Адаптированная рабочая программа История Отечества 7-9Б классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
Л.А.
От 29.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор МБОУ
по УВР
«Первомайская СОШ»
_______Янькова Н.И.
________Рощупкина
29.08.2025г.

Приказ №174от 29.08.2025г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «История Отечества»
Для учащихся 7-9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для 7-9 классов разработана на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой и
учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Содержание учебного предмета «История», представленное в адаптированной примерной рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, адаптированной примерной основной образовательной программе
основного общего образования.
Учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ» на изучение географии отводится в 7 классе 68
часов (2 часа в неделю), в 8 классе — 68 часа (2часа в неделю), в 9 классе — 66 часов (2 часа в неделю).
Цель изучения истории по программам основного общего образования является:
развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества
в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачами изучения истории являются:
освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества,
роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации
Планируемые результаты освоения учебного предмета учащиеся
должны знать:
• когда началось и закончилось событие (по выбору);
• как протекало конкретное событие;
• великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся класса должны уметь:
• пользоваться лентой времени;
• устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
• выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; оценивать ответ ученика, дополнить
его, пользуясь учебником и картой.
Содержание учебного предмета
Начальные представления об истории
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических
знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика,
нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные
книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.

Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных
людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда
и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных
верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Конец ледникового периода и
расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике
людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века.
Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды
обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения
огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких
животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов,
приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого
количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных
ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение
человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного
земледелия в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш,
земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у
разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники
в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели Назначение
и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище
человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком
животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы
хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции приготовления
пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни
человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.
Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития
производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная
посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по
суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов.
Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды
и обуви. Различия в мужской и женской одежде.

Одежда как потребность защиты человеческого

организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления,
материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических
условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как
искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды
(на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение

разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов,
открытие новых земель, изменение представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий:
иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика,
география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для
истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История
книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства.
Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая
республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы .Экономика как
показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
.
Тематическое планирование по учебному предмету История Отечества для 7-9 класса
№
п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

История -наука о прошлом

2.

Отчий дом. Наша Родина - Россия

3.

История Древнего мира

4.

История вещей. Занятия человека на Земле

5.

Человек и общество

6.

Древняя Русь

7.

Древнерусское государство

8
9
7
14
9
10
10

Итого:

68

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

1.

Введение

2.

Как
государство

возникло

Древнерусское

Часы
учебного
времени

Дата
план

1

02.09

1

04.09

факт

3.

О

чем

рассказывает

древняя

1

09.09

Об Аскольде, Дире и их походах

1

11.09

1

16.09

1

18.09

1

23.09

летопись?
4.

в Византию
5.

Князь Олег. Правление Олега в
Киевской Руси.

6.

Князь Олег. Правление Олега в
Киевской Руси.

7.

Князь

Игорь

из

рода

Рюриковичей.
8.

Походы Игоря на Византию.

1

25.09

9.

Предание о гибели князя Игоря.

1

30.09

10.

Как княгиня Ольга отомстила

1

02.10

1

07.10

1

09.10

1

14.10

древлянам.
11.

Как княгиня Ольга отомстила
древлянам.

12.

Ольга

наводит

порядок

в

Киевской Руси.
13.

Посольство Ольги в Византию.

14.

Сын князя Игоря и Ольги –
Святослав.
Война
Святослава
с
хазарами.

1

16.10

15.

Сын князя Игоря и Ольги –
Святослав.
Война
Святослава
с
хазарами.

1

21.10

16.

Битвы Святослава на Балканах.
Гибель Святослава.

1

23.10

17.

Обобщающий
Древнерусское государство

урок.

1

28.10

18.

Наше Отечество — Россия в XVII
в. Российское общество в XVII в.
Наше Отечество — Россия в XVII
в. Российское общество в XVII в.
Отношения России с другими
странами.
Отношения России с другими
странами.
Детство и юность Петра I.

1

06.11

1

11.11

1

13.11

1

18.11

1

20.11

1

25.11

19.
20.
21.
22.
23.

Правление Софьи.

24.

Воцарение Петра I.

1

27.11

25.

Великое посольство.

1

02.12

26.

Бунт стрельцов.

1

04.12

1

09.12

1

11.12

1

16.12

1

18.12

1

23.12

1

25.12

1

30.12

1

13.01

1

15.01

1

20.01

1

22.01

1

27.01

1

29.01

1

03.02

1

05.02

27.
28.
29.
30.

Северная
война.
Основание
Санкт-Петербурга.
Северная
война.
Основание
Санкт-Петербурга.
Северная
война.
Основание
Санкт-Петербурга.
Разгром шведов под Полтавой.
Разгром шведов под Полтавой.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Заслуги Петра Великого в
истории России.
Заслуги Петра Великого в
истории России.
Отношения России со странами
Европы в конце XVIII — начале XIX в.
Отношения России со странами
Европы в конце XVIII — начале XIX в.
Павел I
и
его внутренняя
политика.
Павел I
и
его внутренняя
политика.
Участие
России
в
антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский
походы А. В. Суворова.
Император Александр I и его
реформы.
Вторжение Наполеона в Россию.

42.

Вторжение Наполеона в Россию.

1

10.02

43.

Отечественная война 1812 г.

1

12.02

44.

Отечественная война 1812 г.

1

17.02

45.

Отечественная война 1812 г.

1

19.02

46.

Отечественная война 1812 г.

1

24.02

47.

Заграничные

1

26.02

1

03.03

1

05.03

походы

русской

армии.
48.
49.

Россия
после
войны
Наполеоном.
Император Николай I.

с

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.
63.

64.
65.
66.

67.
68.

Восстание
декабристов
реформы Николая I.
Войны России на Кавказе.

и

1

10.03

1

12.03

Отношения России с другими
странами в период правления Николая I.
Крымская
война.
Оборона
Севастополя.
Крымская
война.
Оборона
Севастополя.
Крымская
война.
Оборона
Севастополя.
Действия СССР в начале Второй
мировой войны
Реорганизация Красной Армии,
укрепление обороноспособности страны
Первые дни войны (июнь-1941осень 1942гг)
Оборона
Москвы.
Разгром
фашистов под Москвой
Перестройка экономики страны
на военные нужды. Наука и образование.
Партизанская
война
и
подпольное
движение.
Мастера
культуры – фронту
Сталинградская битва

1

17.03

1

19.03

1

24.03

1

26.03

1

07.04

1

09.04

1

14.04

1

16.04

1

21.04

1

23.04

1

28.04

Битва на Курской дуге. Битва на
Северном
Кавказе.
Тегеранская
конференция
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г.
«Ни шагу назад!».
Усиление военно-экономической
мощи СССР.
Освобождение территории СССР
и Европы от фашистских захватчиков.
Открытие Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция. Взятие
Берлина. Конференция в Потсдаме
Война
СССР
с
Японией.
Хиросима и Нагасаки. Нюрнбергский
процесс

1

30.04

1

05.05

1

07.05

1

12.05

1

14.05

1

21.05

Итого: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».