упражнения.
129
Обобщение и систематизация знаний
130
Изложение по заданному плану.
131
Подготовка к итоговой контрольной работе.
132
Подготовка к итоговой контрольной работе.
133
Итоговая контрольная работа.
134
Повторение пройденного.
135
Повторение пройденного.
136
Итоговый урок.
116
117
118
119
120
16.04.2026
17.04.2026
22.04.2026
22.04.2026
23.04.2026
24.04.2026
28.04.2026
29.04.2026
30.04.2026
05.05.2026
06.05.2026
07.05.2026
08.05.2026
12.05.2026
13.05.2026
14.05.2026
15.05.2026
20.05.2026
21.05.2026
22.05.2026
26.05.2026