Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Заместитель директора
по УВР
Директор МБОУ
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
____________Янькова Н.И.
29.08.2024 г.
"Первомайская СОШ"
__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1– 4 классов
с. Первомайское, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ 1 - 4 класса на основе ФГОС, в соответствии с
учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Рабочая программа по изобразительному искусству является частью АООП ООН
МБОУ «Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование.
На учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится в 1 классе – 33часа в год
(1 час в неделю (33 учебных недели); во 2 - 4 классе - 34 часа в год (1 час в неделю (34
учебных недель. Всего: 135часов
Цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи изучения
предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
развитии
аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета.
Личностные результаты усвоения курса
У обучающихся будут формироваться следующие умения:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить;
овладение начальными навыками адаптации в окружающей действительности;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
развитие адекватного представления о собственных способностях;
овладение основами здорового образа жизни, бережного отношения к материальным
и духовным ценностям.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой
и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
проверка работы по образцу;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников с помощью учителя. Познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством учителя. Коммуникативные
базовые учебные действия:
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.
Содержание программы
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила
поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего
места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности;
правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть,правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и
рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией»для развития целостного восприятия
объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа
от …, слева от …, посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина.
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии
(по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима
на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных
форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде
сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь»,
«часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент»,
«скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной
линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по
клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый
и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства Примерные
темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура,
декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов,
И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая,
гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Тематическое планирование 1-4 класс
№
Раздел
1
Вводное занятие
2
Декоративное рисование
3
Рисование на темы
4
Рисование с натуры
5
Беседы об изобразительном искусстве
Класс
1 класс
33
Итого
135
•
•
•
•
•
•
•
2 класс
34
3 класс
34
4 класс
34
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1 класс
В конце учебного года обучающиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом),
правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от
руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), различать и называть
цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений,
известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
2 класс:
o
o
o
o
o
Минимальный уровень:
знание названий художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения,
санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил
композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
умение изображать с натуры, по
памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы;
умение ориентироваться в пространстве
листа;
размещать изображение одного
предмета в соответствии с
параметрами изобразительной
поверхности.
Учащиеся должны знать:
o названия и назначение художественных
материалов, инструментов и
принадлежностей, используемых на
уроках изобразительного искусства во 2
классе;
o выразительные средства
изобразительного искусства: «линия»,
«цвет»; o основные цвета
солнечного спектра, цвета
ахроматического ряда;
o названия изображаемых на уроке
предметов, действий объектов;
o правила работы с краской, карандашом;
o строение (конструкцию) изображаемых
предметов: части тела человека, части
дерева, дома;
o порядок расположения одного или
нескольких изображений на листе
бумаги.
o
o
o
o
Достаточный уровень:
знание названий
художественных материалов,
инструментов и
приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения,
санитарно-гигиенических
требований при работе с
ними;
знание правил композиции,
цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
умение ориентироваться в
пространстве листа;
умение рисовать с натуры, по
памяти после
предварительных наблюдений
и адекватно передавать все
признаки и свойства
изображаемого объекта.
Учащиеся должны уметь:
o свободно, без напряжения
проводить от руки линии в
нужных направлениях, не
поворачивая при этом лист
бумаги;
o ориентироваться на плоскости
листа бумаги и в готовой
геометрической форме в
соответствии с инструкцией
учителя;
o использовать данные
учителем ориентиры
(опорные точки) и в
соответствии с ними
размещать изображения,
направления штрихов и
равномерный характер
нажима на карандаш;
o рисовать от руки предметы
округлой, прямоугольной и
треугольной формы;
o понимать принцип
повторения или чередования
элементов в узоре (по форме,
цвету);
o различать и знать названия
цветов;
o узнавать в иллюстрациях
персонажей народных сказок,
проявлять
эмоциональноэстетическое
отношение к ним.
3 класса.
Обучающиеся должны уметь:
•
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости
от пространственного расположения изображаемого;
•
с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа
бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; с
помощью распределять величину изображения в зависимости от размера листа
бумаги;
•
анализировать с помощью учителя строение предмета;
•
с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные
особенности;
•
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по
образцу);
•
различать и называть цвета;
•
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе
достоинства и недостатки.
4 класса Обучающиеся
должны уметь:
•
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
•
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных изарубежных
художников, называть их авторов;
•
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно - прикладного искусства);
•
использовать художественные материалы(гуашь, цветные карандаши,акварель,
бумага); •
•
применять основные средства художественной выразительности врисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и
конструктивных работах:
•
•
выполнять иллюстрации к произведениям литературы и музыки.
УМК
1. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные
программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова _М. : Просвещение, 2019
2.Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные
программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова _М. : Просвещение, 2019
3.Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные
программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова _М. : Просвещение, 2019
Информационное обеспечение образовательного процесса
•
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
•
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
•
Учительский портал http://www.uchportal.ru
•
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
•
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема урока
Мастера изображения, постройки и украшения.
Художественное
восприятие
окружающей
действительности.
Твои игрушки. Игрушки создает художник.
«Одушевление» неожиданных материалов.
Игрушки
художественных
промыслов.
Художественные промыслы России.
Посуда у тебя дома. Декор предметов быта
Обои и шторы у тебя дома. Орнамент инструментами
цифровой графики
Мамин платок. Орнамент на ткани. Выразительные
свойства орнамента
Твои книжки. Дизайн и иллюстрации детской книжки
Поздравительная открытка. Создание поздравительной
открытки в графическом редакторе
Искусство в твоем доме. Художественное восприятие
окружающей действительности
Памятники архитектуры. Образ архитектурной
постройки. Художник-архитектор
Дом на экране компьютера. Моделирование в
графическом редакторе
Парки, скверы, бульвары. Художник-ландшафтный
архитектор
Ажурные ограды. Техники и материалы декоративноприкладного творчества
Волшебные
фонари.
Техники
и
материалы
декоративно-прикладного творчества
Витрины. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Бумагопластика или аппликация
Удивительный транспорт. Фантазийный рисунок или
бумагопластика
Труд художника на улицах твоего города (села). Панно.
Коллективная
работа.
Изображение
и
макетирование
Художник в цирке. Сюжетный рисунок по
представлению
Художник в театре. Художественное восприятие
окружающей действительности
Театр на столе. Декорация. Изображение и
макетирование
Театр кукол. Выразительные средства объёмного
изображения. Разнообразие материалов
Дата
по Дата
факту
по плану
05.09.2025
12.09.2025
19.09.2025
26.09.2025
03.10.2025
10.10.2025
17.10.2025
24.10.2025
07.11.2025
14.11.2025
21.11.2025
28.11.2025
05.12.2025
12.12.2025
19.12.2025
26.12.2025
16.01.2026
23.01.2026
30.01.2026
06.02.2026
13.02.2026
Маски. Графика или аппликация. Мимика в
изображении лица маски
Афиша и плакат. Изображение и текст. Выразительные
23
свойства плаката
Школьный карнавал. Конструкция одежды и декор
24
карнавального персонажа
Праздник в городе. Декоративно-прикладное искусство
25
в жизни человека
26
Музей в жизни города. Художественные музеи
Картина – особый мир. Картина – особый мир. Жанры
27
живописи. Великие художники-живописцы
Картина-пейзаж. Настроение в пейзаже. Картины
28
великих русских пейзажистов
Картина- портрет. Картины великих русских
29
портретистов. Образ, характер человека в его
художественном портрете
Картина-натюрморт.
Натюрморты
известных
30
художников. О чем рассказали натюрморты
Картины
исторические.
Сюжетный
рисунок31
композиция,
посвященная
знаменательному
событию
Картины бытовые. Сюжетная композиция на бытовую
32
тему
Скульптура в музее и на улице. Виды скульптуры.
33
Памятник и парковая скульптура
34
Художественная выставка
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
22
20.02.2026
27.02.2026
06.03.2026
13.03.2026
20.03.2026
27.03.2026
10.04.2026
17.04.2026
24.04.2026
08.05.2026
15.05.2026
22.05.2026
26.05.2026
34
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Тема урока
1
[[Разнообразие природного ландшафта России. Горы и степи в
пейзажной живописи. (Высота линии горизонта)]]
[[Пейзаж родной земли. Красота среднерусской природы.
Правила перспективного построения пространства]]
[[Деревня – деревянный мир. Конструкция и декор избы.
Единство красоты и пользы]]
[[Деревня – деревянный мир: русское деревянное зодчество]]
[[Красота человека: традиционная красота женского образа в
отечественном искусстве]]
[[Красота человека: традиционная красота мужского образа.
Добрый молодец]]
[[Народные праздники - образ радости и счастливой жизни.
Коллективное панно. Сюжетная композиция]]
[[Каждый народ строит, украшает, изображает. Традиционный
образ сельской жизни. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народа]]
[[Родной угол. Образ древнерусского города-крепости]]
[[Древние соборы. Конструкция и символика древнерусского
каменного храма]]
[[Города Русской земли. Конструкция древнего города.
Пространство городской среды]]
[[Города русской земли. Общее в конструкции и особый характер
в образе каждого древнего города. Особенности архитектуры
Великого Новгорода, Пскова, Суздали, Москвы и других
исторических городов нашей Родины]]
[[Узорочье теремов. Интерьеры теремных палат]]
[[Наряды в царско-княжеских палатах. Декор предметов быта и
одежды]]
[[Пир в теремных палатах. Коллективное панно. Сюжетная
композиция. Аппликация]]
[[Архитектура народов мира. Народы гор и степей. Пейзаж и
традиционное жилище. Сакля. Юрта – конструкция и
символика в постройке]]
[[Материалы и форма бытовых предметов. Знаки, мотивы и
символы орнаментов у народов степей и гор]]
[[Жизнь человека в природе гор и степей. Красота пейзажа с
традиционными постройками. Сюжетная композиция
живописными или графическими материалами]]
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Дата
изучения
по плану
01.09.2025
08.09.2025
15.09.2025
22.09.2025
29.09.2025
06.10.2025
13.10.2025
20.10.2025
27.10.2025
10.11.2025
17.11.2025
24.11.2025
01.12.2025
08.12.2025
15.12.2025
22.12.2025
29.12.2025
12.01.2026
Дата
изучения
по факту
№ п/п
Тема урока
19
[[Художественная культура народов мира. Образ природы в
японской культуре. Пагода]]
[[Изображение человека в японском искусстве. Традиционные
праздники. Коллективное панно]]
[[Города в пустыне. Архитектура народов мира. Мечеть]]
[[Города в пустыне. Символические знаки и особенности
орнаментов декоративно-прикладного искусства]]
[[Древняя Эллада. Древнегреческий храм и древнегреческая
скульптура]]
[[Древнегреческая вазопись. Изображение движения человека в
графическом редакторе]]
[[Панно «Олимпийские игры в Древней Греции». Коллективная
работа. Аппликация]]
[[Архитектура народов мира. Европейские средневековые города.
Готический собор]]
[[Панно-аппликация «Площадь средневекового города»]]
[[Урок-обобщение: многообразие художественных культур в
мире. Построение на экране компьютера конструкции зданий
храмов разных религий]]
[[Искусство объединяет народы. Тема материнства в искусстве
народов. Сюжетная композиция живописными материалами]]
[[Тема в искусстве «Мудрость старости». Сюжетная композиция
живописными или графическими материалами]]
[[Тема «Сопереживания». Тема сострадания и утверждения
доброты в искусстве. Сюжетная композиция живописными
или графическими материалами]]
[[Тема «Герои и защитники» в искусстве. Скульптурные
памятники и мемориальные комплексы. Лепка эскиза
памятника героям]]
[[Тема «Юности и надежды» в искусстве. Сюжетная композиция
живописными материалами]]
[[Изображение, украшение и постройка в жизни народов. Урокобобщение]]
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дата
изучения
по плану
19.01.2026
26.01.2026
02.02.2026
09.02.2026
16.02.2026
02.03.2026
16.03.2026
23.03.2026
06.04.2026
13.04.2026
20.04.2026
27.04.2026
04.05.2026
18.05.2026
19.05.2026
25.05.2026
Дата
изучения
по факту