Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
От 29.08.2025г.
Заместитель директора
по УВР
_______Янькова Н.И.
29.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
________Рощупкина Л.А.
Приказ №174от 29.08.2025г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Человек»
Для учащейся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)
с. Первомайское, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Человек для 7 класса на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 вариант и учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ». Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение предмета
«Человек» 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). Приобщение ребенка к социальному миру начинается с
развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности,
познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения состоит в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и
повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания
Задачи программы:
• формирование гигиенических навыков;
• коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
• обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при
использовании различных материалов;
• формирование организационных умений и навыков; формирование навыков культурой еды; развитие
умений ориентироваться в задании;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
• продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела»,
«Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении,
о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни, поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела»
включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову,
стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение содеждойиобувью» включает задачипо формированию умений ориентироваться в
одежде, соблюдать одежду в чистоте и порядке.
Раздел «Прием пищи» предполагает изучение продуктов питания, режима питания, обучение использованию
во время еды столовых приборов.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении:
членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Учащиеся учатся соблюдать правила и
нормы культуры поведения и общения в семье.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности,
мог проявить свои личностные качества: -проявлять познавательный интерес;
-проявлять и выражать свои эмоции;
-обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
-участвовать в совместной, коллективной деятельности;
-проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
-проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1.Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
-Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.
-Отнесение себя к определенному полу.
-Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
2.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей.
-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры,
одеваться и раздеваться и др.
-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных
ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
4.Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях
членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
5.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных
ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
6.Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях
членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-Уметь называть своё имя.
-Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
-Уметь говорить о себе от первого лица
-Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука,нога, физические потребности –
пить, кушать)
-Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)
-Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
-Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
-Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)
Изучение предмета «Человек» направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
-осознание себя как одноклассника, друга;
-осознание себя как члена семьи;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия
с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -готовность
к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учителькласс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные результаты:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т. д.);
-работать с учебными принадлежностями;
-следовать предложенному плану, работать в общем темпе;
-организовывать рабочее место;
-контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
-корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные результаты:
-сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во
часов
1.
Представления о себе
6
2.
3.
Прием пищи
Гигиена тела
3
7
4.
Туалет
2
5.
6.
Обращение с одеждой и обувью
Моя семья
8
8
Всего часов за год
34
Календарно- тематическое планирование
Человек 7 Б
№ урока
1.
Наименование раздела и тем
Представление о себе.
Дата
Часы
учебного
времени
план
1
01,09
Части тела и лица. Назначение.
2.
Возраст и его изменение (рост, вес, возраст; ребенок,
взрослый, пожилой).
1
08,09
3.
Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Осанка.
1
15,09
4.
Внутренние органы человека.
1
22,09
5.
Внутренние органы человека.
1
29,09
6.
Назначение внутренних органов человека.
1
06,10
7.
Назначение внутренних органов человека.
1
13.10
8.
Гигиена тела.
1
20,10
Утренний и вечерний туалет.
9.
Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и
средства гигиены.
1
27.10
10.
Кожа. Порез, ожог.
1
10.11
11.
Косметические средства для ухода за телом.
1
17.11
12.
Здоровый образ жизни.
1
24.11
Зарядка и ее значение.
13.
Закаливание организма. Профилактика простудных
заболеваний.
1
01.12
14.
Опрятный внешний вид.
1
08.12
15.
Обращение с одеждой и обувью.
1
15.12
22.12
Классификация одежды и обуви.
16.
Сезонная одежда и обувь.
1
17.
Детали (застежки) одежды и обуви.
1
18.
Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. ТБ при работе с
иголкой, нитками, ножницами.
1
19.01
19.
Пришивание пуговицы.
1
26.01
12.01
факт
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Кол- во
часов
Представление о себе
1-2
Моё тело. Возрастные изменения
2
http://univertv.ru/
3
Строение человека 1
4-5
Сердце. Органы кровообращения.
2
Сердечно – сосудистые заболевания
предупреждение. http://univertv.ru/
Прием пищи
7-8
Значение питания. Пищевые
2
http://univertv.ru/
9
Культура поведения за столом.
6
1
Дата
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
04.09 http://school-collection.edu.ru/ человека.
11.09
18.09 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
25.09
http://school-collection.edu.ru/
02.10
http://univertv.ru/
09.10 http://school-collection.edu.ru/
и
их
16.10 http://school-collection.edu.ru/ продукты. 23.10
1
06.11
http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
Гигиена тела
10-11
13-14
15-16
Особенности личной гигиены в 2
http://univertv.ru/
12
Предметы личной гигиены.
Кожа и ее роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Вредные привычки и их влияние на
здоровье человека.
15.11 http://school-collection.edu.ru/ жизни подростка 20.11
1
2
2
27.11 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
04.12
http://school-collection.edu.ru/
11.12
http://univertv.ru/
18.12
http://school-collection.edu.ru/
25.12
http://univertv.ru/
Туалет
Утренний туалет. 1
15.01 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
18
Вечерний туалет 1
22.01 http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
Обращение с одеждой и обувью
17
19
21
23
24
26
Стиль одежды. Назначение.
1
29.01
20
Уход за одеждой 1
05.02
Стиль обуви. Назначение.
1
12.02
22
Уход за обувью. 1
19.02
Головные уборы. Назначение
1
26.02
Уход за головными уборами.
1
05.03
25
Личные вещи. Уход за личными 1
Выбор одежды и обуви в 1
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
12.03 http://school-collection.edu.ru/ вещами
http://univertv.ru/
19.03 http://school-collection.edu.ru/ соответствии с назначением.
http://univertv.ru/
Семья
28-29
27
Российская семья. 1
Семейные отношения
2
02.04 http://school-collection.edu.ru/ http://univertv.ru/
09.04
http://school-collection.edu.ru/
16.04
http://univertv.ru/
30
31-32
33-34
Распределение обязанностей по
ведению хозяйства, бюджета.
Организация досуга и отдыха в 2
http://univertv.ru/
Безопасность дома
1
23.04
http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
30.04 http://school-collection.edu.ru/ семье
07.05
2
14.05
21.05
http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия
«Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
Тематический словарь в картинках: «Домашние и дикие животные средне полосы»,
«Домашние и дикие птицы средней полосы», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья»,
«Электробытовая техника», «Город, улица, дом, квартира, мебель», «Одежда», «Обувь»,
«Инструменты», «Профессии».
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей
ребёнка,- Екатеринбург: «АРГО»
«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением
интеллекта. – 2-е изд.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/