Адаптированная рабочая программа Окружающий природный мир 7Б класс

МБОУ «Первомайская СОШ»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2025 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________Рощупкина Л.А.

29.08.2025 г

Приказ № 174 от 29.08.2025 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для учащихся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся 7 класса
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы учащихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями
федеральной государственной общеобразовательной системы и учебным планом МБОУ «Первомайская
СОШ» на 2025 – 2026 учебный год.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
осуществляется
на
основе
рекомендаций
ЦМПК,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана
развития.
Рабочая программа по окружающему природному миру является частью ООП ООО МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые
результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое
планирование.
Настоящей программой на изучение окружающего природного мира предусматривается 68 часов: в 7
классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
Изучение курса «Окружающий природный мир» в средней школе направлено на достижение
следующих целей:
 формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с
природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
 формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
 формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире;
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
 формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и
нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности;
 создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного
речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной
жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения,
поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться
различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического
экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень,
зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение
тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из
фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся
социально-бытовой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий природный мир»
В соответствии с требованиями ФГОС для детей, обучающихся по варианту 2, результативность
обучения каждого ребенка оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных

программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих
сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы
земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии
на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны
здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году.
Личностные результаты освоения предмета «Окружающий природный мир» включают:
1. Осознание персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу
осознание себя как «Я».
2. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном
единстве и разнообразии природной и социальной частей.
3. Формирование уважительного отношения к окружающим.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся мире.
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, (дочери), пассажира, покупателя и т.д.)
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным.
Базовые учебные действия.
Личностные
 испытывать чувство гордости за свою страну;
учебные действия
 гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других
обучающихся;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
Коммуникативные
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
учебные действия
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач,
 использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
учебные действия
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;



осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временноучебные действия
пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление
аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Планируемые предметные результаты:
• узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные
анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в
том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о
распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание тем учебного предмета «Окружающий природный мир»
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами:
"Растительный мир", "Объекты природы", "Временные представления".
Раздел "Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина,
боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и
жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в
жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина,
клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,
подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание

строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов
в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых
цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка,
колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья,
цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения
цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений.
Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик,
кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание
(различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка,
фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание
значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница,
просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых
культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание
(различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана,
бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта,
рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения
тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья,
лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов
передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни
человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких
животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок,
ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь,
пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха,
носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание
способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка,
гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних
птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение
зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в
жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание
(различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни.
Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар,
пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни

человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда,
медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи
строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание
значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных,
живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Раздел «Объекты природы»
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание
значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение
месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и
жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема).
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных)
леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание
значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например,
уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека.
Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание
реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).
Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней.
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года.
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение
года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна,
лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад,
гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
7 класс
№
1
2
3
4
Всего

Тема
Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления

К-во часов
16
18
16
18
68

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

КТП по курсу «Окружающий природный мир» для 7 класса
дата проведения
Тема урока
по плану
фактически
Природа нашей местности
01.09.25
Живая и неживая природа
03.09.25
Сезонные изменения в природе. Листопад
08.09.25
Одежда и обувь человека осенью
10.09.25
Что нам осень принесла
15.09.25
Дары природы
17.09.25
Что мы видели в лесу
22.09.25
Что мы видели в лесу
24.09.25
Дождь
29.09.25
Ливень
01.10.25
Цветы осени
06.10.25
Наблюдения за изменениями в природе
08.10.25
Погода осенью
13.10.25
Труд людей осенью
15.10.25
Перелетные птицы
20.10.25
Птицы зимующие
22.10.25
Животные готовятся к зиме
27.10.25
В зоопарке
05.11.25
Зимние изменения в природе
10.11.25
Одежда и обувь человека зимой
12.11.25
Одежда и обувь человека зимой
17.11.25
Наступают холода
19.11.25
Зимние явления природы (туман)
24.11.25
Зимние явления природы (град)
26.11.25
Игры со снегом и льдом
01.12.25
Где растет елка?
03.12.25
Новый год. Изготовление открытки
08.12.25
Животные зимой
10.12.25
Птицы зимой
15.12.25
Домашние животные. Взаимодействие с человеком
17.12.25
Домашние животные. Взаимодействие с человеком
22.12.25
Дикие животные жаркого пояса (жираф). Узнавание по внешнему
24.12.25
виду. Питание
Дикие животные жаркого пояса (обезьяна). Узнавание по внешнему
29.12.25
виду. Питание
Дикие животные жаркого пояса (зебра). Узнавание по внешнему виду. 12.01.26
Питание
Дикие животные леса (медведь). Распознавание по внешнему виду,
14.01.26
питание
Дикие животные холодного пояса (северный олень). Узнавание по
19.01.26
внешнему виду, питание
Дикие животные холодного пояса (тюлень). Узнавание по внешнему
21.01.26
виду, питание
Речные рыбы (щука). Распознавание по внешнему виду
26.01.26
Речные рыбы (окунь). Распознавание по внешнему виду
28.01.26
Морские обитатели (кит, дельфин, медуза). Распознавание по
02.02.26

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

внешнему виду
Представление об огне
Значение огня в жизни человека
Соблюдение правил обращения с огнем
Представление о воздухе
Значение воздуха в жизни человека
Представление о солнце
Значение солнца в жизни человека
Небо
Море
Озеро
Луна
Приметы весны
Наблюдение за природой весной
Одежда и обувь весной
Весенняя уборка. Подготовка к празднику
Восход
Закат
Повадки животных весной
Птицы весной
Насекомые проснулись
Занятия людей весной
Труд людей весной
Весна пришла, весне дорогу
Утро
День
Вечер
Ночь
Заключительный урок по курсу «Окружающий природный мир»

04.02.26
09.02.26
11.02.26
16.02.26
18.02.26
25.02.26
02.03.26
04.03.26
11.03.26
16.03.26
18.03.26
23.03.26
25.03.26
06.04.26
08.04.26
13.04.26
15.04.26
20.04.26
22.04.26
27.04.26
29.04.26
04.05.26
06.05.26
13.05.26
18.05.26
19.05.26
20.05.26
25.05.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».