1
2. Условия реализации внеурочной деятельности
2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает:
- свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента,
кадровый состав;
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательную связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и
культурные особенности региона.
2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
2.2.1. На уровне начального общего образования для обучающихся, которые
осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- проектно-исследовательская деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- художественно-эстетическая творческая деятельность;
- информационная культура;
- интеллектуальные марафоны;
- «Учение с увлечением!».
2.2.2. На уровне основного общего образования для обучающихся, которые
осваивают ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021
№ 287:
- внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
-внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы;
- внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и др.;
2
- внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
педагога-психолога);
- внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
2.3. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические
работники школы. Координирующую роль осуществляет директор школы и его
заместители.
2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в
виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При
реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные
формы образовательно-воспитательной деятельности.
2.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются
учебные кабинеты, общешкольные помещения.
2.6. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды
каникул на уровне основного общего образования. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным
пребыванием на базе школы, в туристических походах, поездках и др.
3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным
организационным механизмом реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего образования. План определяет состав и структуру
направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности.
3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:
- от 600 часов до 1320 часов для обучающихся на уровне начального общего образования
за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- от 600 часов до 1350 часов для обучающихся на уровне начального общего образования
за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
- от 800 часов до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего образования
за пять лет обучения, осваивающих ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от
продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не может
превышать 10 часов. Объем недельной нагрузки для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в неделю на обучающегося,
из которых не менее 5 часов должны отводиться на обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей.
3.4. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
3.5. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
могут отличаться:
3
3.5.1. На уровне ООО:
- на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от 2 до 4 часов;
- внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности – от 1 до 2
часов;
- внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворению
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно
– от 1 до 2 часов, из них 1 час на курс «Россия – мои горизонты» в рамках реализации
профминимума;
- деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении
коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий
за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на
реализацию плана внеурочной деятельности);
- организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической
поддержки, социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно –
от 2 до 3 часов.
3.5.2. На уровне СОО:
На курсы внеурочной деятельности по выбору еженедельно расходуется до 4 часов
(на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия
обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию еженедельно до 1 часа).
Рекомендуется отводить на курс «Россия - мои горизонты» 1 час в неделю.
Внеурочные занятия «Россия - мои горизонты» направлены на формирование готовности
обучающихся к профессиональному самоопределению, приобретение навыков и умений
карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех
этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно
значимого опыта. Основной формат внеурочных занятий «Россия - мои горизонты» профориентационное занятие.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
3.6. План должен включать состав и структуру направлений, формы организации,
объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. План
составляется в форме таблицы.
3.7. План составляет заместитель директора по УВР отдельно для каждого уровня
общего образования. План формируется на нормативный срок освоения основной
образовательной программы. При формировании плана обязательно учитываются:
- возможности школы и запланированные результаты основной образовательной
программы;
- индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся,
запросы родителей (законных представителей);
- предложения педагогических работников и содержание планов классных
руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения.
3.8. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных
объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
3.9. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором
полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений. Для
обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной деятельности
4
предлагается родителям (законным представителям) будущих первоклассников на
установочном родительском собрании.
4. Порядок формирования и утверждения
рабочих программ курсов внеурочной деятельности
4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы курса)
разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с уровнем
своей квалификации и авторским видением курса.
4.2. Структура программы курса должна содержать:
4.2.1. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы курса внеурочной деятельности.
- поурочное планирование.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом
рабочей программы воспитания.
4.2.2. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
- тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания;
- поурочное планирование.
4.3. Рабочие программы курсов разрабатываются на основе требований к
результатам освоения ООП общего образования и с учетом программ, включенных в ее
структуру, а также индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся
и их родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
при формировании программы курса учитываются особенности их психофизического
развития и требования ФГОС обучающихся с нарушением интеллекта, ФГОС для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
соответствующих
федеральных
адаптированных образовательных программ.
4.4. Рабочая программа курса составляется педагогическим работником в
соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе.
4.5. Срок действия и объем нагрузки прописываются в рабочей программе с учетом
содержания плана внеурочной деятельности.
4.6. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник,
осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
5. Порядок организации разовых
и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности
5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические
работники, назначенные приказом директора школы.
5
5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописываются ответственным
педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с
содержанием плана внеурочной деятельности.
5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной
деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности
педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами
основных образовательных программ общего образования.
5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по
воспитательной работе.
6. Порядок участия во внеурочной деятельности
6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех
обучающихся начального общего, основного общего образования.
6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности
допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов,
так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При
наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы.
Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности
осуществляется приказом директора школы ежегодно до начала учебного года.
Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса.
6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале
учебного года заместителем директора с учетом установления наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом
директора школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только по
согласованию с администрацией школы и оформляется документально.
6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется
педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности.
Порядок ведения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам
ведения школьной документации. Журналы хранятся в специально отведенном для этого
месте.
6