Адаптированная рабочая программа Предметно-практичекие действия 7Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"

_______________Янькова Н.И.

____________ Рощупкина Л.А.

от «28» 08.2025 г.

Приказ №174 от «29» 08.2025 г.

АДАПРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Предметно-практические действия»
для обучающихся 7 класса с ОУ (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Коррекционного курса «Передметно – практические действия»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Общее количество часов коррекционного курса занятий – 34 часа в учебном году, 1 час в
неделю.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета:
корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,
пространственных представлений, деятельностью, используя различные многообразные
виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с
разборными игрушками, ручной труд и т.д.)
Задачи коррекционного курса:
 освоение простых действий с предметами и материалами;
 развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметныхт
действий;
 формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие целенаправленных действий;
 развитие планирования и контроля деятельности;
 развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных
задач.
Срок реализации настоящей программы – 1 учебный год.
Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом
освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и
психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в
жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных
контактов и жизненного опыта.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
 формирование интереса к обучению, труду;
 овладение навыками предметно-практических действий как необходимой основой
для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой
деятельности;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия
 опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
 умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
 потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на
свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные (коррекционные) результаты:

 сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,















цветная, папиросная бумага, калька, фольга и др.): двумя руками, одной рукой,
пальцами;
разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя
руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от
себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;
размазывание материала: сверху вниз; слева направо; по кругу;
разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками,
одной рукой;
пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с
использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
переливание
материала
(вода): двумя руками,
с использованием
инструмента (стаканчик, ложка и др.);
наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);
захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки
и др.);
встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);
толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др);
притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали
конструктора с болтами и гайками и др.);
нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):всей кистью,
пальцем;
вынимание предметов из емкости; складывание предметов в емкость;
перекладывание предметов из одной емкости в другую;
вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.);
нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на
стержень, на нить.
Сформированность базовых учебных действий

Группа БУД
Подготовка
ребенка
коммуникативному
взаимодействию
с
группой обучающихся.

Формирование
поведения:

учебного

Учебные действия и умения
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения.
- направленность
взгляда
(на говорящего
взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование
по назначению
учебных
материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по
подражанию;

-умение выполнять действия «рука в руке»

Формирование
выполнять задание:

умения

Формирование
умения
самостоятельно переходить от
одного
задания
(операции,
действия)
к
другому
в
соответствии
с
расписанием
занятий,
алгоритмом действия и т.д.

1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания .
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности
(словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Система контрольно-измерительных материалов освоения коррекционного курса
«Предметно-практические действия», система оценки достижений учащихся
Итоги текущего контроля освоения коррекционного курса «Предметно- практические
действия» подводятся с периодичностью: по итогам полугодия (январь) и итогам учебного
года. Итоги текущего контроля успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль
осуществляется по основным направлениям тематического планирования, результаты
фиксируются в следующей таблице:
уровень сформированности
№
показатели
навыка
начало уч.
конец уч.
года
года
рассматривать
различные по качеству
1 умеет
материалы:
бумагу,
ткань,
природный материал и т.д.
2 умеет фиксировать взгляд на объекте;
3 умеет воспринимать, удерживать изделие в
руках рассматривая его со всех сторон
4 сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает
бумагу различной фактуры
5 скатывает из бумаги шарики
6 рисует на бумаге, заворачивает в бумагу
предметы
режет бумагу по прямым линиям
режет бумагу по закругленным линиям
наклеивает материалы на картон
7 играет
с
кубиками,
карандашами,
палочками и т.д.;
8 складывает в банку предметы, достает
из
банки ложкой (пальцами)
9 раскладывает
по
коробкам
разный
материал
10 разминает пластилин двумя руками, расплющивает
разрывает
пластилин,
соединяет
пластилин,
отщипывает, раскатывает пластилин прямыми и
круговыми движениями, размазывает пластелин по
основе
11 играет
с
учителем
в
элементарные
сюжетные игры
12 может смочить и отжать ткань (губку), вытирать
тканью (губкой)
поверхности,
складывать, скатывать ткань
13 узнает материалы на ощупь, по звуку;
14 складывает фигуры из счетных палочек по
показу, образцу и по словесной инструкции
15 собирает разрезные картинки из 5-6 частей
16 повторяет за педагогом 3-х движений рук
по памяти
17 начинает (прекращает) действие по сигналу
18 строит из кубиков

19

называет основных
цвета (красный,
желтый, зеленый, синий) и вспомогательные цвета

20 может чередовать предметы двух размеров
(форм, цветов) АВ
21 выбирает предмет по величине
22 подбирает
предметы
по форме (круг,
квадрат, треугольник, овал)
23 собирает пирамидку без учета величины
колец
24 ориентируется
в
пространстве
на
плоскости (вверху, внизу, середина, право, лево)
25 подбирает
крышки
соответствующей
формы к коробочкам
деталей мозаики; по
26 выкладываете узоры из
показу и по образцу с соблюдением
цвета и пространственных отношений
27 сортирует природный материал
28 строит простые предметы из конструктора
Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений
определенных программой коррекционного курса оцениваются, используя следующие
условные обозначения: Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
_
действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с
ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребѐнком:
- со значительной помощью взрослого
дд
- с частичной помощью взрослого
д
- по последовательной
инструкции
(изображения
или ди
вербально)
- по подражанию или по образцу
до
- самостоятельно с ошибками
сш
- самостоятельно
с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование

?
пп
п
+

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия» направлено
на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами. Обучение этому курсу имеет практическую направленность и
максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами:
 Формирование умения сминать материал.
 Формирование умения разрывать материал.
 Формирование умения размазывать материал.
 Формирование умения разминать материал.
 Формирование умения пересыпать материал.
 Формирование умения переливать материал.
 Формирование умения наматывать материал.
В содержании этого раздела выделяются такие виды деятельности, как «Работа с
бумагой и фольгой», «Лепка», «Работа с нитками и тканью».
Действия с предметами:
 Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.
 Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.
 Формирование умения толкать предмет от себя.
 Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.
 Формирование умения вращать предмет.
 Формирование умения нажимать на предмет.
 Формирование умения сжимать предмет.
 Формирование умения вынимать предметы из емкости.
 Формирование умения складывать предметы в емкость.
 Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.
 Формирование умения вставлять предметы в отверстия.
 Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.
В содержании этого раздела выделяются такие виды деятельности, как
«Конструирование», «Работа с мозаикой», которые отражают предметно- практическую
направленность различных видов ручного труда, предусматривают развитие и коррекцию
сенсорной и умственной деятельности детей.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования предметно-практических действий у детей. При составлении
индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы
зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных
задач.
Содержание обученияпредметно-практическим действиям очень разнообразны, что
определяется многообразием различных дефектом, присущих детям, имеющимумеренную,
тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые
множественные нарушения развития (ТМНР).

Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые
прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической
деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и
упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся
целиком отдельные уроки; они включаются в занятие как определенный этап среди других
видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные
упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной
системе и предметно- манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Коррекционную работу на занятиях необходимо строить так, чтобы ранее
пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в
самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Раздел I «Действия с материалами»
o Формирование умения сминать материал.
Ожидаемый результат: сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные
полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой,
пальцами.
Методические рекомендации: ребенок учится сминать материал двумя руками.
Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции
(салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги
(газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка
инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.
После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.
o Формирование умения разрывать материал.
Ожидаемый результат: разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя
руками, направляя руки направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих
рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.
Методические рекомендации: учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный
материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками,
зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при
разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез)
этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и
выполнять разнонаправленные движения.
в разные стороны; двумя руками,
o Формирование умения размазывать материал.
Ожидаемый результат: размазывание материала: сверху вниз, слева направо, по кругу.
Методические рекомендации: учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена
для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по
размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на
горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок
размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук
(сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в
одном направлении и в разных направлениях).
o Формирование умения разминать материал.
Ожидаемый результат: разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса):
двумя руками, одной рукой.
Методические рекомендации: ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который
лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для
разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса). Учитель
направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним,
удерживая его руки в своих руках.

o Формирование умения пересыпать материал.
Ожидаемый результат: пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы):
двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Методические рекомендации: занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится
захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится
пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/двумя руками.
Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он
зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в
другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от
объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая
индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения
в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится
откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.
o Формирование умения переливать материал.
Ожидаемый результат: переливание материала (вода): двумя руками, с использованием
инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Методические рекомендации: ребенок учится переливать материал из одной емкости в
другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент
(стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие
зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает
емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее
над другой емкостью и выливает материал.
o Формирование умения наматывать материал.
Ожидаемый результат: наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные
нитки, шнур и др.).
Методические рекомендации: для обучения используют следующие материалы: бельевая
веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с
остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку,
другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать
шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити.
Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.
Раздел II. Действия с предметами
o Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.
Ожидаемый результат: захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки и др.).
Методические рекомендации: ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель
выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки
учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие).
После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять
эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на
мелких предметах.
o Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.
Ожидаемый результат: встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками
или крупой и др.).
Методические рекомендации: ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или
крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет
действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка
обращается на то, что результатом действия должен быть звук.
o Формирование умения толкать предмет от себя.

Ожидаемый результат: толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная
дверь и др.).
Методические рекомендации: сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на
колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает)
игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится
толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате,
также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Он учится
прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа,
задвигании ящиков и т. п.
Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.
Ожидаемый результат: притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на
колесиках, ящик и др.).
Методические рекомендации: сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах
за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним.
Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок
шкафа, выдвигании ящиков и т. п.
Формирование умения вращать предмет.
Ожидаемый результат: вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,
детали конструктора с болтами и гайками и др.)
Методические рекомендации: сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой
на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет
поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того
как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на
банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.
Формирование умения нажимать на предмет.
Ожидаемый результат: нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):
всей кистью, пальцем.
Методические рекомендации: сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая
юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное
действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).
Формирование умения сжимать предмет.
Ожидаемый результат: сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов,
прищепки, губки и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.
Методические рекомендации: работа начинается с использования свистящих резиновых
игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка
издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя
руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то
рекомендуется использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти,
которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной
рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы:
прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например,
прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие
мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.
o Формирование умения вынимать предметы из емкости.
Ожидаемый результат: вынимание предметов из емкости.
Методические рекомендации: ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки,
ящика, шкафа и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов
(2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке.
Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают
предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого
(например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет,
другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

o Формирование умения складывать предметы в емкость.
Ожидаемый результат: складывание предметов в емкость.
Методические рекомендации: ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку,
ящик, шкаф и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (23). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках.
Постепенно количество предметов увеличивается.
o Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в
другую.
Ожидаемый результат: перекладывание предметов из одной емкости в другую.
Методические рекомендации: ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в
другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости
должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель
выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание
ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы,
остается пустой.
o Формирование умения вставлять предметы в отверстия.
Ожидаемый результат: вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика
и др.)
Методические рекомендации: ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг
в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в
отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и
перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую
емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет,
постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы
друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном
вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок
вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к
поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет
другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по
форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.
o Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.
Ожидаемый результат: нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и
др.): на стержень, на нить.
Методические рекомендации: ребенок учится нанизывать предметы (кольца/ шарики) на
стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет
действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку
предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные
изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет,
должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для
обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец
нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити
в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания
предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Календарно-тематическое планирование по формированию предмету «Предметно-практические действия» к
АООП для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. 7 класс
№ п/п

Тема

Часы

1

Обследование
учащегося

1

2

Разрывание материала

1

Виды деятельности
Диагностика предметнопрактических действий.
Разрывание материала (бумаги, ваты, природного
материала) двумя руками, направляя руки в разные
стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе,
другую от себя; пальцами обеих рук, направляя одну
руку к себе, другую от себя).
Разрывание материала (бумаги, ваты, природного
материала) двумя руками, направляя руки в разные
стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе,
другую от себя; пальцами обеих рук, направляя одну
руку к себе, другую от себя).
Разрывание материала (бумаги, ваты, природного
материала) двумя руками, направляя руки в разные
стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе,
другую от себя; пальцами обеих рук, направляя одну
руку к себе, другую от себя).
Разрывание материала (бумаги, ваты, природного
материала) двумя руками, направляя руки в разные
стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе,
другую от себя; пальцами обеих рук, направляя одну
руку к себе, другую от себя).

Отрабатываем
ые понятия

Упражнения

Разрывается
легко,
с трудом

Аппликация
«Дерево
листочками».

Разрывается
легко,
с трудом

Аппликация
«Овощи».

Разрывается
легко,
с трудом

Аппликация
«Осенние цветы»

По плану

с

3

Разрывание материала

1

4

Разрывание материала

1

5

Разрывание материала

1

6

Размазывание
материала руками

1

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева сверху вниз слева Рисование
направо, по кругу).
пальчиковыми
направо по кругу
красками «Рыбка».

7

Размазывание
материала руками

1

8

Размазывание
материала руками

1

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева сверху вниз слева Рисование
направо, по кругу).
пальчиковыми
направо по кругу
красками «Осеннее
небо»
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева Тесто пластилин Рисование
направо, по кругу).
пальчиковыми
глина
красками «Мишка»

сверху вниз
Рисование
слева направо по пальчиковыми
кругу
красками «Лес»

По факту

9

Разминание материала
руками

1

Разминание материала (тесто, пластилин,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

глина, Тесто,
пластилин, глина

Лепка
из
теста,
глины, пластилина
«Колбаска»
глина, Тесто, пластилин, Лепка
из
теста,
глины, пластилина
глина
«Колобок»
глина, Тесто, пластилин, Лепка
из
теста,
глины, пластилина
глина
«Колечко»

10

Разминание материала
руками

1

Разминание материала (тесто, пластилин,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

11

Разминание материала
руками

1

Разминание материала (тесто, пластилин,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

12

Разминание материала

1

Разминание материала (тесто, пластилин,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

13

Пересыпание
материала

1

14

Пересыпание
материала

1

15

Пересыпание
материала

1

16

Пересыпание
материала

1

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие Крупа,
предметы) двумя руками, с использованием
земля
инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

17

Отталкивание
притягивание
предмета.

и

1

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, Толкни, притяни
входная дверь и др.) Притягивание предмета к себе
(игрушка на колесиках, ящик и др.).

Провези машину за
веревочку.

18

Отталкивание
притягивание
предмета.

и

1

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, Толкни, притяни
входная дверь и др.) Притягивание предмета к себе
(игрушка на колесиках, ящик и др.).

Покатай куклу в
коляске.

19

Вращение предмета.

1

Вращение
предмета
(завинчивающиеся Закрути, открути Открой/закрой банку
крышки на банках, бутылках, детали конструктора с
(бутылку).
болтами, гайками и др.).

глина, Тесто, пластилин, Лепка
из
теста,
глины, пластилина
глина
«Брёвнышки»
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие Крупа,
песок, Пересыпем песок в
предметы) двумя руками, с использованием
земля
другой ящик.
инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие Крупа,
песок, Пересыпь камешки в
предметы) двумя руками, с использованием
земля
баночку
инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие Крупа,
песок, Пересыпем песок в
предметы) двумя руками, с использованием
земля
другой ящик.
инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
песок, Пересыпь камешки в
баночку

20

Вращение предмета.

Вращение
предмета
(завинчивающиеся Нажми
крышки на банках, бутылках, детали конструктора с
болтами, гайками и др.).

Закрути/открути
гайку.

21

Нажатие на предмет
и сжатие предмета.

1

Нажимание на предмет (юла, рычаг,
коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем).

кнопка, Нажми

Игра с юлой

22

Нажатие на предмет и
сжатие предмета.

1

Нажимание на предмет (юла, рычаг,
коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем

кнопка, Нанижи

Нажми на
кнопки.

23

Нанизывание
предметов.

1

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и Вынь, сложи
мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Изготовление бус.

24

Нанизывание
предметов.

1

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и Вынь, сложи
мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Изготовление
браслета.

1

Вынимание предметов
предметов в емкость.

из

емкости.

Складывание Вынь, сложи

Вынь кубики из
коробки,
сложи в коробку.

Вынимание предметов
предметов в емкость.

из

емкости.

Складывание

1

25

Складывание
предметов в емкость и
выкладывание из нее.

26

Складывание
1
предметов в емкость и
выкладывание из нее.
Складывание разрезных
1
картинок и изображений
Складывание разрезных
1
картинок и изображений

27
28
29

Складывание объемных
фигур.
Выполнение построек из
геометрических
объемных фигур

1

Складывание части предмета в целое
Складывание части предмета в целое
Складывание фигур друг на друга

Найди сложи 1. Сложи стаканчики
один в другой.
Найди
Положи построй
Найди
Положи построй

Сложи части в целое
изображение.
Сложи части в целое
изображение.

Положи наложи

Постройка башни из
3—5 кубов
одинаковых и разных
по размеру, цвету;
постройка
двухэтажного и выше
дома с крышей из
кубов и призмы, с
воротами, гаражом

Складывание объемных
фигур.
Выполнение построек из
геометрических
объемных фигур
Складывание
фигур из плоских
предметов.

1

Складывание фигур друг на друга

1

Складывание

фигур

из палочек на плоскости Положи наложи

32

Итоговое
обследование
учащегося.

1

Складывание

фигур

из палочек на плоскости Положи наложи

33

Итоговое
обследование
учащегося.

1

Выявление достижений учащегося по результатам
занятий.

34

Итоговое
обследование
учащегося.

1

Выявление достижений учащегося по результатам
занятий.

Итого

34

30

31

Положи наложи

Постройка дорожек,
заборов из различного
по форме материала;
постройка поезда,
автомобиля.
Составление из
счетных палочек
предметов, узоров
фигур по образцу,
картинке, вербальной
инструкции: дом,
машина, молоток,
ворота и др.
Составление из
счетных палочек
предметов, узоров
фигур по образцу,
картинке, вербальной
инструкции: дом,
машина, молоток,
ворота и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».