МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ "Первомайская СОШ"
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
для учащихся 5-9 классов с глубокой УО (VIII вид)
с.Первомайское, 2025
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для 5-9
классов составлена с учётом авторской программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой и учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ».
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» является частью
образовательной области «Физическая культура». В соответствии с учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ» на изучение физкультуры в 5-9 классах для учащихся с умственной
отсталостью (VIII вид) выделяется 340 часов (по 2 часа в неделю, 68 часов в год).
Целью физического воспитания в школе (для детей с ограниченными
возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности
школьника.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического
воспитания в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
•
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной
осанки;
•
формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и
навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
•
коррекция нарушений общего физического развития психомоторики,
воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой
физической работоспособности на достигнутом уровне;
•
формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на
материале физической культуры и спорта;
•
воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости,
смелости, умения преодолевать трудности;
•
содействие военно-патриотической подготовке.
Планируемые результаты
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.
Знать:
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитание физических качеств, современные формы
построения занятий и систем, занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью;
-содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических
качеств;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной
помощи при занятиях физическими упражнениям.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений;
- управлять своими эмоциями;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическим упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.
Демонстрировать:
- координационные способности не ниже среднего уровня;
- двигательные умения, навыки и способности в метаниях на дальность и на
меткость, в гимнастических и акробатических упражнениях, в спортивных играх.
Содержание учебного предмета.
Программа по адаптивной физкультуре для 5 - 9 классов VIII вида структурно
состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка,
спортивные игры.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления
физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с
тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры
в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют
корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами
построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за
нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они
должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность
воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в
исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного
воздействия на мышцы туловища.
Упражнения
такого
рода
оказывают
положительное
влияние
на
сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся
овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем
направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку
подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений,
интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития
детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем
упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и
значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены
также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи
и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики дети c ОВЗ должны овладеть навыками лазанья
и перелезания.
Упражнения в лазанье и перелезании — эффективное средство для развития силы и
ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения
оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства,
помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и
поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения
детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для
переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут
быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание.
Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных
навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой
атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей
быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только
в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении
упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами,
глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной
силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват
мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний
период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме
того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений,
осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Спортивные игры».
На данный раздел в программе предусмотрено 16 часов. В него включены подвижные игры,
направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у
детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность,
сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям,
благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между
группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и
навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о
значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об
основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой
организации занятий по физической культуре является урок. Так же как и на других
предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение,
закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с
учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый
урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно
стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы
особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального
недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое
коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были
охвачены вниманием и помощью педагога.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Лёгкая атлетика
5.
Инструктаж по технике безопасности. Что такое
двигательный режим. Самоконтроль и его основные
приемы. Спортивные игры
Повторение строевых упражнений на месте и в
движении
Продолжительная ходьба 20 - 30 мин в различном
темпе с изменением ширины и частоты шага.
Ходьба с различным положением туловища(наклоны,
присед)
Медленный бег с равномерной скоростью до 5мин
6.
Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60м
1
2
3.
4.
8.
Развитие скоростных способностей. Бег 60м. Прыжки в
длину с места
Эстафетный бег(100м) по кругу
9
Развитие выносливости. Кроссовый бег 500м
7.
13
Развитие прыгучести. Многоскоки с места(3 - 5
прыжков)
Обучение прыжка в длину с разбега способом согнув
ноги
Повторение прыжка в длину с разбега способом согнув
ноги
Метание малого мяча с 4 - 6 шагов разбега
14
Развитие выносливости. Бег 1000м
10
11
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гимнастика и акробатика
15
16
17
18
Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний.
Построение, перестроение на месте и в движении.
Обучение размыканию уступами по счету(9,6,3, на
месте)
Повторение размыканию уступами по счету(9,6,3, на
месте)
Прыжки через скакалку
1
1
1
1
Дата по
плану
Дата
по
факту
21
Упражнения для укрепления брюшного пресса.
Сгибание и поднимание ног в висе на гимнастической
стенке
Сгибание и поднимание ног в висе на гимнастической
стенке. Упражнения на расслабление
Упражнения в равновесии
22
Обучение перевороту боком(с помощью)
1
23
Повторение перевороту боком(с помощью)
1
24
Два - три последовательных кувырка вперед, назад.
1
19
20
25
26
27
1
1
1
Опорный прыжок ноги согнув ноги через козла в
1
ширину, в длину
Опорный прыжок ноги согнув ноги через козла в
1
ширину, в длину
Преодоление препятствий прыжком боком с опорой на 1
правую - левую руку (ногу).
Спортивные игры. Волейбол
32
Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний.
Повторение игры в пионербол
Обучение верхней передачи мяча двумя руками на
месте.
Обучение нижнему приему мяча двумя руками на
месте.
Обучение нижнему приему мяча двумя руками на
месте.
Обучение нижней прямой подаче
33
Обучение нижней прямой подаче
1
34
Повторение подаче и приему мяча. Учебная игра
1
35
Повторение подаче и приему мяча. Учебная игра
28
29
30
31
1
1
1
1
1
Лыжная подготовка
36
37
38
39
40
41
42
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.
Основы знаний. Повторение строевых упражнений с
лыжами
Повторение попеременному двухшажному ходу
Обучение одновременному одношажному ходу. Работа
рук
Обучение одновременному одношажному ходу.
Работа рук
Обучение подъёму"лесенкой" и подъёму «ёлочкой»
Подъём "лесенкой", подъём «ёлочкой». Спуск в
основной стойке
Торможение «плугом».
1
1
1
1
1
1
1
43
Обучение правильному падению при спуске
1
44
Повторение правильному падению при спуске
1
45
Повторное передвижение в быстром темпе 150-200м
1
46
Повторное передвижение в быстром темпе 150-200м
1
47
Прохождение дистанции 2 км
1
Баскетбол
48
Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний.
1
49
Штрафные броски. Учебная игра.
1
51
Ведение мяча с изменением направления и скорости
движения. Учебная игра.
Остановка шагом. Учебная игра
52
Остановка прыжком после ведения мяча. Учебная игра. 1
53
Обучение вырыванию, выбиванию мяча. Учебная игра
50
54
55
56
57
58
Повторение вырыванию, выбиванию мяча. Учебная
игра
Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма
бега. Учебная игра.
Бросок мяча в корзину после ведения и двух шагов.
Учебная игра.
Бросок мяча в корзину после ведения и двух шагов.
Учебная игра.
Бросок мяча в корзину после ведения и двух шагов.
Учебная игра.
1
1
1
1
1
1
1
1
Легкая атлетика
59
Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега.
1
60
Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега.
1
61
Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега.
1
62
Подтягивание (м), вис (д).
1
65
Подъем туловища из положения лежа, руки за головой
за 30 сек
Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину
с места
Развитие скоростных качеств. Бег 30 м., 60 м
66
Развитие скоростных качеств. Бег 60 м.
1
67
Прыжки в длину с разбега
1
63
64
1
1
1
68
Подведение итогов за год. Спортивные игры
1