Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"
_______________Янькова Н.И.
____________ Рощупкина Л.А.
от «28» 08.2025 г.
Приказ №174 от «29» 08.2025 г.
АДАПРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 3-4 классов с ОУ (интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское 2025
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса
коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для
обучающихся 3-4 классов.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2
года обучения:
для 3 класса – 68 часов;
для 4 класса – 68 часов
На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Занятия
проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной
инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание,
застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур,
дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический
диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие,
мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с
глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной
мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких
частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога,
вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных
(походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных
геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического
конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей
предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному
признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его
отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких
деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5
деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование
бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа
«Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх
предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных
предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх
предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на
глаз.
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание
музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее –
правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием
предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного
расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога.
Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4
равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и
перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их
закономерная смена.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции
педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать словом;
составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства
предметов;
зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
различать запахи и вкусовые качества, называть их;
сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в
пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
определять время по часам.
4 класс
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и
четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности
мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание
геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический
диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь
двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных
ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей
тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение
словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины,
цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6
предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов.
Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.).
Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию.
Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических
фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей
на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).
Формирование
произвольности
зрительного
восприятия;
дорисовывание
незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
(2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых
картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное
– мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных
приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка
вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные,
цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение
объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов
(чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия,
совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости,
длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений
на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения;
предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по
отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное
моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);
предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и поразному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий
педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 9. Восприятие времени (8 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов.
Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных
жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога,
составлять план действий;
выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
пользоваться элементами расслабления;
группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать
их словом;
смешивать цвета, называть их;
конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
находить нереальные элементы нелепых картинок;
определять противоположные качества и свойства предметов;
самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания
по запаху и вкусу;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
определять возраст людей.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Всего часов
1.
2.
Обследование детей.
Развитие крупной и мелкой моторики;
графомоторных навыков.
Тактильно-двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной
памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
1
12
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
5
4
14
6
6
6
7
7
Всего 68
Календарно-тематическое планирование по адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся 3-4 класса c умственной отсталостью
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
№ Название
п/п занятий
1
раздела,
Обследование
принятых детей
тематика Колво
часов
вновь
1
Форма проведения
Групповое и
индивидуальное
обследование
Оборудование
Информационное
обеспечение
Диагностический
пакет методик
Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)
2
Упражнения
меткости
на
развитие
1
Занятие-игра
в зале «Кольцеброс»,
дартс, «Тир»
Мячи, скакалки
стрелки-символы
3
Развитие
согласованности
движений на разные группы
мышц
(по
инструкции
1
Занятие-игра
в зале
«Дорожка следов»
Полоса
препятствий
Дата проведения
По плану
По факту
педагога)
4
Обучение
целенаправленным
действиям по двух- и
трехзвенной
инструкции
педагога.
1
5
Пальчиковая гимнастика с
речевым сопровождением
1
Занятиеигра
6
Совершенствование
точности мелких движений
рук
1
ЗанятиеПрактикум (завязывание,
развязывание, шнуровка,
застегивание)
Т.Томилина
«Зарядка для
пальчиков».-
7
Обводка
контуров
предметных изображений,
штриховка
в
разных
направлениях
1
Традиционное
Внутренние и
внешние
трафареты
8
Рисование
образцу
по
1
Традиционное
Игры со
шнурками;
Пособие
«Гусеница»
9
Графический
диктант
(зрительный и на слух)
1
Занятиеигра
Мат-алы для
аппликации
10 Графический
диктант
(зрительный и на слух)
1
Занятиеигра
Мат-алы для
аппликации
11 Вырезание ножницами из
бумаги
по
контуру
предметных изображений
1
Практическая работа
12 Вырезание ножницами из
бумаги
по
контуру
предметных изображений
1
Практическая работа
13 Работа в технике объемной и
рваной аппликации
1
Занятиеигра
бордюров
Занятие-путешествие
Мячи
(два шага вперед —
скакалки
поворот направо — один стрелки-символы
шаг назад и т. д.)
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
14 Определение предметов на
ощупь, выделение разных
свойств и качеств
1
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
(мягкие и жесткие,
крупные и мелкие
предметы)
Набор
разнообразных
предметов
15 Восприятие поверхности на
ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая).
1
Практическая работа
Дидактическая игра «Что
бывает ... (пушистое)»
Набор
разнообразных
предметов
16 Восприятие поверхности на
ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая).
1
Практическая работа
Дидактическая игра «Что
бывает ... (пушистое)»
Набор
разнообразных
предметов
17 Работа с пластилином и
глиной
(раскатывание,
скатывание, вдавливание).
1
Практическая работа
Лепка «Овощи»
Пластилин
18 Игры с сюжетной мозаикой
1
Практическая работа
Наборы мозаики
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
19 Формирование ощущений от
статических и динамических
поз различных частей тела
(глаза,
рот,
пальцы),
вербализация собственных
ощущений
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа
для ног, пособие
«акробаты»,
20 Формирование ощущений от
статических и динамических
поз различных частей тела
(глаза,
рот,
пальцы),
вербализация собственных
ощущений
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа
для ног, пособие
«акробаты»,
21 Выразительность движений
(имитация
повадок
животных, инсценирование
школьных событий)
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа
для ног, пособие
«акробаты»,
22 Выразительность движений
(имитация
повадок
животных, инсценирование
школьных событий)
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа
для ног, пособие
«акробаты»,
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (9 часов)
23 Сравнение и обозначение
словом формы предметов
(3—4 предмета)
1
Традиционное
геометрические
фигуры и (шар,
куб)
24 Понятие
Упражнения в
круга и овала
«овал».
сравнении
1
Традиционное
Предметные
картинки
25 Комбинирование
разных
форм из геометрического
конструктора по инструкции
1
Традиционное
Предметы
разнообразные по
форме
26 Составление сериационных
рядов по величине из 4—5
предметов
1
Традиционное
Предметы
разнообразные по
величине
27 Составление сериационных
рядов по величине из 4—5
предметов
1
Традиционное
Предметы
разнообразные по
величине
28 Группировка предметов по
самостоятельно
выделенному признаку
1
Традиционное
Предметы
разнообразные по
длине
29 Цветовой спектр.
теплые и холодные
Цвета
1
Дидактическая игра «Что
Предметы
бывает такого цвета»
разнообразные по
толщине
30 Составление сериационного
ряда из 4—5 кругов разной
насыщенности одного цвета
1
Дидактическая игра
«Подбери предмет такого
же цвета»
Геометрический
конструктор
31 Дидактическая
«Цветик-семицветик»
1
Работа с геометрическим конструктором.
Геометрический
конструктор
игра
Развитие зрительного восприятия (9 часов)
32 Узнавание предмета по его
отдельным
частям.
1
Традиционное
Предметные
картинки
Дорисовывание
незаконченных изображений
знакомых предметов
33 Составление предмета или
целостной конструкции из
мелких деталей.
1
Работа с геометрическим конструктором.
пазлы,
настольный
«Лего»
34 Составление предмета или
целостной конструкции из
мелких деталей.
1
Работа с геометрическим конструктором.
пазлы,
настольный
«Лего»
35 Совершенствование
зрительно-двигательной
координации рук и глаз.
Рисование бордюров по
наглядному образцу
1
Традиционное
Предметные
картинки
36 Нахождение отличительных
и общих признаков на
наглядном
материале
(сравнение двух картинок)
1
Традиционное
Предметные
картинки
37 Сравнение трех предметов,
отличающихся
незначительными
качествами или свойствами
1
Дидактическая игра «Что
изменилось?» (4—5
предметов)
Предметные
картинки
38 Тренировка
памяти.
зрительной
1
Традиционное
Дидактическая игра «Что
изменилось?»
Зрительный
тренажер
игра
1
Занятие-игра
40 Упражнения
для
профилактики и коррекции
зрения
1
39 Дидактическая
«Повтори узор»
Зрительный
тренажер
Восприятие особых свойств предметов (6 часов)
41 Развитие осязания (теплее
— холоднее), словесное
обозначение.
1
Практическая работа
Определение
контрастных температур
предметов (грелка, утюг,
чайник)
Сюжетные
картинки
42 Различение
пищевых
запахов
и вкусов, их
словесное обозначение
1
Дидактическая игра
«Узнай на вкус»
Предметные
картинки;
натуральные
предметы
43 Определение
различных
свойств веществ (твердость,
сыпучесть,
вязкость,
растворимость)
1
Практическая работа
Предметные
картинки;
натуральные
предметы
44 Определение
различных
свойств веществ (твердость,
сыпучесть,
вязкость,
растворимость)
1
Практическая работа
Предметные
картинки;
натуральные
предметы
45 Развитие
дифференцированных
ощущений чувства тяжести
1
Практическая работа
Взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Предметные
картинки;
натуральные
(тяжелее—легче).
предметы
46 Развитие
дифференцированных
ощущений чувства тяжести
(тяжелее—легче).
1
Практическая работа
Взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Предметные
картинки;
натуральные
предметы
Развитие слухового восприятия (6 часов)
47 Определение направления
звука в пространстве (справа
— слева — спереди —
сзади).
1
Занятиепрактикум
Дидактическая игра
«Догадайся, откуда звук»
Детские
музыкальные
инструменты
48 Выполнение действий по
звуковому сигналу (поворот
головы на определенный
звук).
1
Занятиепрактикум
Дидактическая игра
«Прерванная песня»
Детские
музыкальные
инструменты;
аудио и
медиафайлы
49 Выполнение действий по
звуковому сигналу (поворот
головы на определенный
звук).
1
Занятиепрактикум
Дидактическая игра
«Прерванная песня»
Детские
музыкальные
инструменты;
аудио и
медиафайлы
50 Различение музыкальных и
речевых звуков по высоте
тона
1
Прослушивание
музыкальных
произведений
аудио и
медиафайлы
51 Различение мелодий по
темпу,
прослушивание
музыкальных отрывков
1
Занятиепрактикум
аудио и
медиафайлы
52 Развитие чувства ритма.
Дидактическая игра «Мы —
барабанщики»
1
Занятиепрактикум
Восприятие пространства (7 часов)
53 Ориентировка
в
пространстве (в помещении
и на улице), вербализация
пространственных
отношений
с
использованием предлогов
1
54 Развитие пространственного
праксиса, словесный отчет о
выполнении задания.
1
55 Моделирование
пространственного
расположения мебели
комнате.
1
Традиционное
Дидактическая игра
«Обставим комнату»
Мячи
скакалки
стрелки-символы
56 Деление листа на глаз, на
две и четыре равные части
1
Традиционное
Набор предметов
57 Расположение предметов в
вертикальном
и
горизонтальном полях листа
1
Традиционное
Листы бумаги
разного формата
58 Ориентировка
1
Традиционное
Предметные
на
в
листе
Занятие-игра
в зале
Мячи
скакалки
стрелки-символы
Занятие-игра
Мячи
в зале. Дидактическая
скакалки
игра «Куда пойдешь, то и стрелки-символы
найдешь»
бумаги разного размера,
прикрепленном к доске
(вертикальное расположение
листа)
59 Расположение предметов и
их
перемещение
на
поверхности парты
картинки;
натуральные
предметы
1
Дидактическая игра
«Определи положение
предмета»
Восприятие времени (9 часов)
60 Определение
часам
времени
по
1
Дидактическая игра
«12месяцев»
графическая
модель «Сутки»
61 Определение
часам
времени
по
1
Дидактическая игра
«12месяцев»
графическая
модель «Сутки»
62 Длительность
временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5
мин, 1 ч)
1
Работа с графической
моделью «Времена года»
графическая
модель «Сутки»
63 Длительность
временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5
мин, 1 ч)
1
Работа с графической
моделью «Времена года»
графическая
модель «Сутки»
64 Дидактическая игра «Успей
за 1, 2, 5 мин»
1
Игры с моделью часов
Табл. «Дни
недели»
65 Объемность времени (сутки,
неделя, месяц, год)
1
Игры с моделью часов
Табл. «Дни
недели»
66 Объемность времени (сутки,
неделя, месяц, год)
1
Игры с моделью часов
Табл. «Дни
недели»
67 Времена
года,
закономерная смена.
их
1
Игры с моделью часов
Модель часов
68 Дидактическая игра «Когда
это бывает?»
1
Занятие-путешествие
Карта города
Временска