Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического
совета
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ "Первомайская
СОШ"
__________ Янькова Н.И.
____________Рощупкина Л.А.
29.08.2024 г.
Приказ № 178 от 30.08.2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка и движение»
для учащихся 7 Б класса
с. Первомайское, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Общая характеристика учебного предмета
Педагогическая работа с ребенком с умеренной тяжелой, глубокой умственной отсталостью
и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших
средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека
неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У
человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и
«пропеванию» мелодии доступными ему средствами. С учетом этого задача педагога состоит в
том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир,
сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею. Участие ребенка в музыкальных
выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного
достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития эмоциональной
личностной сферы, так и средство социализации и самореализации ребенка с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью.
На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и
воспроизводить музыку, активизировать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память,
индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку
и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед
преподавателем на уроках музыки и движения.
Образовательные задачи:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в
процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
Коррекционные задачи:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению школьникам с тяжелой, глубокой умственной отсталостью через занятия
музыкальной деятельностью.
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с
окружающими.
Развивающие задачи:
- формировать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, эмоциональную
отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
- активизировать творческие способности.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.
Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его
мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
Содержание учебного предмета
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению
у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально
реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.
Слушание
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца
звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание
(различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии,
исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового
исполнения произведения.
Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных
инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение.
Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Основные задачи на 2-ой год обучения:
Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке.
Воспитывать умение слушать музыку вокальную и инструментальную (фортепианную,
оркестровую).
Развивать желание слушать понравившиеся произведения.
Учить различать темпы: быстрый, умеренный, медленный.
Учить узнавать знакомую песню, исполненную на разных музыкальных инструментах.
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся
интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к
песне.
Основные задачи в разделе «Пение» на 2-ой год обучения:
Закреплять певческие навыки и умения, приобретенные в предыдущем классе.
Учить сохранять указанный темп песни, точнее выполнять ритмический рисунок, по возможности
правильно передавать мелодию.
Учить петь плавно, напевно, не скандируя.
Развивать подвижность артикуляционного аппарата в упражнениях и песнях, умение правильно
формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки (по плану коррекции
произношения).
Доносить понимание текста песни, связывая с характером звучания музыки.
Знакомить детей с запевом, припевом и вступлением к песне (элементарно).
В программу также включены движения под музыку (музыкальные игры, танцы, хороводы). С их
помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется
координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение.
Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера
учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу,
находчивость и т.п.
Движение под музыку
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало
движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения:
ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под
музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание
предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений
разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений
животных.
Выполнение
движений,
соответствующих
словам
песни.
Соблюдение
последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни.
Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять).
Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева
песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим
танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на
музыкальных инструментах.
Основные задачи на 2-ой год обучения:
Приучать детей двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки
в умеренном и быстром темпе;
Учить реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, менять движение в соответствии с
изменением музыкального темпоритма.
Выполнять следующие движения: ритмично ходить под музыку, хлопать в ладоши и
одновременно полуприседать, покачиваться с ноги на ногу.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны
головы и др.
Поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими, переходя под музыку от одного вида
движений к другому.
Собираться в круг в играх и хороводах.
Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей подвижности пальцев, умения
ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений
рук.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по
звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Своевременное
вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной
игрой на шумовом инструменте.
Основные задачи на 2-ой год обучения:
Учить выполнять круговые движения кистью (напряженное и свободное), одновременное
сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным
ускорением, противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной
руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Учить исполнять несложные ритмические рисунки на бубне и барабане двумя палочками
одновременно и поочередно в разных вариациях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- характер музыкальных произведений;
- музыкальный коллектив (оркестр).
Учащиеся должны уметь:
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими
элементами динамических оттенков;
- различать вступление, запев, припев, окончание в песне; передавать ритмический рисунок
подпевок (хлопками, голосом)
различать сольное и оркестровое исполнение.
Система оценки достижения возможных практических результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.
Оценка достижений предметных результатов по практической (что умеет) составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия,
обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой (что знает) составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и
невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки делается
вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся по каждому показателю по следующей
шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Учебно- тематическое планирование
№п/п
Раздел
Класс
6 класс
1
Пение
22
2
Слушание
16
3
Игра на музыкальных
инструментах
12
4
Движение под музыку
18
Всего
68
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дата
проведения
Тема урока
Слушание звучания музыкального инструмента: пианино
Ладушки-ладошки. Игровые упражнения
Слушание звучания музыкального инструмента: гитара
Вот как мы умеем. Игровые упражнения
Слушание звучания музыкального инструмента: барабан
Песня ветра. Игровые упражнения
Различение звучания музыкальных инструментов: пианино,
гитара, барабан
Барабан и колокольчик. Игровые упражнения
Слушание тихого и громкого звучания музыки.
Различение тихого и громкого звучания музыки
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Тихие и громкие звоночки. Игровые упражнения
2
Слушание быстрой и медленной музыки.
Различение быстрой и медленной музыки.
Музыкальные звуки. Игровые упражнения
1
1
2
Хлопки в ладошки под музыку
Что у кого внутри. Игровые упражнения
Начало движения вместе с началом звучания музыки и
окончание движения по ее окончанию
Песенка-шутка. Игровые упражнения
Движения под музыку разного характера
1
1
2
Выполнение движений разными частями тела под музыку:
«фонарики», «пружинка». Наклоны головы и др.
Имитация движений животных
Лесные жители. Игровые упражнения
2
Пение слогов, отдельных слов с движениями «Мы ногами
топ-топ» Е.Железнова
Игровые упражнения с погремушкой
Пение слогов, отдельных слов с движениями «Вот носик»
Е.Железнова
Лошадка. Игровые упражнения
Пение слогов, отдельных слов с движениями «Лягушата»
Е.Железнова
Ноги и ножки. Игровые упражнения
Пение слогов, отдельных слов с движениями «У жирафов»
Е.Железнова
Да-да-да Игровые упражнения
Разные звуки. Игровые упражнения
2
Пение слогов, отдельных слов с движениями «Коза»
Е.Железнова
Игра на деревянных ложках
2
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд: колокольчики
Игра в колокольчик
2
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд: бубен
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд: трещотки
Игра на металлофоне
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд: треугольник
2
58
59
60
61
Разные звуки. Игровые упражнения
2
Игра на металлофоне
В. Мурадели «Мир нужен всем» «Приглашение» украинская
народная мелодия
Н. Пахмутова «Праздничная». «Приглашение» украинская
народная мелодия
М. Красев «Первомайская песня» «Приглашение»
1
1
62
63
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
1
64
65
66
67
68
украинская народная мелодия
П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». Игра
«Ищи игрушку»
М. Красев «Кукушка». Игра «Ищи игрушку»
С. Прокофьев «Марш». «Лихие наездники»- русская
Народная мелодия
Обобщающий урок. Что узнали, чему научились
2
1
1
1