Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического совета
Протокол №1
Л.А.
От 29.08.2025г.
29.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______Янькова Н.И.
29.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
________Рощупкина
Приказ №174от
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Математика»
Для учащихся 5-9 классов с УО (интеллектуальными нарушениями)
с. Первомайское, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета математика для 5 – 9 классов на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом авторской
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой и учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ».
Настоящей программой на изучение математике в 5-9 классах предусматривается 102 часа в год
(3 учебных часа в неделю).
Цель изучения учебного предмета «Математика »
Цель реализации программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при реализации программы предусматривает решение
следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
Сроки реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 5 лет (5-9 классы).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и
умения, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по математике
на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
-знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в
пределах 100 000;
-знание таблицы сложения однозначных чисел;
-знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
-письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения,
алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
-знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
-выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в
-том числе с использованием микрокалькулятора;
-знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения -стоимости,
длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
-нахождение доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
-решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
-построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов,
многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости; Достаточный уровень:
-знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах
1 000 000;
-знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
-знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
-знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости,
длины, массы, времени, площади, объема;
-устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при
измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
-письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами,
полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
-знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
-выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
-нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли
(проценту);
-выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями
с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования
микрокалькулятора;
-решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических
действия;
-распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед,
пирамида, призма, цилиндр, конус);
-построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов,
многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных
относительно оси, центра симметрии;
-применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач; представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах
и их назначении;
2. Содержание учебного предмета математика 5-9 классы
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Сравнение и упорядочение
многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время,
площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 к.), рубль
(1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1
м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц),
тонна (1 т). Единица измерения емкости – литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 с),
минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1
в.).Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв.
см), квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв.
км).Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1 куб. мм), кубический сантиметр (1
куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1
куб. км).Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин.Преобразования чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы.Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в
видедесятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий.Все виды устных вычислений с
разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при
измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.Алгоритмы письменного
сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Нахождение неизвестного
компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм,
обратное действие, оценка достоверности результата).Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100
000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное,
двузначное число.Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из
3-4 арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в
пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой
результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей.
Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель
дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с
одинаковыми знаменателями. Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение
смешанных чисел. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных
дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных
дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи). Сравнение дробей с
разными числителями и знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями. Нахождение одной или нескольких частей числа.Десятичная
дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более крупных
(мелких), одинаковых долях. Сравнение десятичных дробей.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи. Задачи
на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное
сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на
пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем
всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход).
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время
(начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого.
Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов для
выполнения построений. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в
том числе параллельные).Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма
смежных углов. Сумма углов треугольника. Симметрия. Ось симметрии. Симметричные
предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично
расположенные относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур, симметрично
расположенных относительно оси симметрии. Периметр. Вычисление периметра треугольника,
прямоугольника, квадрата. Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Тематическое планирование предмета «Математика» 5-9 классы
№
п/п
Наименование модулей и тем программы
Кол- во часов
1.1
Нумерация
9 часов
1.2
Единицы измерения и их соотношения
9 часов
1.3
Арифметические действия
17 часов
1.4
Арифметические задачи
5 часов
1.5
Геометрический материал
12 часов
1.6
Скорость. Время. Расстояние (путь)
9 часов
1.7
Умножение и деление чисел
20 часов
1.8
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении
13 часов
1.9
Дроби
9 часов
Календарно- тематическое планирование математика
№ урока
Наименование раздела и тем
Дата
Часы
учебного
времени
план
1.
Нумерация в пределах 1 000
1
01.09
2.
Устная нумерация в пределах 1 000
1
03.09
3.
Письменная нумерация в пределах 1 000. Чтение и запись
чисел.
1
05.09
4.
Нумерация в пределах 1 000. Сравнение чисел.
1
08.09
5.
Виды линий: прямая, ломанная, кривая, луч, отрезок.
1
10.09
6.
Сложение и вычитание в пределах 1 000
1
12.09
7.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц.
1
15.09
8.
Нахождение неизвестного слагаемого. Счет по 2, 20, 200,
2000.
1
17.09
9.
Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение
неизвестных компонентов сложения и вычитания.
1
19.09
10.
Построение отрезков и ломаных линий. Замкнутые и
незамкнутые ломаные.
1
22.09
факт
11.
Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение
неизвестных компонентов сложения и вычитания.
1
24.09
12.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и
вычитания.
1
26.09
13.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и
вычитания.
1
29.09
14.
Увеличение в несколько раз, на несколько единиц и
нахождение суммы.
1
01.10
15.
Построение отрезков и ломаных линий. Замкнутые и
незамкнутые ломаные.
1
03.10
16.
Порядок действий в примерах без скобок. Счет по 5, 50,
500, 5000.
1
06.10
17.
Порядок действий в примерах без скобок. Счет по 5, 50,
500, 5000.
1
08.10
18.
Порядок действий в примерах со скобками
1
10.10
19.
Порядок действий в примерах со скобками
1
13.10
20.
Порядок действий в примерах со скобками и без скобок
1
15.10
21.
Порядок действий в примерах со скобками и без скобок
1
17.10
22.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание
многозначных чисел»
1
20.10
23.
Работа над ошибками.
1
22.10
24.
Округление чисел.
1
24.10
25.
Округление чисел.
1
27.10
26.
Умножение на круглые десятки.
1
05.11
27.
Умножение на круглые десятки
1
07.11
28.
Умножение на круглые десятки.
1
10.11
29.
Умножение на двузначное число в пределах 1 000.
1
12.11
30.
Умножение на двузначное число в пределах 1 000.
1
14.11
31.
Увеличение суммы в несколько раз и нахождение суммы.
1
17.11
32.
Увеличение суммы в несколько раз и нахождение суммы.
1
19.11
33.
Взаимное
положение
прямых
на
Пересекающиеся
прямые,
в
том
перпендикулярные. Параллельные прямые.
1
21.11
плоскости.
числе
-
34.
Прямая пропорциональная зависимость.
1
24.11
35.
Деление многозначных чисел на однозначное число.
1
26.11
36.
Деление многозначных чисел на однозначное число.
1
28.11
37.
Окружность. Круг. Линии в круге. Построение
окружности с заданным радиусом или диаметром.
1
01.12
38.
Уменьшение в несколько раз, нахождение суммы и
остатка.
1
03.12
39.
Обратная пропорциональная зависимость.
1
05.12
40.
Обратная пропорциональная зависимость.
1
08.12
41.
Проверка умножения и деления многозначных чисел.
1
10.12
42.
Многоугольники. Треугольник, прямоугольник, квадрат.
1
12.12
43.
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное
число.
1
15.12
44.
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное
число.
1
17.12
45.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление
многозначных чисел»
1
19.12
46.
Работа над ошибками..
1
22.12
47.
Проверка деления с остатком
1
24.12
48.
Проверка деления с остатком
1
26.12
49.
Составные задачи на прямое и обратное приведение к
единице.
1
29.12
50.
Нахождение периметра геометрических фигур.
1
12.01
51.
Пропорциональное деление.
1
14.01
52.
Умножение и деление
однозначное число.
многозначных
чисел
на
1
16.01
53.
Умножение и деление
однозначное число.
многозначных
чисел
на
1
19.01
54.
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное
число.
1
21.01
55.
Многоугольники. Построение геометрических фигур.
1
23.01
56.
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное
число.
1
26.01
57.
Все действия в пределах 1 000 000.
1
28.01
58.
Преобразование чисел, полученных при измерении.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами длины.
1
30.01
59.
Преобразование чисел, полученных при измерении.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами длины.
1
02.02
60.
Параллелограмм. Высота параллелограмма. Свойства
элементов.
1
04.02
61.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами массы.
1
06.02
62.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами массы.
1
09.02
63.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами массы и стоимости.
1
11.02
64.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
двумя единицами массы, длины и стоимости.
1
13.02
65.
Треугольник. Высота треугольника.
1
16.02
66.
Треугольник. Высота треугольника
1
18.02
67.
Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических
действия.
1
20.02
68.
Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических
действия.
1
25.02
69.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
единицами массы, длины и стоимости.
1
27.02
70.
Построение параллелограмма
1
02.03
71.
Работа над ошибками. Умножение и деление на 10, 100,
1000.
1
04.03
72.
Деление с остатком на 10, 100, 1 000.
1
06.03
73.
Деление с остатком на 10, 100, 1 000.
1
11.03
74.
Умножение чисел, полученных при измерении двумя
единицами стоимости, длины, массы на однозначное
число.
1
13.03
75.
Умножение чисел, полученных при измерении двумя
единицами стоимости, длины, массы на однозначное
число.
1
16.03
76.
Контрольная работа по теме «Умножение чисел,
полученных при измерении»
1
18.03
77.
Работа над ошибками..
1
20.03
78.
Меры времени
1
23.03
79.
Ромб. Свойства элементов
1
25.03
80.
Построение ромба и параллелограмма.
1
27.03
81.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
одной, двумя единицами времени (часы, минуты).
1
06.04
82.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
одной (часы) двумя (сутки, часы) единицами времени.
1
08.04
83.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
одной (месяцы) двумя (годы, месяцы) единицами времени.
1
10.04
84.
Решение простых арифметических задач на определение
продолжительности события, его начала и конца.
1
13.04
85.
Нумерация в пределах 1 000 000.
1
15.04
86.
Все действия в пределах 1 000 000.
1
17.04
87.
Прямая пропорциональная зависимость.
1
20.04
88.
Классификация многоугольников.
1
22.04
89.
Пропорциональное деление.
1
24.04
90.
Деление чисел, полученных при измерении единицами
стоимости на однозначное число.
1
27.04
91.
Деление чисел, полученных при измерении одной
единицей
стоимости
на
двузначное
число
с
преобразованием делимого.
1
29.04
92.
Деление чисел, полученных при измерении одной
единицей
стоимости
на
двузначное
число
с
преобразованием делимого.
1
04.05
93.
Деление чисел, полученных при измерении двумя
единицами стоимости на двузначное число без
преобразования частного.
1
06.05
94.
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические
фигуры, ось, центр симметрии.
1
08.05
95.
Деление чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами стоимости на двузначное число.
1
13.05
96.
Деление чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами длины на однозначное число.
1
15.05
97.
Деление чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами длины на однозначное число.
1
18.05
98.
Итоговая контрольная работа
1
19.05
99.
Работа над ошибками.
1
20.05
100.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми
числителями и знаменателями.
1
22.05
101.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми
числителями и знаменателями.
1
25.05
102.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми
числителями и знаменателями.
1
26.05
Итого: 102 ч