Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2025 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ
"Первомайская СОШ"
__________ Янькова Н.И.
____________Рощупкина Л.А.
29.08.2025 г.
Приказ № 174 от 29.08.2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Двигательное развитие»
для учащихся 7Б класса
с. Первомайское, 2025
1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному
полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Предметные результаты:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений:
- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться (в т.ч. с использование технических средств).
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2)
Соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью:
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, спортивные игры.
2. Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие»
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по
коррекционному курсу «Двигательное развитие». Программа включает 4 раздела:
«Коррекция и закрепления навыка правильной осанки», «Коррекция и развитие сенсорной
системы», «Формирование и укрепление мышечного корсета», «Развитие точности
движений пространственной ориентировки».
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки
Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание
основных положений рук, ног, туловища, головы. Формирование правильной осанки у
гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под
контролем учителя. Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног,
приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. Знакомство с движениями,
имитирующими ходьбу и бег животных. Упражнения для укрепления мышц живота и
спины из различных и.п. Формирование и укрепление мышечного корсета. Упражнения
для укрепления тазового пояса, бѐдер, ног и рук. Упражнения с предметами и без них.
Упражнения с предметами и без них. Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с
различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперѐд, к плечам).
Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т.д.) стоя у стены, в
движении, под музыку. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и
самовытяжении. Подвижные игры на сохранение правильной осанки
Коррекция и развитие сенсорной системы
Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. Упражнения с
различными предметами. Упражнения с мячами – ѐжиками. Упражнения с различными
малыми мячами. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения с ленточками.
Упражнение с кольцами. Упражнениям с верѐвочкой (узелок одной рукой, бантик и
узелок, плетѐнка).
Формирование и укрепление мышечного корсета
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при
помощи фитболов, больших мячей.
Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии.
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. Упражнения на
ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках.
Развитие точности движений пространственной ориентировки
Ходьба по залу. Ходьба по залу и линиям. Ходьба по кругу с чередованием на
пятках и носках. Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. Ходьба с
подниманием бедра. Ходьба на носках с закрытыми глазами. Упражнение «Аист».
3. Тематическое планирование
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
1
Общеразвивающие и
корригирующее
упражнения
6
2
Прикладные
упражнения
16
3
Игры
12
Содержание раздела
Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки,
под счет. Движение головой. Движение руками в
исходном положении. Движение предплечий и кистей
рук в различных направлениях. Наклоны, приседания
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу,
взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром
темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный
захват различных по величине и форме предметов
одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
«Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит
по болоту», «Запомни порядок»
4. Календарно-тематическое планирование по курсу «Двигательное развитие»
№п/
п
1
2
3
Тема
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет
Дыхание в ходьбе, медленном беге
Движение руками в исходных положениях
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа
Кол-во
часов
1
Дата
проведения
05.09.2025
1
1
12.09.2025
19.09.2025
Упражнения для укрепления мышц рук. Сгибание пальцев в кулак
и разгибание с изменение темпа
Наклоны головой. Наклоны туловищем. Подвижная игра «Вот так
позы»
1
1
03.10.2025
6
Сгибание стопы. Перекаты с носков на пятки.
1
10.10.2025
7
Подвижная игра «Запомни порядок» Упражнения с предметами и
без них.
Упражнения для развития координации движений Подвижная
игра «Вот так позы»
Ходьба по комнате с изменением направления, с обходом кеглей
1
4
5
8
9
26.09.2025
17.10.2025
1
24.10.2025
1
07.11.2025
10
Ходьба ровным шагом, ходьба на носках. Ходьба по кругу,
1
14.11.2025
взявшись за руки
11
Подвижная игра «Запомни порядок» Упражнения с предметами и
без них.
1
21.11.2025
12
Игра «Волшебный мешочек».
1
28.11.2025
13
Захват предметов. Передача предметов.
1
05.12.2025
14
Броски мячей. Перекатывание мячей
1
12.12.2025
15
Упражнения для различных мышечных групп Подвижная игра
«Аист ходит по болоту»
Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и
т. д) стоя у стены, в движении, под музыку
Повторение основных положений рук, ног, туловища, головы
Подвижная игра «Вот так позы»
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет
Дыхание в ходьбе, медленном беге
1
19
16
19.12.2025
1
26.12.2025
1
16.01.2026
1
23.01.2026
Движение руками в исходных положениях
1
30.01.2026
20
Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа
1
06.02.2026
21
Упражнения для укрепления мышц рук. Сгибание пальцев в кулак
и разгибание с изменение темпа
Наклоны головой. Наклоны туловищем. Подвижная игра «Вот так
позы»
1
13.02.2026
1
20.02.2026
23
Сгибание стопы. Перекаты с носков на пятки.
1
27.02.2026
24
Подвижная игра «Запомни порядок» Упражнения с предметами и
без них.
Упражнения для развития координации движений Подвижная
игра «Вот так позы»
1
06.03.2026
26
Ходьба по комнате с изменением направления, с обходом кеглей
1
27
Ходьба ровным шагом, ходьба на носках. Ходьба по кругу,
1
17
18
22
25
1
13.03.2026
20.03.2026
27.03.2026
взявшись за руки
28
Строевые упражнения (право, лево, направо, налево, впереди,
сзади, рядом)
1
10.04.2026
29
Игра «Волшебный мешочек».
1
17.04.2026
30
Захват предметов. Передача предметов.
1
24.04.2026
31
Броски мячей. Перекатывание мячей
1
08.05.2026
32
Упражнения для различных мышечных групп Подвижная игра
«Аист ходит по болоту»
Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и
т. д) стоя у стены, в движении, под музыку
1
15.05.2026
1
22.05.2026
Повторение основных положений рук, ног, туловища, головы
Подвижная игра «Вот так позы»
1
26.05.2026
33
34
Материально-техническое обеспечение
- Дидактические материалы (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря;
- альбомы с демонстрационными материалами в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли,
гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи;
- мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, переодевания, стулья, стол, столыкушетки.