Адаптированная рабочая программа Русский язык 3-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании
педагогического совета

Заместитель директора Директор
МБОУ
по УВР
"Первомайская СОШ"

Протокол №1
от 29.08.2024 г.

____________Янькова Н.И.
29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1– 4 классов

с. Первомайское, 2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ 1 - 4 класса на основе ФГОС, в соответствии с учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ».
Рабочая программа по русскому языку является частью АООП ООН МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование.
На учебный предмет «Русский язык» отводится в 1 классе по 3 часа в неделю - 99
часов в год,(33 учебные недели), во 2-4 классах по 3 часа в неделю (34 учебные недели), по
136 часов в каждом классе за год. Всего: 405 часов.
Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I–IV классах
предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов:
 Подготовка к усвоению грамоты
 Обучение грамоте
 Практические грамматические упражнения и развитие речи
 Чтение и развитие речи
 Речевая практика
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение
языком в разных сферах речевого общения.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:

• Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение
на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

• Формирование

первоначальных
коммуникативно-речевых навыков;

«дограмматических»

понятий

и

развитие

• Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации
для решения практико-ориентированных задач;

• Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
• Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;

• Развитие навыков устной коммуникации;
• Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Общая
характеристика учебного предмета.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского
языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно
позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой
практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно

затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу
школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который
обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные
сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно
осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными
знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических
навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны
приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между
изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать
коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и
буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень
требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых
школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в
коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое
серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически
правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах,
о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и
безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных
и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи,
пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не
фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в
процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них
отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных,
звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий
не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и
безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются
различные разряды слов названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается
понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая
часть - корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки
умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе
разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в

составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в
законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту
связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и
овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и
восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что
важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса - имени существительного
(различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у
школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать
свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию
фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря,
обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения
высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом
и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений
и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки,
трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают
связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их
координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и
прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических
ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая тетрадь содержит большое количество игровых упражнений, занимательных
текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации в овладении
речевыми, графическими и орфографическими навыками.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета. Личностные результаты:

• Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;
•

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);

• Знакомить с профессией учитель.
• Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ.
минутка) Метапредметные результаты:

• Регулятивные УУД:

• Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
• Определить план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: буквы, счѐтные
палочки, круги синего, красного, зелѐного цвета;

• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать буквы по их основным признакам, находить общее и
различие с помощью учителя;
Группировать буквы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью
учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других; Предметные результаты:

• различать звуки на слух и в произношении;
• анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов
разрезной азбуки;

•
•
•
•
•
•

плавно читать по слогам слово;
отвечать на вопросы по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и
предложения. Содержание учебного предмета.
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков
чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой
анализ.
Совершенствование
произносительной
стороны
речи.Формирование
первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без
называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на
слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного
восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и
развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма.
Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных
инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным

грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и
простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор
(совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической
деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте.
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по
структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трѐхбуквенных слогов с твердыми
и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление
и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного,
осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов
(после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких
стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога
после предварительного разбора с учителем. Усвоение приѐмов и последовательности
правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов;
обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на
письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с
опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и
т.д. Практические грамматические упражнения и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные
по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ѐ, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сѐл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и
«Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами.
Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов,
сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнѐзд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и
письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по
вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с
диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из
нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным
текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Тематическое планирование учебного предмета 1-4 класс
Разделы:

Добукварный период
Букварный период
Устная речь
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Повторение пройденного материала за учебный год (закрепление).
Класс
1
2
3
4
Итого
405

Кол-во учебных
недель
33
34
34
34

Кол-во часов в
неделю
3
3
3
3

Кол-во часов за год
99
102
102
102

Планируемые результаты изучения учебного предмета. 1
КЛАСС
Учащиеся должны уметь:

• анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные,
согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и
мягкие на слух, в произношении, написании;

• списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением,
простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

писать

предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; составлять по
заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. 2 КЛАСС
Обучающиеся должны уметь:

•

анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные
звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в
произношении, написании;

•
•

списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

•

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по
структуре предложения, текст после предварительного анализа;
составлять по

заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Достаточный уровень

•
•
•
•

различать звуки и буквы;
различать гласные и согласные звуки с опорой на опорную схему;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
записывать под диктовку прочитанные и разобранные слова и предложения (2-4 слова),
писать под диктовку текст к концу года 10-12 слов;

• составлять

простые распространѐнные предложения по вопросам учителя по
предметным и сюжетным картинам,, на предложенную тему.
Минимальный уровень

• различать звуки и буквы;
• различать гласные и согласные звуки с опорой на образец или опорную схему;
•

делить

слова на слоги для переноса;
списывать по слогам или словами с рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;

• записывать прочитанные и разобранные слова и предложения (6-8 слов);

составлять

простые предложения по картинке.
3 КЛАСС

Обучающиеся должны знать: 
алфавит.
 гласные и согласные буквы и звуки;
 правила написания предложения;
 знать названия предметов, действий, признаков;  правописание собственных и
нарицательных имен;  правописание предлогов.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
 анализировать слова по звуковому составу;
 различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
 определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами;
 писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
4 КЛАСС

•

Учащиеся должны уметь:

•
•
•
•
•

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по
вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

УМК:
•

Русский язык 2класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. Э. В. Якубовская, Я. В.
Коршунова. – М.: «Просвещение», 2019.

•

Русский язык 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. Э. В. Якубовская, Я. В.
Коршунова. – М.: «Просвещение», 2019.

•

Русский язык 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. Э. В. Якубовская, Я. В.
Коршунова. – М.: «Просвещение», 2020.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема урока
Дата
по плану
Выделение предложения из речи и его графическое
01.09.2025
изображение. Количество слов в предложении.
Предложение и его схема.
03.09.2025
Предложения-вопросы и предложения-ответы
05.09.2025
Завершение начатого предложения.
08.09.2025
Различение набора слов и предложения
10.09.2025
Порядок слов в предложении
12.09.2025
Списывание текста по теме: «Предложение».
15.09.2025
Работа над ошибками.
17.09.2025
Знакомство с алфавитом
19.09.2025
Звуки гласные и согласные
22.09.2025
Ударение в словах
24.09.2025
Гласные ударные и безударные. Выделение
26.09.2025
ударного гласного в слове
Гласные ударные и безударные. Выделение
29.09.2025
ударного гласного в слове
Деление слов на слоги
01.10.2025
Деление слов на слоги
03.10.2025
Проверочная работа по теме «Деление на слоги»
06.10.2025
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога
08.10.2025
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога
10.10.2025
Перенос части слова при письме
13.10.2025
Перенос части слова при письме
15.10.2025
Контрольный диктант за I четверть по теме
17.10.2025
«Гласные и согласные».
Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед
20.10.2025
гласными
Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед
22.10.2025
гласными
Упражнения на закрепление тем
24.10.2025
Упражнения на закрепление тем
27.10.2025
Обозначение мягких согласных на письме буквами
05.11.2025
и, е, ё, ю, я
Обозначение мягких согласных на письме буквами
07.11.2025
и, е, ё, ю, я
Буква мягкий знак (ь) на конце слова
05.11.2025
Буква мягкий знак (ь) на конце слова
10.11.2025
Буква мягкий знак в середине слова
12.11.2025
Различение твёрдых и мягких согласных
14.11.2025
Различение твёрдых и мягких согласных
17.11.2025
Диктант по теме «Мягкий знак»
19.11.2025
Написание жи – ши в словах
21.11.2025

Дата
по факту

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Написание жи – ши в словах
Написание ча – ща в словах
Написание ча – ща в словах
Написание чу – щу в словах
Написание чу – щу в словах
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу
Парные звонкие и глухие.
Различение б – п, в – ф.
Различение д – т, г – к
Различение ж – ш, з – с.
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на
конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких и глухих согласных на
конце слова
Правила правописания в словах. Закрепление
знаний.
Контрольный диктант за 2 четверть.
Названия предметов. Различение их по вопросам
кто? что?
Обобщающее название для группы однородных
предметов.
Выделение названий предмета из предложения
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах
людей и кличках животных
Названия действий. Различение их по вопросам что
делает? что делают?
Различение названий действий по вопросам что
делал? что делала? что сделал? что сделала?
Различение названий действий по вопросам что
делал? что делала? что делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
Постановка вопросов к названиям действий
Подбор названий действий к названиям предметов
по вопросам
Контрольный диктант.
Упражнения на закрепление темы
Определение признака предмета по вопросам какой?
какая? какое? какие?
Различение предметов по их признакам
Постановка вопросов к названиям признаков
предмета
Выделение названий признаков предмета из
предложения

24.11.2025
26.11.2025
28.11.2025
01.12.2025
03.12.2025
05.12.2025
08.12.2025
10.12.2025
12.12.2025
15.12.2025
17.12.2025
19.12.2025
22.12.2025
24.12.2025
26.12.2025
29.12.2025
12.01.2026
14.01.2026
16.01.2026
19.01.2026
21.01.2026
23.01.2026
26.01.2026

28.01.2026
30.01.2026
02.02.2026
04.02.2026
06.02.2026
09.02.2026
11.02.2026
13.02.2026

66. Названия предметов, действий и признаков
предмета
67. Предлоги в, на, с, из, у
68. Предлоги к, по со словами
69. Предлог от со словами.
70. Предлоги над, под со словами.
71. Предлог о со словами
72. Предлоги к, по, от, над, под, о со словами.
73. Выделение предложения из текста
74. Предложение законченное и незаконченное
75. Распространение предложений.
76. Слова в предложении
77. Контрольный диктант за четверть.
78. Порядок слов в предложении
79. Составление предложений
80. Предложение. Порядок слов в предложении
81. Деление текста на предложения
82. Связь слов в предложении.
83. Употребление формы винительного падежа в
предложении по вопросам кого?, что?
84. Употребление формы родительного падежа по
вопросам кого? Что?
85. Употребление формы дательного падежа по
вопросам кому? Чему?
86. Употребление формы творительного падежа по
вопросам кем? Чем?
87. Составление и запись предложений по вопросам
кем? Чем?
88. Употребление формы предложного падежа по
вопросам о ком? О чем?
89. Работа с деформированным текстом
90. Контрольный диктант за 4 четверть по теме
«Предложение»
91. Связь слов в предложении.
92. Установление порядка предложений в тексте
93. Закрепление умений в составлении предложений.
94. Слова, обозначающие предмет, действие, признак.
95. Большая буква в именах собственных.
96. Закрепление изученных орфограмм
97. Связь слов в предложении
98. Предлоги. Раздельное написание предлогов
100
Контрольный диктант за год.
101
Работа над ошибками.
102
Повторение и закрепление пройденного материала

16.02.2026
18.02.2026
20.02.2026
25.02.2026
27.02.2026
02.03.2026
04.03.2026
06.03.2026
11.03.2026
13.03.2026
16.03.2026
18.03.2026
20.03.2026
23.03.2026
25.03.2026
27.03.2026
06.04.2026
08.04.2026
10.04.2026
13.04.2026
15.04.2026
17.04.2026
20.04.2026
22.04.2026
24.04.2026
27.04.2026
29.04.2026
04.05.2026
06.05.2026
08.05.2026
13.05.2026
15.05.2026
18.05.2026
20.05.2026
22.05.2026
25.05.2026

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п\п

Раздел, тема урока

Дата
проведения по
плану

1
2
3
4

Выделение предложения из текста.
Предложение законченное и незаконченное.
Завершение начатого предложения.
Предложение и его схема. Распространение
предложений.
Порядок слов в предложении.
Выделение в предложении названий предметов,
действий и признаков.
Алфавит. Расположение слов по алфавиту.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества
гласных и слогов в слове.
Различение ударных и безударных гласных.
Одинаковое написание гласных в ударной и
безударной позиции.
Проверка безударной гласной в слове.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Диктант
Различение твёрдых и мягких согласных перед
гласными.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами
И, Е, Ё, Ю,Я.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Различение твёрдых и мягких согласных.
Активизация словаря по теме.
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
Различение правил правописания в словах.
Знакомство с разделительным мягким знаком.
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без
него.
Правило правописания слов с разделительным мягким
знаком.
Различение сходных по буквам слов с разделительным
мягким знаком и без него.
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и
разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак.
Контрольный диктант
Различение звонких и глухих согласных в словах.
Различение звонких и глухих согласных в словах.
Наблюдение за парными согласными на конце слова.
Наблюдение за парными согласными на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на
конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на
конце слова.

1.09
3.09
5.09
8.09

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

10.09
12.09
15.09
17.09
19.09
22.09
24.09
26.09
29.09
1.10
3.10
6.10
8.10
10.10
13.10
15.10
17.10
20.10
22.10
24.10
27.10
5.11
7.11
10.11
12.11
14.11
17.11
19.11
21.11

Дата
проведени
я по
факту

Проверка написания звонких и глухих согласных на
конце слова.
Различение правил проверки парных согласных и
безударных гласных.
Различение правил проверки парных согласных и
безударных гласных.
Правила правописания в слове.
Правила правописания в слове.
Правила правописания в слове.
Правила правописания в слове.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Различение названий предметов по вопросам кто?
что?
Различение названий предметов по вопросам кого?
чего?
Различение названий предметов по вопросам кому?
чему?
Различение названий предметов по вопросам кем?
чем?
Различение названий предметов по вопросам
оком? о чём?
Выделение названий предметов в предложении.
Контрольное списывание
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей
Большая буква в кличках животных.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень,
улиц.

24.11

Названия предметов. Закрепление знаний.
Определение признаков предметов по вопросам
какой? какая?какое? какие?
Определение признаков предметов по вопросам
какой? какая?какое? какие?
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

28.01
30.01

6.02
9.02

64
65

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Различение признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного
предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного
предмета.
Определение предмета по его признакам.
Различение названий предметов, действий, признаков.

66
67

Постановка вопросов к словам в предложении.
Постановка вопросов к словам в предложении.

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
60
61
62
63

26.11
28.11
1.12
3.12
5.12
8.12
10.12
12.12
15.12
17.12
19.12
22.12
24.12
26.12
29.12
12.01
14.01
16.01
19.01
21.01
23.01
26.01

2.02
4.02

11.02
13.02
16.02
18.02
20.02
25.02

27.02

72

Распространение
предложений
словами,
обозначающими признаки предмета.
Распространение
предложений
словами,
обозначающими признаки предмета.
Распространение
предложений
словами,
обозначающими предметы и признаки предмета.
Распространение
предложений
словами,
обозначающими предметы и признаки предмета.
Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

Предлог ИЗ со словами.
Предлог ЗА со словами.
Предлог БЕЗ со словами.
Предлог ДО со словами.
Предлог ПРО со словами.
Предложение
Предложение
Предложение
Предложение
Выделение предложений из текста.
Выделение предложений из текста.
Выделение предложений из текста.
Порядок и связь слов в предложении.
Порядок и связь слов в предложении.
Порядок и связь слов в предложении.
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Разные по интонации предложения.
Разные по интонации предложения
Повторение по теме
Повторение

13.03
16.03
18.03
20.03
23.03
25.03
27.03
6.04
8.04
10.04
13.04
15.04
17.04
20.04
22.04
24.04
27.04
29.04
4.05
6.05
8.05

94
95
96
97
98
100
101
102

Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Контрольное списывание.
Повторение
Повторение
Итоговый урок.

13.05
15.05
18.05
19.05
20.05
22.05
25.05
26.05

68

69
70
71

2.03
4.03
6.03
11.03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».