Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Первомайская СОШ»
________________Коновалова Т.В.
________________Рощупкина Л.А.
От 28.08.2025 г.
Приказ № 174 от 29.08.2025 г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности художественной направленности
«Волшебная кисточка»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся 7-10 лет
Автор-составитель:
Росщупкина Елена Николаевна
С. Первомайское, 2025
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» составлена с учетом авторской программы М.С. Митрохиной
«АдекАРТ» (школа акварели) и учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Курс реализуется в рамках художественного направления. Программа рассчитана на 3 года обучения. На изучение курса выделяется
101 час: в первый год обучения - 33 часа (1 час в неделю), во второй год обучения - 34 часа (1 час в неделю), в третий год обучения - 34 часа
(1 час в неделю).
Данная программа предназначена для детей 7-10 лет, не владеющих базовыми знаниями и умениями в области художественной
деятельности. Программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» направлена на первичное знакомство учащихся с искусством
живописи, основными жанрами изобразительного искусства, с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
- проявлять учебно-познавательный интерес к изобразительному искусству;
- применять навык самостоятельной работы в поиске решения различных изобразительных задачи работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Метапредметные результаты
Регулятивныерезультаты изучения курса:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные
задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- владеть навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательныерезультаты изучения курса:
- различать изученные виды и жанры изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительномискусстве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного искусства.
Коммуникативныерезультаты изучения курса:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Предметные результатыизучения курса:
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
- эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости;
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В результате занятий изобразительным искусством у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать
красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Содержание учебного курса
1год обучения
Раздел
«В
мастерской
Темы
Инструктаж по ТБ
Жили-были кисточки (урок-знакомство с
Содержание
Введение в курс занятий. Беседа об изобразительном искусстве.
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
художника»
живописными материалами)
Разноцветные сестрички
Знакомство с живописными материалами, инструментами.
Знакомство
с живописными материалами. Изобразительными
свойствами гуаши, акварели.
Радуга в ладошке
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ
рисования радуги. Знакомство с основными и составными цветами.
Танец осенних листьев
Знакомство с теплыми цветами.
Наряд Снежной Королевы
Знакомство с холодными цветами.
«Мир
Основы живописи. Натюрморт «Радость на окошке Закрепление знаний о теплых цветах. Дать понятие о натюрморте
природы»
цветы в горшке»
как об одном из жанров искусства. Знакомство с нетрадиционными
техниками рисования (пальцевая живопись).
Вкусный натюрморт (Фрукты)
Закрепление знаний о теплых цветах. Виды натюрмортов.
Морской пейзаж – «марина». Приемы изображения Закрепление знаний о холодных цветах. Ознакомление с жанром
воды
ИЗО пейзаж, морской пейзаж «марина». Приемы изображения
воды. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (по
«О чем говорят рыбки»
мокрому листу, пуантилизм).
Пейзаж «Зима за окном. Снеговик»
Закрепление знаний о холодных цветах. Виды пейзажа. Знакомство
с белой и черной красками.
Пейзаж «В зимнем лесу»
Изображение разнообразных форм деревьев, совершенствование
умения без напряжения проводить линии в нужном направлении,
нетрадиционные техники рисования деревьев (раздувание).
«Причудливый Анималистический жанр. Восприятие формы
Дать понятие об анималистическом жанре как об одном из жанров
мир
искусства. Творчество художников-анималистов (В. Ватагин, В.
животных»
Серов), демонстрация репродукций их работ.
«Танцующие птицы»
Рисование птиц с показом поэтапного рисования. Компоновка на
листе, прорисовка рисунка, раскрашивание акварелью или гуашью
«Сорока-белобока»
общих форм, прорисовка мелких деталей персонажей фломастерами
Как раскрасить попугая
или мягкими цветными карандашами.
«Наши верные друзья»
Изображение животных: передача характерных черт в деталях (для
каждого животного конкретно). Линия, штрих, пятно и
«Заяц»
художественный образ. Овладение техникой последовательного
«Белочка»
выполнения рисунков животных гуашью. Передача фактуры шерсти
Белые медведи. «В гостях у Умки»
животных.Способы передачи фактуры материалов (гладкая,
Обитатели водной стихии. Дельфины.
пушистая). Работа от общего пятна, с уточнением и прорисовкой
Коллективная работа «Кто в лесу живет»
деталей. Поэтапное рисование с помощью геометрических фигур.
«Мир
«Бабочка»
Рисование по представлению. Использование симметрии.
насекомых»
«Попрыгунья - Стрекоза»
Орнаментальное решение. Нетрадиционные техники рисования –
пуантилизм.
2 год обучения
Раздел
«В
мастерской
художника»
«Мир
природы»
Темы
Содержание
Инструктаж по технике безопасности при
работе.Художник и его инструменты
Инструктаж по технике безопасности. Чем и как рисует художник?
Цветовой спектр. Свойства цвета. Повторение.
Натюрморт как жанр ИЗО. Натюрморт «Дары
осени».
Натюрморт с натуры «Ваза и чайная чашка»
Что такое пуантилизм? Натюрморт «Букет сирени»
Натюрморт в графике. «Натюрморт из
геометрических фигур»
Пейзаж. Виды пейзажа. Пейзаж «Осень золотая»
Натюрморт как
жанр изобразительного искусства. Виды
натюрмортов. Натюрморт в технике пуантилизм. Ознакомление и
рисование с натуры. Волшебный карандаш. Форма и светотень.
Рисование с натуры геометрических тел (цилиндра, пирамиды,
конуса). Объемное изображение геометрических тел, нанесение
штриховки, соблюдая правила работы карандашом.
Пейзаж как жанр ИЗО. Виды пейзажа. Рисование осеннего пейзажа
по представлению. Основные законы композиции, основы
перспективы. Рисование в технике пуантилизм.
«Марина», как вид пейзажа. Мастер маринист И.К.
Айвазовский.Приемы рисования воды.
Анималистический
жанр.Изображение животных: передача
характерных черт в деталях (для каждого животного конкретно).
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Овладение техникой
последовательного выполнения рисунков животных гуашью.
Передача фактуры шерсти животных. Способы передачи фактуры
материалов (гладкая, пушистая). Работа от общего пятна, с
уточнением и прорисовкой деталей. Поэтапное рисование с
помощью геометрических фигур. Что такое силуэтное рисование.
Рисование в технике силуэт.
Рисование птиц с показом поэтапного рисования. Компоновка на
листе, прорисовка рисунка, раскрашивание акварелью или гуашью
общих форм, прорисовка мелких деталей персонажей.
Беседа о портрете. Изображение человека в искусстве разных эпох.
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного
реального человека. Знакомство с конструкцией головы человека.
Пейзаж «В зимнем лесу»
Морской пейзаж. Море в жизни и творчестве И. К.
Айвазовского
«Причудливый Анималистический жанр. Рисуем с помощью
мир
геометрических фигур «Обезьянка»
животных»
Анималистический жанр Рисуем с помощью
геометрических фигур «Слон»
Анималистический жанр. Рисуем с помощью
геометрических фигур «Домашние животные»
(корова)
«Золотая антилопа»
Силуэтное рисование «Олень»
Мир птиц «Лебеди»
«Господин Филин»
Коллективная работа «прогулка в зоопарк»
«Лицо.
Портрет как жанр ИЗО. Мастера портрета.
Основы
Пропорции лица (профиль, анфас)
портрета»
Портрет моей мамы.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица
человека. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма
рта. Рисование отдельных частей лица. Рисование портрета мамы
по памяти.
3 год обучения
Раздел
«В мастерской
художника»
«Мир вещей»
натюрморт
Темы
Инструктаж по технике безопасности при
работе.Чем и как рисует художник? Повторение
Натюрморт. Натюрморт «Дары осени»
Натюрморт в графике «Ваза и груша
«Мир природы»
Вечерний пейзаж.
Осенний пейзаж.
Пейзаж «Зима в нашем селе»
Космический пейзаж
Морской пейзаж
«Причудливый
мир животных»
«Панда»
«Царь зверей - тигр»
Силуэтное рисование. «Лошади»
«Изображение Портрет. Жанры портрета. Художники
людей. Портрет» портретисты
Конструкция головы человека
Содержание
Инструктаж по технике безопасности. Чем и как рисует художник?
Цветовой спектр. Свойства цвета. Повторение
Натюрморт как жанр ИЗО. (Повторение). Рисунок натюрморта.
Компоновка, построение рисунка. Передача объѐма с помощью
штриховки. Закономерности света и тени. Работа от общего к
частному Различная степень интенсивности штриховки. Поэтапное
рисование Работа живописными материалами и простым
карандашом.
Виды пейзажа (повторение). Каким бывает небо в природе и на
картинах художников. Ознакомление с картинами художника Н.
Рериха. Нетрадиционные техники рисования (пуантилизм,
африканская живопись тингатинга). Космический пейзаж как вид
пейзажа. Картины космонавта А. Леонова. Фантазия и реальность.
Рисование фантастического пейзажа. Морской пейзаж. Рисование
пейзажа в графике. Нетрадиционная техника рисования
«ластиком».
Анималистический жанр (повторение). Изображение животных:
передача характерных черт в деталях (для каждого животого
конкретно). Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Овладение техникой последовательного выполнения рисунков
животных гуашью. Передача фактуры шерсти животных. Способы
передачи фактуры материалов (гладкая, пушистая). Работа от
общего пятна, с уточнением и прорисовкой деталей. Поэтапное
рисование с помощью геометрических фигур. Рисование в технике
силуэт.
Изображение человека в искусстве разных эпох. История
возникновения портрета. Портрет как образ определенного
реального человека. Знакомство с конструкцией головы человека.
Групповой портрет «Моя семья»
Нетрадиционные Нетрадиционные техники рисования «Граттаж»,
техники
«Пластилиновая живопись», «Батик», «Эбру»,
рисования
«Дудлинг», «Мандала»
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица
человека. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма
рта. (Повторение).
Знакомство с творчеством художников
портретистов. Жанры портретов.Рисование группового портрета.
Знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования,
их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании. Создание рисунков на основе полученных знаний.
Виды деятельности
Для того, чтобы занятия были интересными предусмотрены разные виды деятельности: познавательная, практическая, творческая.
1. Тематическое планирование
Тема раздела
1 год обучения
№ п/п
1
2
3
4
В мастерской художника
Мир природы
Причудливый мир животных
Мир насекомых
Количество часов
5
9
16
3
33
Итого:
2 год обучения
1
2
3
4
В мастерской художника
Мир природы
Причудливый мир животных
Лицо. Основы портрета
1
10
15
8
34
Итого:
3 год обучения
1
2
3
4
5
6
В мастерской художника
Мир вещей» натюрморт
Мир природы
Причудливый мир животных
Изображение людей. Портрет
Нетрадиционные техники рисования
Итого:
1
5
10
5
4
9
34
Календарно--тематический план (2 год обучения)
№
1
2
Дата
По плану
Фактически
Раздел
«В мастерской
художника»
«Мир природы»
Темы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе .Чем и как
рисует художник? Цветовой спектр. Тѐплые и холодные цвета. Повторение
Дары осени. Натюрморт. Узоры и украшения в природе.
3
Натюрморт с натуры «Ваза и чайная чашка»
4
Натюрморт с натуры «Ваза и чайная чашка»
5
Натюрморт в графике.
6
«Натюрморт из геометрических фигур»
7
Морской пейзаж. Море в жизни и творчестве И. К. Айвазовского.
8
Морской пейзаж.
9
Пейзаж. Виды пейзажа. Пейзаж «Осень золотая»
10
Пейзаж «В зимнем лесу».
11
«Узоры на стекле»
12
Анималистический жанр . Рисуем с помощью геометрических фигур
13
14
15
16
17
Анималистический жанр Рисуем с помощью геометрических фигур
«Обезьянка»
Анималистический жанр Рисуем с помощью геометрических фигур
«Обезьянка»
Анималистический жанр. Рисуем с помощью геометрических фигур
«Домашние животные» (Слон).
Анималистический жанр. Рисуем с помощью геометрических фигур
«Домашние животные» (Слон).
«Мои питомцы»
18
«Мои питомцы»
19
«Золотая антилопа»
20
«Золотая антилопа»
21
Мир птиц «Сорока-белобока»
22
дельфин
23
«Господин Филин»
24
«Господин Филин»
25
Коллективная работа «Прогулка в зоопарк»
26
Коллективная работа «Прогулка в зоопарк»
27
«Лицо. Основы
портрета»
Портрет как жанр ИЗО. Мастера портрета.
28
Пропорции лица. Учимся рисовать отдельные части лица (Глаза , нос, рот,
брови )
29
Пропорции лица в анфас
30
Пропорции лица в профиль учимся рисовать отдельные части головы (уши)
31
Пропорции лица в профиль
32
Портрет моей мамы. Выполнение наброска
33
Портрет моей мамы.
34
Экскурсия в виртуальный музей