Рабочая программа Развитие психомоторики 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"

_______________Янькова Н.И.

____________ Рощупкина Л.А.

от «28» 08.2025 г.

Приказ №174 от «29» 08.2025 г.

АДАПРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 5-9 классов с ОУ (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для
учащихся 5Б-9Б класса составлена на основе соответствии с Федеральном государственном
образовательном стандарте, АООП ООО на основе авторской программы Метиевой Л.А.,
Удаловой Э.Я. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», с учѐтом рекомендаций пособия
Шаповаловой О.Е. «Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития
умственно-отсталых школьников»
в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной программы для учащихся с лѐгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) VIII вида (вариант 1), с учѐтом учебного плана МБОУ
«Первомайская СОШ» на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
является частью АООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» и состоит из следующих
разделов: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета,
содержание учебного предмета, тематическое планирование. Программа рассчитана на 5 лет –
169 часов: 5 класс - 34 часа в год (1 час в неделю);
6 класс - 34 часа в год (1 час в неделю);
7 класс - 34 часа в год (1 час в неделю);
8 класс - 34 часа в год (1 час в неделю);
9 класс - 33 часа в год (1 час в неделю);
Курс направлен на формирование знаний сенсорных эталонов и обучение
использованию перцептивных действий, необходимых для выявления свойств и качеств
какого-либо предмета. В программу включены задачи совершенствования координации
движений, преодоление моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой
моторики и др. Во всех разделах программы создаются условия для речевой опосредованной
деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развѐрнутого
сопровождения собственных действий речью и планирования.
Курс занятий имеет коррекционную направленность. Коррекционная направленность
проявляется в развитии познавательных процессов; исправлении у учащихся нарушений
психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение
пространственной ориентировки и др.), вызывающие у детей так называемые школьные
трудности. Каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его
самостоятельности, работоспособности, способствует усвоению программного материала.
Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет
ее.
Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- целенаправленно выполнять действия по четырѐхзвенной инструкции педагога, составлять
план действий;
- согласовывать свои движения и действия;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их
словом;
- смешивать цвета, называть их;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- овладеть временными понятиями.

Содержание программы 5-8 классы (34 часа)
1. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов,
комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа)
Работа с общими и частными понятиями. Объяснение выделенных слов. Подбор
синонимов. Угадывание недостающего слова. Работа с пословицами. Работа с текстом.
3. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часа).
Выделение и
различение звуков окружающей среды (стук,
звон, гудение).
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и
т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков.
4. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков (4 часа)
Соотношение действий с поданным звуковым сигналом. Выполнение
целенаправленных действий по четырѐхзвенной инструкции педагога. Вырезание
ножницами изображений предметов.
5. Развитие тактильно-двигательного восприятия(3 часа)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам.
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином.Игра «Волшебный мешочек»
(с мелкими предметами).
6. Развитие кинетических и кинестетических ощущений (3 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела;
вербализация собственных ощущений. Выразительность движений.
7. Развитие восприятии формы, величины, цвета (4 часа)
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).Комбинирование
разных форм из геометрического конструктора по инструкции.Сравнение и обозначение
словом величины разных предметов по двум параметрам.
8. Развитие восприятие особых свойств предметов (3 часа)
Словесное обозначение осязания температур. Различение пищевых запахов и вкусов,
их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость). Словесное обозначение.
9. Развитие пространственных представлений (3 часа)
Ориентировка в пространстве помещения (вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов). Расположение предметов в вертикальном и
горизонтальном полях листа. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.
10. Развитие восприятия времени (3 часа)
Определение времени по часам. Время суток. Временной распорядок. Времена года,
их закономерная смена. Месяца года, их последовательность. Дни недели. Их
последовательность. Календарь.
11. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов (2
часа).
Содержание программы 9 класс (34 часа).
1. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов,
комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа).
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение
2—3-предметных (сюжетных) картинок. Нахождение нелепиц на картинках. Запоминание
5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
Формирование произвольности зрительного восприятия, дорисовывание незаконченных
изображений. Тренировка зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз по методу.
3. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа).
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых и
музыкальных). Дифференцировка звуков по громкости и высоте тона (неречевых, речевых и
музыкальных). Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный

звук. Определение на слух различных музыкальных инструментов. Формирование чувства
ритма. Различение по голосу ребѐнка и взрослого.
4. Развитие бощей и мелкой моторики, графомоторных навыков (5 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Соотношение движений с поданным звуковым
сигналом. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырѐхзвенной инструкции
педагога, опосредование в речи своей деятельности. Совершенствование точности мелкой
моторики рук. Графический диктант с усложненным заданием. Вычерчивание
геометрических фигур. Дорисовывание симметричной половины изображения. Штриховка
изображений двумя руками. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
5. Развитие тактильно-двигательного восприятия (3 часа).
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам
(выпуклый, вогнутый, колючий и т. д.). Закрепление тактильных ощущений при работе с
пластилином, глиной, тестом. Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из
4—5 предложенных. Игры с мелкой мозаикой.
6. Развитие кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).
Сочетание движений и поз разных частей тела (произвольное и по инструкции
педагога); вербализация собственных ощущений. Упражнения на расслабление и снятие
мышечных зажимов, релаксацию. Воображаемые действия (подбросить мяч, погладить
бельѐ, наколоть дров и т. д.).
7. Развитие восприятия формы, величины, цвета (4 часа).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам;
обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету.
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6
предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов (по
ширине, длине, высоте). Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение
постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Конструирование сложных форм
предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр
и др.) из 6—8 элементов. Узнавание целого по одному фрагменту. Узнавание предмета по
словесному описанию. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале,
предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).
8. Развитие восприятия особых свойств предметов (3 часа).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное — мокрое),
их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов
(градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Развитие дифференцированных
вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее), их словесное обозначение.
Дифференцированное восприятие ароматов (запах цитрусовых, цветов, парфюмерии и др.).
Упражнения в измерении веса разных предметов на весах. Упражнения в измерении объѐма
жидких тел с помощью условной меры. Определение противоположных качеств предметов
(чистый — грязный, вредный — полезный). Определение противоположных действий,
совершаемых с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть).
9. Развитие пространственных представлений (3 часа).
Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений;
выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Определение
расположения различных предметов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем
пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация
пространственных отношений. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нѐм предметов,
игрушек.
10. Развитие восприятие времени (4 часа).
Определение времени по часам с точностью до минуты. Длительность временных
интервалов.1 мин = 60с. Секундная стрелка. Секундомер. Работа с календарем и моделью
календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Использование в речи временной терминологии.
11. Диагностика уровня развития психомоторных и сенсорных процессов(2 часа).

Тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов обучающихся в 5 - 9 классах».
5 - 9класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название раздела
Кол-во часов
Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных
2
процессов, комплектование групп для коррекционных занятий
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
3
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
4
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
4
Развитие тактильно-двигательного восприятия
3
Развитие кинетических и кинестетических ощущений
3
Развитие восприятии формы, величины, цвета
4
Развитие восприятие особых свойств предметов
3
Развитие пространственных представлений
3
Развитие восприятия времени
3
Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных
2
процессов
итого
34

Календарно – тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов обучающихся в 5 - 9 классах».
5,7,8 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Дата по
плану

Дата по
Название раздела / Тематика занятий
факту
1. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий.
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза .
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета.
3. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение).
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т.п.).
Различение речевых и неречевых звуков.
Имитация речевых и неречевых звуков.
4. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты,
перестроения).
Формирование чувства равновесия.
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.
Пальчиковая гимнастика.
Развитее навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой).
Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
5. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький - самый маленький).
Упражнения в раскатывании пластилина, глины, теста. Раскатывание брѐвнышек.
Игры с крупной мозаикой.
Сборка домика, ракеты, ѐлочек из различных геометрических фигур.
6. Развитие кинестетических и кинетических ощущений.
Формирование ощущений от различных поз тела, верхних и нижних конечностей, головы. Вербализация собственных
ощущений.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей.
Движения и позы головы по показу. Вербализация собственных ощущений. Выразительность движений.
7. Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур.
Группировка предметов и их изображений по форме, показу.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте и длине.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по ширине и толщине.
Знакомство с основными цветами (красный, жѐлтый, зелѐный, синий, чѐрный, белый). Различение и обозначение основных
цветов.
8. Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом).
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).
Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).
9. Развитие пространственных представление.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.
Ориентировка в помещении.
Движение в заданном направлении в пространстве.
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над - под, справа – слева).
10. Развитие восприятия времени
Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Суточный домик». Последовательность событий (смена времени
суток).
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Дидактическая игра: «Неделька». Обозначение в речи временных представлений.
11. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
Итого

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
34

9 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Дата по
плану

Дата по
Название раздела / Тематика занятий
факту
1. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий.
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей.
Запоминание предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
3. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов.
Различение мелодии по характеру (весѐлая, грустная).
Различение по голосу знакомых людей.
4. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие точности движений и развитие координации движений.
Упражнения на синхронность работы обеих рук (плетение кос, завязывание шнурков).
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
Развитие координации движений рук и глаз.
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.
5. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жѐсткие, холодные, тѐплые).
Работа с пластилином и глиной (твѐрдое и мягкое состояние).
Игры со средней мозаикой.
6. Развитие кинестетических и кинетических ощущений.
Движения и позы верхних и нижних конечностей (по инструкции педагога).
Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.
Движения и позы всего тела.
Имитация движений и поз (повадки зверей, природные явления).
7. Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Формирование эталонов объѐмных геометрических фигур (куб, шар).
Группировка предметов по форме (объѐмные и плоскостные).
Различение цветов и оттенков. Сигнальная роль цвета (пожарная машина).

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).
8. Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания (температурные ощущения). Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (пух, гвозди, шурупы, вата); словесное обозначение барических ощущений.
Сравнение трѐх предметов по весу (тяжѐлый – средний – лѐгкий).
9. Развитие пространственных представление.
Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
Расположение плоскостных и объѐмных предметов в вертикальном поле листа.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
10. Развитие восприятия времени
Времена года. Работа с моделью «Смена времѐн года».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Измерение времени в часах, направление движения стрелок.
Меры времени (минута, час, сутки).
Определение времени по часам с точностью до 1 часа. Половина часа (полчаса).
11. Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики
Обследование уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики

1
1
1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».