МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образование и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ «Первомайская СОШ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
ЗДВУР
Директор
педагогического совета
___________________
Протокол №1
От 28.08.2025г
________________
Янькова Н.И
От 28.08.2025г
Рощупкина Л.А
Приказ №174
от«29»08.2025г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу: «Альтернативная коммуникация » обучающихся 7 класса
с умеренной, тяжелой, глубокой, умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
Рабочая
программа
коррекционного
курса
«Альтернативная
коммуникация» составлена в соответствии с ФГОС образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)
(вариант2). Данная программа предназначена для обучающейся 7 кл с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуального нарушения), программа школьных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
«Коррекция нарушений речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Основой
является программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 8 вида; под редакцией И.М. Бгажноковой,2013г, филиал
издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.Коррекция нарушения
речи
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Актуальность предмета «речь и альтернативная коммуникация»
заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
На изучение данного предмета по индивидуальной программе от отведено
1 час в неделю, 34 часа в год.
Целью программы: является образовательно – коррекционной
работы с учетом специфики коррекционного курса, является
формирование коммуникативных компетенций через овладение
альтернативными средствами коммуникации, развитие речи.
Реализация цели коррекционного курса осуществляется в процессе
решения следующих задач:
развитие навыков коммуникации с использованием невербальных и
вербальных
средств,
для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
развитие слухового восприятия и внимания;
развитие мотивации речевого общения;
развитие понимания обращенной речи (слов, обозначающих предмет,
действие, признак; слов, обозначающих связь слов в предложении;
предложений и текстов);
У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено
общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его
психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка
речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционнопедагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или
ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» имеет своей
направленностью помощь в осознании обучающимся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) значение окружающих предметов, явлений, ситуаций,
возникающих при взаимодействии его со сверстниками, близкими
людьми, через использование различных коммуникаторов (предметы,
графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными
словами, коммуникативные таблицы и тетради, компьютерные программы
и др.)
В процессе обучения в рамках данного коррекционного курса
главным выступает выделение смысловых единств предмета/действия/
признака/явления/эмоции и его изображения с помощью картинки, жеста,
условного знака, слова.
В
основу
разработки
программы
коррекционного
курса
«Альтернативная коммуникация» заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход
к
построению
программы
коррекционного курса для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития, предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей
освоения
содержания
образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию программы обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход предполагает применение в коррекционной
работе различных технологии деятельностной направленности. К ним
относятся активные методы обучения, наглядно – действенные, игровые,
методы ролевого моделирования типовых ситуаций и др. Для реализации
деятельностного подхода должна быть создана необходимая предметноразвивающая среда, способствующая организации предметно –
практической и учебной деятельности, доступной данной категории
обучающихся.
Созданные условия способствуют существенному
повышению мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения. Данный подход обеспечивает формирование
базовых учебных действий, необходимых для формирования жизненных
компетенций, составляющих основу социальной адаптации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В учебном плане коррекционный курс «Альтернативная
коммуникация» представлен в части, формируемой участниками
образовательных отношений, что имеет особое значение в системе
образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Планируемые результаты.
Возможные личностные результаты.
адекватное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе
учебной и внеклассной деятельности с использованием традиционных
(вербальных) и альтернативных средств коммуникации с соблюдением
общепринятых правил поведения;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты), готовиться к уроку;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принятие цели и произвольное включение в деятельность;
умение выполнять действия по образцу, простой инструкции и по
подражанию.
Базовые учебные действия.
Ориентировка в пространстве класса, школы, использование учебной
мебели и принадлежностей по назначению.
Адекватное выполнение ритуалов поведения школьника (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты).
Понимание значений слов, узнавание их на картинках, выполнение
действий с этими предметами.
Проявление положительного отношения к одноклассникам мимикой и
жестами.
Составление предложений по сюжетной картине с использований
пиктограмм, картинок.
Подбор картинок по теме.
Выполнение движений с опорой на пиктограммы, показ, по
инструкции.
Проявление положительного отношения к окружающим мимикой,
жестами, пиктограммами.
Принятие цели и произвольное включение в деятельность.
Выполнение действий с игрушками по инструкции, с опорой на
сюжетную картинку.
Развитие графических навыков: написание букв, буквосочетаний.
Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов по
теме.
Развитие графических навыков: написание букв, буквосочетаний
Содержание коррекционного курса.
На материале лексических тем осуществляется работа по развитию
импрессивной и экспрессивной речи в доступной для ребёнка форме
(понимание 1-2 ступенчатых инструкций; формирование обобщающих
понятий; развитие навыков согласования и управления, составления
простых предложений; развитие артикуляционной моторики и
правильного произнесения звуков, просодической стороны речи,
фонематического слуха; развитию графомоторных навыков; формирование
навыков глобального чтения).
Поставленные программой задачи реализуются в ходе изучения
следующим лексических тем: «Школа», «Человек», Схема лица и тела»,
«Семья», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Фрукты и овощи», «Осенние
работы», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Домашние птицы», «Птицы», «Новый год», «Продукты», «Зима»,
«Зимние забавы», «Посуда», «Мама. Мамин праздник», «Одежда»,
«Насекомые», «Профессии», «Весна», «Деревья», «Цветы», «Рыбы»,
сказка «Репка», сказка «Теремок», сказка «Три медведя», сказка
«Колобок».
Содержание коррекционных занятий предполагает формирование
навыка использования альтернативных средств общения, которые могут
дополнять речь (если речь невнятная, смазанная) или ее заменять, в случае
ее отсутствия.
Коммуникация с использованием невербальных средств:
указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос;
выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, ответов на вопросы, задавание вопросов
мимикой, жестом,
карточки с напечатанным словом, предметным
символом;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием мимики, жеста, звучащего предмета;
развитие речи средствами невербальной коммуникации (с предъявлением
предметного символа, графического изображения (фотография, картинка,
пиктограмма).
Развитие импрессивной речи:
понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);
реагирование на собственное имя;
узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов с
опорой на фотографии;
понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
понимание обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.);
понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
понимание слов, обозначающих признак действия, состояние;
понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой
и др.);
понимание слов, обозначающих число, количество предметов;
понимание простых предложений;
понимание сложных предложений;
понимание содержания простого текста.
Развитие экспрессивной речи с использованием средств невербальной
коммуникации:
сообщение собственного имени, имён членов семьи посредством
напечатанного имени;
обозначение предметов и объектов, действия, признака предметов и
объектов (цвет,
величина, форма и др.), обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки и др.) с использованием графического изображения
(электронного устройства);
обозначение числа и количества предметов с использованием
электронного устройства, карточки;
составление простых предложений, ответов на вопросы по содержанию
текста с использованием графического изображения (электронного
устройства);
составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения (электронного
устройства).
составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям (иллюстрациям), сюжетной картинке с использованием
графического изображения (электронного устройства);
составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства);
составление рассказа о себе с использованием графического
изображения (электронного устройства.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова:
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных предметов, действий и явлений;
использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучению
чтению и письму:
узнавание и различение образов графем (букв);
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
начальные навыки чтения и письма.
Основная литература для учителя:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб: ЦДК проф.Л.Б.
Баряевой, 2011
2. Бгажнокова И.М., Баряева Л.Б. Программа: Обучение детей с
выраженным нарушением интеллекта. М: «Владос» 2014.
3. Кириллова Е.В. логопедическая работа с безречевыми детьми: учебнометодическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2011.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М:
«Владос» 2001.
Тематическое планирование
Тема
Количество
часов
Обследование речевой системы
1ч
Работа со словом
16 ч
Работа с предложениями
16ч
Итоговая диагностика
1ч
Всего:
34 ч
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
1. Обследование речевого развития.
2. Работа со словом.
3. Удержание кисти и карандаша.
4. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с
изученными буквами.
5. Звук и Буква «А».Понятие о звуковом ряде.
6. Составление и чтение слогов, слов с буквой а. Письмо
с буквой а.
7. Звук и буква о. Письмо с буквой о.
8. Составление и чтение слогов, слов с буквой о. Письмо
с буквой о.
9. Предметы. Соотнесение предметов и их названий.
10. Звук и буква я . Чтение и письмо с буквой я.
11. Составление и чтение слогов, слов с буквой я.
12. Звук и буква ю . Чтение и письмо с буквой ю.
13. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо
с буквой ю.
14. Звук и буква ё . Письмо буквы ё.
15. Составление и чтение слогов слов со звуком (ё)
16. Составление и чтение слов с изученными буквами.
17. Звук и буква ч . Письмо буквы ч.
18. Составление и чтение слогов ,слов с буквой ч.
19. Логоритмическое занятие. Работа с мячом.
20. Звук и буква ф . Письмо буквы ф.
Планируемая
дата
Фактическая
дата
21. Составление и чтение слогов, слов с буквой ф.
22. Дифференциация
звуков
в-ф
.Упражнения
в
составлении и чтении слов из двух закрытых слогов.
23. Звук и буква ц . Письмо буквы ц.
24. Упражнение в составлении и чтении открытых и
закрытых слогов .
25. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и
прямых открытых слогов буквой ц, предложений с
этими словами.
26. Звук и буква э . Чтение и письмо буквы э.
27. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и
прямых открытых слогов буквой ц, предложений с
этими словами.
28. Звук и буква э . Чтение и письмо буквы э.
29. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных
слоговых структур, чтение предложений.
30. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ.
Работа с предложениями
31. Дифференциация
звуков ш-щ .Упражнения в
составлении и чтении слов из слогов с буквами ш,щ;
чтение предложений.
32. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных
слоговых структур, предложений с этими словами
33. Название (употребление ) слов, обозначающих
действия предмета.
34. Итоговая диагностика