Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
СОШ»
Протокол №1
Л.А.
От 29.08.2025г.
29.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______Янькова Н.И.
29.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская
________Рощупкина
Приказ №174от
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Математические представления»
Для учащейся 7 класса с УО (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)
с. Первомайское, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для 6 класса на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся
с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 2 вариант и учебным планом МБОУ «Первомайская
СОШ». Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» предусматривает на изучение
предмета «Математические представления» 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного
обучения.
Создание
практических
ситуаций,
в
которых
дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным
приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для
решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на
котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, 49 брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1
ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике - формирование элементарных
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
математических
Задачи:
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления;
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач
с опорой на наглядность;
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные
представления", "Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при
сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего
дела, при посадке семян в горшочки.
Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления
блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении
количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов.
Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе,
номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах
телевизионных передач и многое другое.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено
следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о
форме", "Представления о величине", "Пространственные представления",
"Временные представления".
Раздел "Количественные представления".
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в
единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение,
уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными
числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10).
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание)
предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение
на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение
денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых
примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку)
предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение
предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов
по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов,
частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение
предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины
(высоты) предметов линейкой.
Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб",
"призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка,
линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей
циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение
отрезка.
Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед
(спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение
месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там),
сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху
(верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый)
край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый)
угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий
за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание
(различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней:
вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас,
потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание
(различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по
возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до
получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Связь учебного предмета «Математические представления» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Математические представления», однако в наибольшей мере предмет «Математические
представления» способствует формированию следующих учебных действий:
1.
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения: – направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание); – умение выполнять инструкции педагога; – использование по
назначению учебных материалов; – умение выполнять действия по образцу и по
подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного
периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит
как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально
организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Математические представления»
изучается ежегодно с 5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую
систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы
(с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и
последующих классов):
— «Количественные представления»;
— «Представления о величине»;
— «Представление о форме»;
— «Пространственные представления»; —
«Временные представления».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
Количественные представления. Обучающиеся имеют представления о количестве, числе,
знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность: умеют соотносить число с
соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умеют пересчитывать
предметы в доступных пределах; умеют представлять множество двумя другими
множествами в пределах 10; умеют обозначать арифметические действия знаками; умеют
решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
Представления о величине. Обучающиеся овладевают элементарными математическими
представлениями о величине, умеют различать и сравнивать предметы по величине.
Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, глубине, толщине.
Представления о форме. Обучающиеся овладевают элементарными математическими
представлениями о форме, умеют различать и сравнивать предметы по (различают)
геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия, прямая,
отрезок.
Пространственные представления. Обучающиеся имеют элементарное представление о
пространстве, умеют ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Временные представления. Обучающиеся умеют различать части суток, соотносить
действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность
событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся
в различных средах.
На уроках Математические представления в 7 классе формируются следующие личностные
результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными
развивающемся мире;
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические
представления".
1)
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления:
•
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
•
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение
различать, сравнивать и преобразовывать множества;
2)
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность:
•
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой;
•
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
•
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
•
умение обозначать арифметические действия знаками;
•
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
3)
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач:
•
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными
деньгами;
•
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами;
•
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
•
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона;
•
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по
часам, соотносить время с началом и концом деятельности
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
действия по подражанию взрослому;
действия совместно со взрослым;
действия по образцу;
практические действия с различными материалами и предметами;
выполнение заданий по словесной инструкции;
слушание учителя;
просмотр видеоматериалов;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа раздаточным материалом;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
Умеренная умственная отсталость
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Умение
представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. Умение
обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение
и уменьшение на одну,
оценка знаний, обучающихся осуществляется по результатам повседневных
письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
основными видами классных и домашних письменных работ, обучающихся
являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые
несколько единиц.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач
Умеренная умственная отсталость
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными
деньгами и т.д.
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами.
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
умение составлять и прослеживать последовательность событий, определять время
по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование темы
Кол-во часов
п/п
1
Признаки
предметов.
предметов. Число 1
Счёт
1
2
Признаки предметов. Счет предметов. Числа 1-3
1
3
Признаки предметов. Счет предметов. Числа 1-3
1
4
Признаки фигур. Счет фигур. Числа 1-3
1
5
Сравнение предметов
признакам. Число 4
6
Форма геометрической фигуры. Счет в пределах 5
1
7
Форма геометрической фигуры. Счет в пределах 5
1
8
Прямоугольник. Счет в пределах 6.
1
9
Уточнение понятий "тяжелее-легче". Присчитывание
по одному
1
10
Признаки предметов. Счет предметов
(устная нумерация)
1
11
Признаки предметов. Счет предметов
(устная нумерация)
1
12
Треугольник. Счет предметов (устная нумерация)
1
13
Взаимное расположение предметов. Понятия "вышениже"
1
14
Взаимное расположение предметов. Понятия
"наверху-внизу" (уточнение понятий, визуальное
определение положения
1
и
фигур
по
различным
1
15
Пространственная ориентация: перед, за, между (в
пространстве и на плоскости)
1
16
Свойства предметов. Отношение "длиннеекороче". Сравнение длин приемом приложения
1
17
Форма фигуры. Соотнесение числа и множества.
Форма геометрических фигур. Счет предметов в
пределах 7
1
18
Форма фигуры. Соотнесение числа и множества.
Форма геометрических фигур. Счет предметов в
пределах 7
1
19
Уточнение понятий "много-мало"
1
20
Геометрические фигуры. Квадрат. Счет предметов в
пределах 8
1
21
Круг.
1
Геометрические
фигуры
и
геометрические тела
22
Счет предметов (устная нумерация первого десятка)
1
23
Временные
утро,
1
утро,
1
представления:
день, вечер, ночь
24
Временные
представления:
день, вечер, ночь
25
Ориентирование на плоскости листа. Понятия
"наверху", "внизу"
1
26
Ориентирование на плоскости
"
листа.
Понятия "наверху", "внизу
1
27
Присчитывание по 1.Сравнение
множеств по количеству
1
28
Отсчитывание
по
1.Сравнение
множеств по количеству
1
29
Количественные характеристики множеств. Числа
и цифры 1 и 2
1
30
Количественные характеристики множеств. Числа
и цифры 1 и 2
1
31
Количественных
Число и цифра 5
характеристики множеств.
1
32
Количественных
Число и цифра 5
характеристики множеств.
1
33
Числа и цифры от 1 до 5
1
34
Ориентирование на плоскости листа. Понятия
"наверху", "внизу"
1
35
Присчитывание по 1 в пределах 5.
36
Отсчитывание по 1 в пределах 5
1
37
Отсчитывание по 1. Сравнение по количеству
1
38
Число и цифра 6. Рисование цифры 6.
1
39
Число и цифра 6. Счет в пределах 6
1
40
Определение месторасположения предметов в
пространстве (близко, далеко)
41
Число и цифра 7. Рисование цифры 7
1
42
Число и цифра 7. Рисование цифры 7
1
43
Число и цифра 7. Счет предметов, фигур в пределах
7
1
44
Присчитывание по 1 с опорой на линейку
1
45
Отсчитывание по 1 с опорой на линейку
1
46
Отсчитывание по 2 с опорой на линейку
1
47
Различение
1
однородных
(разнородных) предметов по длине
48
Число и цифра 8. Счет предметов, фигур в пределах
8
1
49
Число и цифра 8. Счет предметов, фигур в пределах
8
1
50
Число и цифра 9. Счет предметов, фигур в пределах
9
1
51
Число и цифра 9. Счет предметов, фигур в пределах
9
1
52
Сравнение чисел
1
53
Число 0 и его обозначение, способ его получения.
Место нуля в ряду чисел
1
54
Число 0 и его обозначение, способ его получения.
Место нуля в ряду чисел
1
55
Число 10, его смысл и способ записи
1
56
Число 10, его смысл и способ записи
1
57
Действие сложения и знак сложения. Запись
примеров
1
58
Действие сложения и знак сложения. Запись
примеров
1
59
Прибавление 1 в пределах 5
1
60
Прибавление 1 в пределах 5
1
61
Прибавление 2 в пределах 5
1
62
Прибавление 2 в пределах 5
1
63
Действие вычитания и знак вычитания. Запись
примеров на вычитание
1
64
Вычитание 1 в пределах 5
1
65
Вычитание 2 в пределах 5
1
66
Вычитание 2 в пределах 5
1
67
Измерение времени. Знакомство с часами
1
68
Вычитание в пределах 5
1
Итого:
68