Адаптированная рабочая программа Человек 7Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
От 29.08.2025г.

Заместитель директора
по УВР
_______Янькова Н.И.
29.08.2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
________Рощупкина Л.А.
Приказ №174от 29.08.2025г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Человек»
Для учащейся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)

с. Первомайское, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Человек для 7 класса на основе адаптированной основной

общеобразовательной программы образования учащихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 вариант и учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ». Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение предмета
«Человек» 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). Приобщение ребенка к социальному миру начинается с
развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности,
познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения состоит в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и
повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания
Задачи программы:
• формирование гигиенических навыков;
• коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
• обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при
использовании различных материалов;
• формирование организационных умений и навыков; формирование навыков культурой еды; развитие
умений ориентироваться в задании;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
• продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела»,
«Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении,
о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни, поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела»
включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову,
стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение содеждойиобувью» включает задачипо формированию умений ориентироваться в
одежде, соблюдать одежду в чистоте и порядке.
Раздел «Прием пищи» предполагает изучение продуктов питания, режима питания, обучение использованию
во время еды столовых приборов.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении:
членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Учащиеся учатся соблюдать правила и
нормы культуры поведения и общения в семье.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности,
мог проявить свои личностные качества: -проявлять познавательный интерес;
-проявлять и выражать свои эмоции;
-обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
-участвовать в совместной, коллективной деятельности;
-проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
-проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1.Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
-Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.
-Отнесение себя к определенному полу.
-Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
2.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей.
-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры,
одеваться и раздеваться и др.
-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных
ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
4.Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях
членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

5.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных
ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
6.Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях
членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-Уметь называть своё имя.
-Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
-Уметь говорить о себе от первого лица
-Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука,нога, физические потребности –
пить, кушать)
-Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)
-Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
-Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
-Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)
Изучение предмета «Человек» направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
-осознание себя как одноклассника, друга;
-осознание себя как члена семьи;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия
с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -готовность
к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учителькласс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные результаты:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т. д.);
-работать с учебными принадлежностями;
-следовать предложенному плану, работать в общем темпе;
-организовывать рабочее место;
-контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
-корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные результаты:
-сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№
Наименование разделов, тем программы

Кол-во
часов

1.

Представления о себе

6

2.
3.

Прием пищи
Гигиена тела

3
7

4.

Туалет

2

5.
6.

Обращение с одеждой и обувью
Моя семья

8
8

Всего часов за год

34

Календарно- тематическое планирование
Человек 7 Б

№ урока

1.

Наименование раздела и тем

Представление о себе.

Дата

Часы
учебного
времени

план

1

01,09

Части тела и лица. Назначение.
2.

Возраст и его изменение (рост, вес, возраст; ребенок,
взрослый, пожилой).

1

08,09

3.

Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Осанка.

1

15,09

4.

Внутренние органы человека.

1

22,09

5.

Внутренние органы человека.

1

29,09

6.

Назначение внутренних органов человека.

1

06,10

7.

Назначение внутренних органов человека.

1

13.10

8.

Гигиена тела.

1

20,10

Утренний и вечерний туалет.
9.

Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и
средства гигиены.

1

27.10

10.

Кожа. Порез, ожог.

1

10.11

11.

Косметические средства для ухода за телом.

1

17.11

12.

Здоровый образ жизни.

1

24.11

Зарядка и ее значение.
13.

Закаливание организма. Профилактика простудных
заболеваний.

1

01.12

14.

Опрятный внешний вид.

1

08.12

15.

Обращение с одеждой и обувью.

1

15.12

22.12

Классификация одежды и обуви.
16.

Сезонная одежда и обувь.

1

17.

Детали (застежки) одежды и обуви.

1

18.

Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. ТБ при работе с
иголкой, нитками, ножницами.

1

19.01

19.

Пришивание пуговицы.

1

26.01

12.01

факт

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Название темы

Кол- во
часов

Представление о себе
1-2
Моё тело. Возрастные изменения
2
http://univertv.ru/
3
Строение человека 1
4-5
Сердце. Органы кровообращения.
2
Сердечно – сосудистые заболевания
предупреждение. http://univertv.ru/
Прием пищи
7-8
Значение питания. Пищевые
2
http://univertv.ru/
9
Культура поведения за столом.
6

1

Дата

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

04.09 http://school-collection.edu.ru/ человека.

11.09

18.09 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
25.09
http://school-collection.edu.ru/
02.10
http://univertv.ru/
09.10 http://school-collection.edu.ru/
и
их

16.10 http://school-collection.edu.ru/ продукты. 23.10
1

06.11

http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/

Гигиена тела
10-11

13-14
15-16

Особенности личной гигиены в 2
http://univertv.ru/
12
Предметы личной гигиены.
Кожа и ее роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Вредные привычки и их влияние на
здоровье человека.

15.11 http://school-collection.edu.ru/ жизни подростка 20.11
1
2
2

27.11 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
04.12
http://school-collection.edu.ru/
11.12
http://univertv.ru/
18.12
http://school-collection.edu.ru/
25.12
http://univertv.ru/

Туалет
Утренний туалет. 1
15.01 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
18
Вечерний туалет 1
22.01 http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
Обращение с одеждой и обувью
17

19
21
23
24

26

Стиль одежды. Назначение.
1
29.01
20
Уход за одеждой 1
05.02
Стиль обуви. Назначение.
1
12.02
22
Уход за обувью. 1
19.02
Головные уборы. Назначение
1
26.02
Уход за головными уборами.
1
05.03
25
Личные вещи. Уход за личными 1
Выбор одежды и обуви в 1

http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
12.03 http://school-collection.edu.ru/ вещами
http://univertv.ru/
19.03 http://school-collection.edu.ru/ соответствии с назначением.
http://univertv.ru/

Семья

28-29

27
Российская семья. 1
Семейные отношения
2

02.04 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
09.04
http://school-collection.edu.ru/
16.04
http://univertv.ru/

30
31-32
33-34

Распределение обязанностей по
ведению хозяйства, бюджета.
Организация досуга и отдыха в 2
http://univertv.ru/
Безопасность дома

1

23.04

http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
30.04 http://school-collection.edu.ru/ семье
07.05

2

14.05
21.05

http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия
«Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
Тематический словарь в картинках: «Домашние и дикие животные средне полосы»,
«Домашние и дикие птицы средней полосы», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья»,
«Электробытовая техника», «Город, улица, дом, квартира, мебель», «Одежда», «Обувь»,
«Инструменты», «Профессии».
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей
ребёнка,- Екатеринбург: «АРГО»

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением
интеллекта. – 2-е изд.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».