Учебный план для учащихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2025-2026 год

Пояснительная записка к учебному плану для учащихся 5-9 классов

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год
В 5-9 классах реализуется адаптированная основная образовательная программа: АООП ООО
(вариант I) для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
Министерства просвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.).
Учебный план 5-9 классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями составлен в
соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014 г.
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития учащегося, приобщение его к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей учащегося с умственной отсталостью.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами «Русский
язык», «Чтение (литературное чтение)».
Предмет «Русский язык» направлен на формирование интереса к изучению родного (русского)
языка; коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных
ситуациях общения; овладение основами грамотного письма; использование знаний в области русского
языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Предмет «Чтение (литературное чтение)» направлен на формирование осознанного, правильного,
плавного чтения вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности
речи; участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем; выбор с помощью
взрослого интересующей литературы; формирование коммуникативных навыков коммуникативных
навыков в процессе чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика» направлена на формирование элементарных математических
представлений о количестве, форме, величине предметов; пространственных и временных представлений;
начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений; навыков измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного
представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов; способности
применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
жизненных и профессиональных задач; умения оперировать математическим содержанием на уровне
словесно-логического мышления с использованием математической речи.
Кроме учебного предмета «Математика» данная область представлена и предметом
«Информатика», который изучается с 7 класса. Обучение информатике и ИКТ носит коррекционную и
практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность предмета заключается в усвоении учениками элементов логического
мышления, в обогащении устной речи, получении новых социально значимых для самостоятельной жизни
знаний. Большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков, т.к.
обучение детей с ОВЗ информатике и ИКТ является одним из средств коррекции и социальной адаптации
учащихся с проблемами интеллектуального развития, их успешной интеграции в общество. Основным
предназначением обучения информатике является получение учащимися представлений о сущности
информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку
осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Предметная область «Естествознание» реализуется предметами «Природоведение», «Биология»,
«География» и способствует:
- по «Природоведению» – формированию элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применению полученных знаний в повседневной жизни.

Развитию активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой
и
неживой
природы.
- по «Биологии» – формированию элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Усвоению приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными,
ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и
экологических
проблем.
- по «Географии» – усвоению элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формированию элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширению
географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество» реализуется предметами «Основы социальной жизни»
и «История Отечества».
Основные цели содержания предмета «История Отечества»:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о
примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость;
- практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том
числе трудового;
- обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального
сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.
Основные цели содержания предмета «Основы социальной жизни»:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического
здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Предметы области «Искусство»:
- Предмет «Музыка» направлен на овладение элементами музыкальной культуры, развитие
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарным опытом музыкальной
деятельности.
- Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» формирует элементарные эстетические
представления и оценочные суждения о произведениях искусства; способствует овладению практическими
изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная физическая
культура», который направлен на овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для физического развития,
повышения работоспособности; вовлечение в систематические занятия физической культурой и
доступными видами спорта; воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технологии» представлена предметом «Профильный труд». Основные
задачи содержания предмета «Профильный труд»:
- формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
- формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки
для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
- приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи;
- совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда в соответствии с
требованиями санитарных нормам и правил.
Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями включает коррекционноразвивающую область и внеурочную деятельность. Индивидуальные и групповые коррекционных занятия
проводятся, учитывая психофизические особенности учащегося на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии.
«Коррекционно-развивающая область» и внеурочная деятельность формируется в соответствии с
рекомендациями ПМПК и выбором родителей (законных представителей). Коррекционно-развивающая
область содержит учебные предметы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Логопедические
занятия», «Ритмика», «Дефектологические занятия», которые способствуют коррекции двигательномоторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы, коррекции специфических нарушений, затрудняющих
формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков. «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» направлены на преодоление (или ослабление) проблем в психическом и личностном развитии,

гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы: развитие
познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация
психо-эмоционального состояния, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы; формирование продуктивных
видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. На занятия коррекционноразвивающей области отводится 15-25 мин.
Учебная деятельность строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода в
системе коррекционно-развивающей технологии. Количество часов не превышает предельно допустимой
максимальной нагрузки учащегося.
Внеурочная деятельность реализует:
- Час общения «Разговор о важном» по направлению «Занятия патриотической и гражданскопатриотической направленности» (1 час в неделю);
- Курс «Россия – мои горизонты»
по направлению «Занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей учащихся» (1 час в неделю).

Аттестация учащихся производится по итогам четвертей по пятибалльной системе оценивания.
Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их
продуктивной деятельности. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов оцениваются путем анализа динамики развития ребенка.
Промежуточная аттестация включает в себя:
- проверку техники чтения;
- диктант (списывание) с грамматическим заданием по русскому языку;
- контрольную работу по математике.
По остальным предметам решение о формах проведения годовой аттестации принимается учителем
самостоятельно. К ним также относятся тестирование, наблюдение, собеседования, диагностические
задания, нестандартные формы подведения итогов.
В 7 классе реализуется адаптированная основная образовательная программа: ФАООП ООО
(вариант II) для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ Министерства просвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.).
Учебный план 7 класса для учащейся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составлен в соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России №1599 от
19.12.2014 г.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть включает предметные области «Язык и речевая
практика», «Математика», «Окружающий мир», «Искусство», «Физическая культура», «Технологии».
Учебный план также включает внеурочную деятельность, которая состоит из коррекционных курсов и
внеурочной деятельности по направлениям. Предметы и коррекционные курсы соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям учащейся. Процесс обучения по предметам организуется в
форме урока. Коррекционно-развивающие занятия и коррекционные курсы реализуются в форме и
групповых, и индивидуальных занятий. Внеурочная деятельность реализует час общения «Разговор о
важном» по направлению «Занятия патриотической и гражданско-патриотической направленности» (1 час
в неделю).
Формами промежуточной аттестации могут быть оценка устных ответов учащихся, оценка
самостоятельной и практической работ. Содержание заданий учитывает тот уровень, который смогли
достичь учащиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения учащихся, так
как обучение детей данной категории организовано по специальным индивидуальным программам для
каждого ребенка. Отметки не выставляются. Отслеживается продвижение учащихся относительно самих
себя, без сравнения результатов со сверстниками.

Учебный план для учащихся 5-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный) (вариант I)
Предметные
области

Количество часов в год
Учебные предметы

5 класс

7 класс

8 класс

Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
4
4
4
речевая
1.2.Чтение
4
4
4
практика
(литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
3
3
3
2.1.Информатика
1
1
3.
3.1.Природоведение
2
Естествознание 3.2.Биология
2
2
3.2.География
2
2
4. Человек и 4.1.История Отечества
2
2
общество
4.2.Основы социальной
2
2
2
жизни
5.Искусство
5.1.Музыка
1
5.2.Рисование
(изобразительное
2
искусство)
6.Физическая
6.1. Адаптивная
2
2
2
культура
физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
6
7
7
Итого:
26
29
29
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных
1
1
1
процессов
Логопедические занятия
1
1
1
Ритмика
1
1
1
Дефектологические занятия
1
1
Итого:
4
3
4
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном»,
информационно-просветительские занятия
1
1
1
патриотической, духовно-нравственной и
экологической направленности
Курс «Россия – мои горизонты», занятия,
направленные
на
удовлетворение
1
1
профориентационных
интересов
и
потребностей учащихся
Итого:
1
2
2
Всего:
31
34
35

Всего

9 класс
4

16

4

16

3
1
2
2
2

12
3
2
6
6
6

2

8

-

1

-

2

2

8

7
29

27
113

1

4

1
1
1
4

4
4
3
15

1

4

1

3

2
35

7
135

Приложение к учебному плану для учащихся 5-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой)
Предметные
области

Количество часов в год
Учебные предметы

5 класс

7 класс

8 класс

Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
136
136
136
речевая
1.2.Чтение
136
136
136
практика
(литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
102
102
102
2.1.Информатика
34
34
3.
3.1.Природоведение
68
Естествознание 3.2.Биология
68
68
3.2.География
68
68
4. Человек и 4.1.История Отечества
68
68
общество
4.2.Основы социальной
68
68
68
жизни
5.Искусство
5.1.Музыка
34
5.2.Рисование
(изобразительное
68
искусство)
6.Физическая
6.1. Адаптивная
68
68
68
культура
физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
204
238
238
Итого:
884
986
986
Коррекционно-развивающая область (не более 6 ч)
Развитие психомоторики и сенсорных
34
34
34
процессов
Логопедические занятия
34
34
34
Ритмика
34
34
34
Дефектологические занятия
34
34
Итого:
136
102
136
Внеурочная деятельность (не более 4 ч)
Час общения «Разговор о важном»,
информационно-просветительские занятия
34
34
34
патриотической, духовно-нравственной и
экологической направленности
Курс «Россия – мои горизонты», занятия,
направленные
на
удовлетворение
34
34
профориентационных
интересов
и
потребностей учащихся
Итого:
34
68
68
Всего:
1054
1156
1190

Всего

9 класс
136

544

136

544

102
34
68
68
68

408
102
68
204
204
204

68

272

-

34

-

68

68

272

238
986

918
3842

34

136

34
34
34
136

136
136
102
510

34

136

34

102

68
1190

238
4590

Учебный план для учащейся 7 класса с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный) (вариант II)
Предметные области
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Физическая культура
Технологии

Коррекционные курсы
(не более 4 ч)

Внеурочная деятельность
по направлениям
(не более 6 ч)

Кол-во часов в неделю
7 класс

Учебные предметы
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Профильный труд
Итого:
Внеурочная деятельность (не более 10 ч)
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
Час общения «Разговор о важном»,
информационно-просветительские
занятия
патриотической,
духовнонравственной
и
экологической
направленности

Дефектологические занятия
Итого:
Всего:

3
2
2
1
5
2
2
3
2
2
24
1
1
1
1
1
1
6
30

Приложение к учебному плану для учащейся 7 класса с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой) (вариант II)
Кол-во часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
7 класс
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
102
Математика
Математические представления
68
Окружающий природный мир
68
Человек
34
Окружающий мир
Домоводство
170
Окружающий социальный мир
68
Музыка и движение
68
Искусство
Изобразительная деятельность
102
Физическая культура
Адаптивная физкультура
68
Технологии
Профильный труд
68
Итого:
816
Внеурочная деятельность (не более 10 ч)
Сенсорное развитие
34
Предметно-практические действия
34
Коррекционные курсы
(не более 4 ч)
Двигательное развитие
34
Альтернативная коммуникация
34
Час общения «Разговор о важном»,
информационно-просветительские
Внеурочная деятельность
занятия
патриотической,
духовно34
по направлениям
нравственной
и
экологической
(не более 6 ч)
направленности
34
Дефектологические занятия
Итого:
204
Всего:
1020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».