Адаптированная рабочая программа Природоведение 5Б класс

МБОУ «Первомайская СОШ»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2025 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Янькова Н.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________Рощупкина Л.А.

29.08.2025 г

Приказ № 174 от 29.08.2025 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
для учащихся 5 – 6 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)

с. Первомайское, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для
учащихся 5-6
классов составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой и учебным
планом МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025 – 2026 учебный год.
Рабочая программа по природоведению является частью ООП ООО МБОУ «Первомайская СОШ» и
состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного
предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.
Настоящей программой на изучение природоведения предусматривается 136 часов: в 5 классе 2 часа в
неделю (68 часов в год), в 6 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
Цель изучения учебного предмета «Природоведение»: освоение знаний о многообразии природных
объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоциональноличностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушением интеллекта.
Задачи:
 формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
 формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
 формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах
и др.;
 формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
 воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее
ресурсам;
 знакомство с основными направлениями природоохранной работы;
 формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними
животными, выращивание комнатных и культурных растений);
 формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические
требования и правила здорового образа жизни.
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Природоведение»
Деятельность образовательного учреждения в обучении природоведения должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих результатов:
5 класс
Неживая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные
достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- Представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определенным группам (Нефть — горючее полезное ископаемое);
- Называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (Полезные ископаемые)
- Соблюдение правил здорового образа жизни и понимания их значения для человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней целостного отношения, понимание оценки
педагога;
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изучаемых объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представление о взаимосвязях между изучаемыми объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов с учетом различных оснований для классификации (золото- полезное
ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы).
- называние сходных по определенным признакам объектов
- выделение существенных признаков групп объектов
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил ЗОЖ.

- участие в беседе; обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте
- выполнение задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы.
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих
территорию нашей страны.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой
природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим
достопримечательностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
формирование умения обращаться за помощью к учителю.
- формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в
парке, в столовой.
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
- формирование знаний о правилах поведения в быту и природе.
- формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа,
достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).
6 класс
Живая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- Представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определенным группам (осина-лиственное дерево леса)
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни:
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней целостного отношения, понимание оценки
педагога;
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изучаемых объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представление о взаимосвязях между изучаемыми объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам животных с учетом различных оснований для
классификации.
- называние сходных по определенным признакам объектов
- выделение существенных признаков групп объектов
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил ЗОЖ.
- участие в беседе; обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте
- выполнение задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы.
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности. Формирование интереса
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
формирование умения обращаться за помощью к учителю.
- формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, например, в
поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.

- формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни.
Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой — экологическое
воспитание.
- знакомство с многонациональным наследием нашей страны, традициями, обычаями населения,
природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся развивающимся мире.
Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем.
Содержание тем учебного предмета «Природоведение» (136 часов)
5 класс
Введение ( 2 ч.)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая
природа.
Вселенная (6 ч.)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Времена года.
Планета Земля (1 ч).
Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Воздух (9 ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность,
бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в быту. Движения воздуха. Теплый
воздух легче холодного. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураганы, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха.
Свойства газов, входящих в состав воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе.
Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14 ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в строительстве (гранит, известняк, песок, глина)
Горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, нефть) внешний вид способы их добычи,
переработка.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Свойства черных и цветных металлов,
способы получения. Способы добычи руды. Охрана недр.
Вода (14 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые вещества. Учет
и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды в
природе. Осадки, воды суши.
Значение воды в природе. Вода в природе. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (7 ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая часть почвы. Разнообразие почв.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйств.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия. (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Обь, Лена.
Москва — столица России

Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Наш город — Абакан. Достопримечательности Республики Хакасия.
6 класс
Введение (1 ч.)
Растительный мир Земли (17 ч.)
Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов). Строение растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня,
груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные).
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Лекарственные растения, правила сбора.
Комнатные растения, уход за комнатными растениями. Герань бегония, фиалки, традесканции.
Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Растения Хакасии. Красная книга
России и Республики Хакасия.
Животный мир Земли (34 ч.)
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы.
Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в
природе. Значение. Охрана.
Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана птиц своего края.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Животные рядом с
человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными дома. Собака, кошка. Правила
ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек (15 ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует)
наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.
д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой
медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных
заболеваний.
Тематическое планирование по природоведению
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего

Тема
Введение
Вселенная
Планета Земля
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на Земле страна Россия

К-во часов
2
6
1
9
14
14
8
14
68

6 класс
№
1
2
3
4
Всего

Тема
Введение
Растительный мир Земли
Животный мир Земли
Человек

К-во часов
1
17
34
16
68

Календарно-тематическое планирование по курсу «Природоведение. 5 класс»
№

Тема

дата
по плану

Введение (2 часа)
1

Что такое природоведение. Знакомство с учебником

01.09.25

2

Живая и неживая природа

03.09.25
Вселенная (6 часов)

3

Небесные тела: планеты, звезды

08.09.25

4

Солнце.

10.09.25

5

Солнечная система.

15.09.25

6

Исследования космоса. Спутники, космические корабли

17.09.25

7

Полеты в космос. Современные исследования

22.09.25

8

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

24.09.25

Планета Земля (1 час)
9

Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера

29.09.25

Воздух (9 часов)
10

Воздух. Свойства воздуха

01.10.25

11

Использование свойств воздуха в быту.

06.10.25

12

Движение воздуха. Теплый воздух, холодный воздух

08.10.25

13

Ветер. Работа ветра в природе..

13.10.25

14

Ураганы. Способы защиты.

15.10.25

15

Температура воздуха. Измерение температуры воздуха.

20.10.25

16

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

22.10.25

17

Значение воздуха для жизни на Земле.

27.10.25

18

Чистый и загрязненный воздух

05.11.25
Полезные ископаемые (14 часов)

19

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых

10.11.25

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

12.11.25

21

Гранит, известняк. Внешний вид и свойства.

17.11.25

22

Песок, глина. Внешний вид и свойства.

19.11.25

23

Использование полезных ископаемых, применяемых в строительстве.

24.11.25

24

Горючие полезные ископаемые.

26.11.25

25

Торф. Внешний вид, свойства, применение.

01.12.25

по факту

26

Каменный уголь. Внешний вид, свойства, применение, способы добычи.

03.12.25

27

Нефть. Свойства, применение, способы добычи.

08.12.25

28

Природный газ. Свойства, применение, с способы добычи.

10.12.25

29

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

15.12.25

30

Черные металлы. Свойства черных металлов. Применение.

17.12.25

31

Цветные металлы. Свойства цветных металлов. Применение

22.12.25

32

Благородные (драгоценные) металлы. Охрана недр.

24.12.25

Вода (14 часов)
33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

29.12.25

34

Свойства воды как жидкости

12.01.26

35

Учет и использование свойств воды

14.01.26

36

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы.

19.01.26

37

Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода

21.01.26

38

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

26.01.26

39

Три состояния воды.

28.01.26

40

Температура плавления и кипения воды

02.02.26

41

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов.

04.02.26

42

Наводнения. Способы защиты от наводнений.

09.02.26

43

Воды суши: ручьи, реки

11.02.26

44

Воды суши: озера болота, пруды.

16.02.26

45

Моря и океаны

18.02.26

46

Охрана воды

25.02.26
Поверхность суши. Почва (8 часов)

47

Равнины, холмы, овраги. Горы.

02.03.26

48

Почва. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы

04.03.26

49

Перегной

11.03.26

50

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.

16.03.26

51

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

18.03.26

52

Плодородие — основное свойство почвы

23.03.26

53

Значение почвы в народном хозяйстве.

25.03.26

54

Охрана почвы

06.04.26
Есть на Земле страна Россия (14 часов)

55

Россия — Родина моя

08.04.26

56

Черное и Балтийское моря.

13.04.26

57

Уральские и Кавказские горы

15.04.26

58

Крупные реки нашей страны

20.04.26

59

Москва — столица России

22.04.26

60

Санкт-Петербург

27.04.26

61

Крупные города России

29.04.26

62

Древние русские города

04.05.26

63

Население нашей страны. Городское и сельское население

06.05.26

64

Абакан — столица Хакасии.

13.05.26

65

Основные достопримечательности Абакана

18.05.26

66

Республика Хакасия. Основные географические объекты региона.
Достопримечательности

19.05.26

67

Итоговая контрольная работа

20.05.26

68

Заключительный урок по курсу «Природоведение. 5 класс»

25.05.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».