МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образование и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ «Первомайская СОШ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
От 28.08.2025г
ЗДВУР
___________________
Янькова Н.И
От 28.08.2025г
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________
Рощупкина Л.А
Приказ №174
от«29»08.2025г
Адаптированная образовательная программа дефектологических занятий для
обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью
с. Первомайское, 2025
1
Содержание программы
№
1.1
1.2
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.1
2.2.
2.3.
2.4
2.5.
3.1.
3.2.
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи рабочей образовательной программы
Общая характеристика программы
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Система контроля и результативности программы
II. Содержательный раздел
Учебный план
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Организация системы взаимодействия с педагогами КОУ
Взаимодействие с семьями обучающихся
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Список литературы
Приложение. Календарно-тематическое планирование
2
стр
3
3
4
5
16
16
19
20
20
21
28
29
30
31
31
32
33
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дефектологических занятий предназначена для проведения
коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 3-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1), разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Под редакцией И.М. Бгажноковой. Программа направлена на обеспечение
системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана
способствовать реализации развивающего потенциала начального образования,
развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная
основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» направлена на
коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Основной формой работы в соответствии с рабочей
программой является учебная деятельность, все коррекционно-развивающие занятия в
соответствии с рабочей программой носят учебный и обучающий характер. Занятия
насыщены разнообразными упражнениями, заданиями и развивающими играми.
Данная программа разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка (1989г.);
Федеральный образовательный государственный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
3
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
Уставные и локальные акты организации.
Актуальность программы
К числу важнейших задач работы по данной программе относится повышение
эффективности и качества обучения детей младшего школьного возраста с легкой
умственной отсталостью, имеющих недоразвитие интеллектуальной сферы. Программа
дефектологических занятий направлена на коррекцию и компенсацию дефектов
развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1). Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций:
ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие
произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения.
Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его
конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания
информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него умения и
навыки, что обеспечивает его поступательное развитие.
1.2. Цель и задачи рабочей образовательной программы
Цель: создание специальных педагогических условий для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на
интеграцию в образовательную и социокультурную среду, помощь в освоении
образовательной программы, совершенствование учебной деятельности, коррекцию
недостатков развития, активизацию познавательной деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
– Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
– Развитие навыков каллиграфии;
– Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
– Развитие зрительного восприятия и узнавания;
4
– Развитие зрительной памяти и внимания;
– Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
– Развитие пространственных представлений и ориентации;
– Развитие представлений о времени;
– Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций:
– Навыков соотнесенного анализа;
– Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
– Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
– Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
Развитие наглядно-образного мышления;
– Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи
между предметами, явлениями и событиями).
– Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях:
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно- познавательных и учебно-практических задач.
2. Образовательные задачи:
формирование учебной мотивации.
формирование и развитие навыков социального поведения.
формирование базовых учебных действий.
формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения
знаний об окружающей действительности.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать дисциплинированность.
навык работать в паре (договариваться, соблюдать очередность).
1.3. Общая характеристика программы
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа имеет под собой теоретические и методологические
основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие
построение, организацию и реализацию работы по программе:
Онтогенетический принцип. Учитывает закономерности развития в норме.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом закономерностей и
5
последовательности формирования высших психических функций развития ребенка.
Важно для начала определить его уровень, который можно зафиксировать как
стартовый. Нельзя сразу включать ребенка в интенсивную образовательную
деятельность, формировать у него высшие уровни мышления и речи, тогда как
отсутствует полноценная база для их становления.
Принцип развития. Принцип предполагает выделение в процессе коррекционноразвивающей работы тех трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего
развития ребенка.
Принцип учета структуры дефекта. Принцип предполагает необходимость учета
структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и
вторичных признаков.
Принцип системного подхода. Принцип основывается на сложности структуры
дефекта и определяется взаимодействием внутрисистемных нарушений.
Принцип комплексности. Отклонение в развитии и поведении это не только
результат психофизиологического состояния, но и результат активного воздействия на
них родителей и ближайшего окружения. Успех коррекционной работы зависит от
тесной взаимосвязи всех специалистов и родителей.
Этиопатогенетический принцип. Учет совокупности этиологических факторов,
обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и
социально-психологические факторы. Именно глубокое всестороннее изучение ребенка
является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
Принцип индивидуализации. Учитываются возможности, возраст и особенности
развития и потребностей каждого ребенка. Эффективность обучения зависит от
соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка.
Принцип признания. Признание каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса. Это принцип поддержки детской инициативы и
формирования познавательных интересов каждого ребенка.
Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала. Принцип
раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы
чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи
между различными сторонами их содержания.
Принцип постепенности. Данный принцип предполагает обучение и усвоение
знаний в определенном порядке, строгой системе. Это относится как к содержанию, так
и к процессу обучения.
Принцип наглядности. Средства наглядности (натуральная, изобразительная,
объёмная) используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении
домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
6
Принцип доступности. Учебный материал должен быть доступным и
соответствовать требованиям, методам, приемам и условиям образования, а также
индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Принцип прочности освоения результатов. Знания, умения и навыки, которые
ребенок получает на НОД, обладают свойством их воспроизведения и применения в
различных условиях речевой, познавательной и эмоционально-волевой деятельности
ребенка.
Принцип дифференцированного подхода. Принцип дает возможность создавать
обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его
индивидуально-типологических особенностей.
Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для
создания данной программы явились работы; деятельностный подход (Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
положение о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготского; теория поэтапного
формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция
развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина); положения о реализации
образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами
специального образования (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, Е.А.
Екжанова, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева).
В процессе реализации рабочей программы применяются следующие технологии:
Технология коррекционно-развивающего обучения
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии,
позволяющие
добиваться
положительной
динамики
в
обучении и
воспитании. Технология КРО – это процесс воспитания, обучения, развития, при
использовании специальных коррекционных педагогических средств и методов,
способных обходить все психофизические нарушения, создавать необходимые условия
для развития конкретной личности каждого ученика для успешной дальнейшей
интеграции и адаптации в социум.
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения, учитывает индивидуальные особенности
каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной
познавательной деятельности учащихся, развивает их мышление, самостоятельность.
В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из
ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология
7
организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень
усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым
уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности
учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному
самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем
или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы на контроль обобщающих уроках. Определяется целью то, что ученик должен усвоить в конце
раздела и составляются задания (разноуровневые). Можно также применять и при
изучении новой темы. Объясняется материал от сложного к простому, в конце можно
определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения
можно сделать следующие выводы:
это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом
индивидуальных особенностей учащихся;
повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация
учения;
повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами
обучения учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо
выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода,
нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит
результативность всего урока.
Игровые технологии Практика показывает, что занятия с использованием игровых
ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного
познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая
атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение
работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это
требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности,
неверия в свои силы. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения
целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление,
повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет
знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных,
интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции,
8
наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать
самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы
и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно
увеличиваются уровень сложности игры или задания, которые определяются строго
индивидуально для каждого ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт
возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и
усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у
них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется
дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти,
внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем
мире.ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности
изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия
(зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более
долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием данной технологии,
пользуемся принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь.
Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в
необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для
детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на занятиях используются в различных вариантах.
Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций
– серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и
осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Создание занятий–презентаций даёт возможность учителю использовать методы
активного, деятельностного обучения. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее,
они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух,
воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально
наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются
непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что
привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное
количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим,
обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более
успешного запоминания ребенком материала.
9
Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся
гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание.
Здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей
работы учителя – это рациональная организация занятия.
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной
деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного
материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал.
Характеристика детей школьного возраста интеллектуальной сферы с лёгкой
степенью умственной отсталости.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной
деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения
центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени
интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень
выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со
сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее
последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их
медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких
обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ —
34-20), глубокая (IQ < 20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в
познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением
взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем
большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с
умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на
ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет
10
системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все
стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социальноличностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные
процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия
поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности,
нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь,
затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие
психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое
развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность
к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как
правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С.
Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом
специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
«запускает»
компенсаторные
процессы,
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
отличается
качественным
своеобразием.
Относительно
сохранной
у
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается
дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых,
кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к
затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа
восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного
влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной
на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных
занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают
положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение
отдельными мыслительными операциями.
11
Меньший
потенциал
у
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу
которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей
обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления
отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по
признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это
выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая
регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав
инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при
особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
пользованию
рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается
возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной
деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в
процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на
развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение
полученной
информации
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических
особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное
запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается
логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях
получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие
трудностей установления логических отношений полученная информация может
воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие
трудности
вызывает
воспроизведение
словесного
материала.
Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе
коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности;
различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное
влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем,
12
следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом
определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп
(по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал
развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания,
которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его
распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено
произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения,
направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо
одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и
интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном
уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем
внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о
наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти
показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление
образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного
материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается
значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности
и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех
учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению
представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для
обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны
с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике
такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя
при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической
коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение
представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для
овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое
выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении
13
различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по
смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для
овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных
с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно
сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение
специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности
движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к
овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной
ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий
волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых требований, у некоторых
из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что
выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений,
недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной
деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с
конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения
условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников
целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды
деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе
дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды
профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой
категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми
14
социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических
особенностей личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов,
что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и
взрослыми.
При
этом
специфическими
особенностями межличностных
отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными
поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных
контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью
навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на
их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной
или физической агрессии и т.п.
Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению
знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения
анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее
выполнение.
Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной
школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по
начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника
чтения, нарушению осознанности чтения.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в
следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное
усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и
орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять
полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от
ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления,
как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо
ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты
своих действий, не соотносят их с образцами.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения,
восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие
зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционновоспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и
исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития
детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует
опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве
закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли
15
создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают
успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система
коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения,
опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью,
учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия,
созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью,
должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в
образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки
ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные
с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
1.1. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане дефектологический курс является элементом «Коррекционноразвивающей области». Основной формой организации коррекционного процесса
являются занятия.
Занятия проводятся по 2-3 человека один раз в неделю по 45 минут.
Данный дефектологический курс связан с содержанием всех образовательных
областей: «Русский язык», «Чтение», «Математика» «Ознакомление с окружающим
миром».
Данная программа рассчитана на 2 года обучения с 3-го по 4-й класс по 1 часу в
неделю, 34 часов (34 недели).
16
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В результате реализации программы внеурочной
деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
Предметные результаты:
3 класс
Сформированность следующих умений.
-целенаправленно выполнять действия
по 3-4 инструкции педагога.
- дорисовывать незаконченные изображения.
- определять на ощупь поверхность
предметов, обозначать в слове качества
и свойства предметов.
-сравнивать предметы по тяжести на
глаз, взвешивая на руке.
4 класс
Сформированность следующих умений.
-усвоение процесса письма с
соблюдением соразмерности и разборчивого
начертания знаков,
- распознавать и называть части тела и
лица;
- усвоить основные координаты: верх –
низ, впереди – позади, слева – справа – и
соответствующие ориентировки относительно
себя;
- усвоить порядок следования дней
недели, частей суток, времён года, месяцев
года;
-понимать отношения: вчера – сегодня –
завтра – послезавтра – позавчера; рано –
поздно; старше – моложе; медленно –
быстро;-
Сформированность следующих умений.
-целенаправленно выполнять действия
по трехзвенной инструкции педагога;
-группировать предметы по двум
заданным признакам формы, величины или
цвета;
-составлять цветовую гамму от темного
до светлого;
-определять на ощупь поверхность
предметов;
-зрительно дифференцировать
предметы по неярко выраженным качествам;
-различать запахи и вкусовые качества;
-сравнивать предметы по тяжести «на
глаз», «на руку»;
-действовать по звуковому сигналу;
-адекватно ориентироваться на
плоскости и в пространстве;
-выражать пространственные
отношения с помощью предлогов;
-определять время по часам.
Сформированность следующих умений.
-группировать предметы по
самостоятельно выделенным двум
признакам;
смешивать цвета;
-находить нереальные элемент
«нелепых» картинок;
-определять противоположные качества
и свойства предметов;
-определять на слух звучание
различных музыкальных инструментов;
-моделировать расположение
предметов в заданном пространстве;
-пользоваться календарем;
-определять возраст людей.
-определять время по часам.
-знать соотношения мер времени: сутки
– неделя – месяц – год; секунда – минутачас;
17
Личностные результаты:
Определять
и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
- регулятивных учебных действий:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- коммуникативных учебных действий:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
18
Слушать и понимать
речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
1.3. Система контроля и результативности программы
Мониторинг диагностических данных первичной и итоговой диагностики
дефектологического
обследования
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является критерием эффективности реализации
коррекционной программы.
Положительным результатом служит:
-динамика в познавательном и речевом развитии учащихся;
- заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной
деятельности, навыков контроля и самоконтроля,
- умения общаться и сотрудничать.
Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
Первичная диагностика проводится перед началом реализации программы с целью
определения уровня актуального развития обучающегося, выявления личностных
особенностей и особенностей поведения обучающегося. Форма проведения –
индивидуальная, подгрупповая.
Методы:
а) наблюдение, сбор анамнестических данных у родителей (законных
представителей) о обучающемся;
б) диагностика познавательного развития обучающегося (данные заносятся в
диагностическую карту).
Итоговая диагностика – оценка качества усвоения обучающимся всего объема
содержания программы (по окончании курса).
Форма и методы итоговой диагностики соответствует первичной диагностике.
Система оценки достижения обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
коррекционно-развивающей дефектологической программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.
При организации дефектологических занятий необходимо исходить из
возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной трудности,
доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему
необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной
затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать
пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала
выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому при
организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С
19
этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки
достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо
также помнить об особенностях восприятия учащимися учебного материала и
специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование
различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений,
способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Вид
контроля
Время
проведения
контроля
Сентябрь (год
начала
реализации
программы)
Цель
проведения
контроля
Определение
уровня
развития
устной и
письменной
речи
Формы и средства
выявления результата
Текущий
В течение всего
учебного года
Определение
степени
усвоения
учащимися
учебного
материала
Анализ задания,
презентация, выставка
Итоговый
Май
Определение
степени
усвоения
учащимися
учебного
материала
Контрольный опрос,
самоанализ и
самооценка
обучающихся
Первичный
Диагностика
Собеседование
Наблюдение
Контрольный диктант
Формы фиксации и
предъявления
результата
Индивидуальный
образовательный
маршрут,
журнал
посещаемости,
рабочие тетради,
диагностические
карты
Аналитический
материал, фото,
материалы текущей
работы
обучающихся,
методические
разработки
Отзывы детей и
родителей,
публикации в СМИ,
видеозапись,
грамоты, дипломы
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
В рабочей программе определены основные направления работы учителядефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики
нарушений познавательного развития детей с нарушениями интеллекта. Данная
программа является комплексной, объединяет различные виды речевой, социальной,
коммуникативной деятельности для достижения целостного развития основных
психических процессов ребенка: внимания, памяти, воли, интеллекта.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование
дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение
специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), что позволяет максимально индивидуализировать
коррекционный процесс:
-частая смена видов деятельности;
20
-включение в работу больше анализаторов;
-использованиеориентировочнойосновыдействий(опорныесигналы,образцыилипланвыполнениязадания, алгоритмы, схемы, таблицы идр.)
-повторяемость программ нового материала с усложнением;
-дифференциация заданий;
-развитие в адекватном темпе;
-дозированность подачи материала;
-объяснение материала в интересной форме;
-вовлечение в занимательную деятельность;
-воздействие через эмоциональную сферу;
-создание ситуации успеха;
-рефлексия изученного.
В содержание занятий включены задания на развитие когнитивных процессов
обучающихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки,
мелкой моторики рук, развитие связной речи), знакомство с окружающим миром,
развитие математических представлений.
Коррекционные упражнения: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию
подвижности и гибкости кистей рук, упражнения на развитие внимания (концентрацию,
распределение, переключаемость), так как от способности ребенка к произвольной
деятельности зависит результат всей его работы, задания на коррекцию и развитие
памяти, всех ее видов и свойств, упражнения на развитие восприятия формы, размера,
цвета предметов, пространственных отношений и временных представлений,
графические упражнения (обводки по точкам, шаблонам, трафаретам, штриховки,
рисунки по инструкции) и другие задания на коррекцию и развитие операций мышления
(анализа, синтеза, обобщения, установления логических связей между предметами и
явления- ми). Занятия имеют коррекционно-развивающую и предметную
направленность.
Все задания направлены на закрепление и расширение знаний, полученных во
время изучения учебных предметов. Следуя принципу динамичности восприятия, с
каждым занятием задания усложняются, увеличивается объем материала, предлагаемого
для восприятия и запоминания.
21
3
класс
Развитие восприятия.
Восприятие качеств величины.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине,
толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной
величины. Раскрашивание предметов различной величины.
Восприятие формы.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме.
Раскрашивание предметов.
Восприятие цвета.
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,
черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и
раскрашивание предметов. Конструирование.
Восприятие пространства.
Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация
правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения
предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ –
снизу, перед – спереди и т. п.). ориентирование в помещение по инструкции педагога.
Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью
«Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных
представлений в речи.
Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на
поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением
закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по
образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные
дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка
по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (3–5) без учета месторасположения,
игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов,
узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного
и словесного материала. Зарисовка картинок.
22
Развитие мышления.
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств
окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы.
Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных
признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по
заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по
заданному признаку.
4 класс
Развитие восприятия, воображения.
Восприятие качеств величины.
Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше,
меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров.
Штриховка предметов.
Восприятие формы.
Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий.
Различение, называние геометрические фигур.
Формирование наборов эталонов геометрических тел (шар, куб). Обозначение
словом. Группировка предметов по форме.
Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения.
Рисование предметов по пунктирам.
Восприятие цвета.
Цвет предметов. Сравнение предметов по цвету. Группировка предметов одного
цветового тона.
Цвета радуги. Дополнительные цвета. Подбор нужного цвета. Сочетание цветов.
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в
группировке оттенков, подбор их по слову.
Рисование предметов. Раскрашивание.
Восприятие пространства.
Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево,
впереди – сзади. Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения
предметов в пространстве.
Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета
(выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).
Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант»,
наложенные рисунки, составление мозаики из 4–6 элементов, нахождение заданной
фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве
листа.
Обведение трафаретов. Штриховка в различных направлениях.
Зрительное восприятие.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Выделение буквенных
23
форм. Нахождение различий у двух сходных картинок.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Рисование предметов.
Раскрашивание.
Восприятие времени.
Различение понятий: «утро», «день», «вечер», «ночь». Освоение умений различать
части суток. Временные представления. Определение последовательности событий.
Неделя. Определение последовательности событий. Час. Определение времени с
точностью до 1 часа.
Обозначение временных представлений в речи. Раскрашивание рисунков.
Воображение.
Развитие
пространственного
воображения.
Узнавание
и
различение
геометрических фигур. Сравнение их, нахождение сходства и различия. Формирование
элементов конструкторских навыков.
Образное воображение. Дорисовывание второй половины предметов. Определение
последовательности событий.
Характеристика признаков предметов. Нахождение характерных признаков
предметов. Сравнение их.
Развитие внимания.
Повышение объема внимания. Активизация зрительного внимания в процессе
узнавания и описания предмета по контурному изображению его части. Описание
предмета по контурному изображению его части.
Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Развитие устойчивости
внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный
художник», «Запутанные дорожки».
Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах
отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на
развитие самоконтроля:
«Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с
опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».
Развитие памяти.
Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни
и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной
памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и
воспроизведи».
Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.
Развитие мышления.
Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок.
Обобщение и сравнение. Переход от наглядно-действенного мышления к нагляднообразному с обобщением на наглядном уровне.
Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые
предметы, преобразовывать их.
24
Развитие наблюдательности. Мир вокруг нас. Умение выделять в явлении разные
стороны, вычленять в предмете разные особенности.
Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые
закономерности.
Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением
объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из
предъявленных элементов.
Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков.
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет,
форма, размер.
Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и
различие», «Продолжи ряд».
Аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.
4.1. Методическое обеспечение программы
Формы занятий. Основной формой организации коррекционной работы с детьми
являются подгрупповые. Формы проведения дефектологического занятия по программе
делятся на:
Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На занятиях
дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в
дальнейшем ведет к формированию понятий.
Закрепляющие, на которых у обучающихся совершенствуются и формируются
практические умения и навыки, а также систематизируются, восполняются имеющиеся
проблемы в знаниях у детей.
Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно
дидактических и коррекционных задач.
Приёмы и методы организации процесса:
Метод - способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1.
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
2.
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по
образцу)
3.
практический (упражнения, моделирование)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1.
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
2.
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
3.
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом
4.
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
25
занятия:
1.
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
2.
индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы
3.
в парах - организация работы по парам
4.
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Приём - конкретное проявление определенного метода на практике:
игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа,
анализ текста, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу,
составление
графических
схем
структуры
предложения,
Дидактический
материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки,
памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи,
аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, открытое занятие для
педагогов.
2.1. Организация системы взаимодействия с педагогами КОУ
Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов строится
с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого,
познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка.
Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого
подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким
применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной,
пальчиковой и дыхательной гимнастики, нейрогимнастики и т.д.). Учителя,
воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог и другие специалисты школы, работают в тесном контакте друг с другом,
чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в
целом.
Основным содержанием работы учителя-логопеда, психолога и учителядефектолога в первую очередь является становление и развитие произвольности в
психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (ребенок должен учиться
управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять
мыслительную деятельность поставленной задаче). В задачи специалистов входит
выявление и диагностика отклонений в развитии детей, выявление актуальных и
резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и
руководитель реализует программы музыкального и художественного воспитания,
программы дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной,
креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагогапсихолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов
детского творчества как проективного материала.
26
2.2. Взаимодействие с семьями обучающихся
Эффективность
результатов
реализации
Адаптированной
Основной
Образовательной Программы (АООП) усиливается при выполнении главного условия
— сотрудничества учителя с семьей обучающегося. Установлено, что влияние семьи на
ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Необходимо чтобы в семье были созданы благоприятные условия, и семейное
воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы
воспитательные результаты школы не «стирались» семьей, чтобы не было
педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь
ребенок и его развитие.
Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, для получения эффективных
результатов, проводится по следующим направлениям:
Первое направление - ознакомление родителей с результатами диагностики
познавательного и психического развития ребенка – это начальная стадия включения
родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией
о возрастных особенностях, особенностях детей с умственной отсталостью,
потребностях их развития и не могут адекватно оценивать свои воспитательские
способности и возможности.
Второе направление - изучение и коррекция родительских социально–
психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по
отношению к проблемам ребенка.
Третье направление предполагает ознакомление родителей с содержанием
коррекционно–педагогической работы в школе.
Коррекционная работа в четвертом направлении предусматривает обучение
родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с
ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение
педагогической компетентности родителей.
Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации
условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с
ребенком.
Участие родителей в организации коррекционно–развивающего
пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление
поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке праздников и
других мероприятий.
27
Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям,
которые решаются в системе взаимодействия «педагог – родитель», являются:
Цель: создание благоприятных условий для обеспечения полноценного развития
личности ребенка, личностного развития всех членов семьи (социального, духовнонравственного, интеллектуального), оказание комплексной коррекционной помощи, на
основе взаимодействия родителей и педагогов школы.
Задачи:
1.
сформировать у родителей позитивное доверительное отношение к школе,
к учителям;
2.
обеспечить родителей поддержкой и помощью со стороны специалистов
образовательного учреждения;
3.
сделать родителей партнерами учителей, привлечь к активному участию в
жизни школы, организации внеклассных развлекательных мероприятий;
4.
создать комфортность, защищенность и сформировать положительное
отношение у ребенка к школе;
5.
сформировать доверительное, доброжелательное взаимодействие детей
друг с другом, с учителями, родителями;
6.
обеспечить детей возможностью участвовать в конкурсах, развлекательных
мероприятиях;
7.
сформировать жизненно важные компетентности, воспитанность детей.
Коррекционно–развивающая работа педагогов с родителями по данным
направлениям проводится параллельно и систематически и предполагает использование
различных
форм
организации
коррекционно–педагогического
процесса.
Все эти направления реализуются в коррекционной школе через:
1.
Родительские собрания.
2.
Беседы.
3.
Консультации.
4.
Информационный стенд «Уголок учителя-дефектолога».
5.
Открытые индивидуальные и подгрупповые занятия.
6.
Проведение праздников.
Работая с семьей ученика коррекционной школы необходимо помнить,
что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно–
педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и
не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены
взаимоотношения между специалистами и родителями.
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет для проведения занятий имеет следующее оснащение: нагляднометодические пособия, дидактические игры, зеркала, компьютер, принтер, магнитная
28
доска, парты, стулья.
Учебные пособия
• Таблицы, схемы-опоры.
• Материал для устного счёта.
• Геометрический материал.
• Раздаточный материал.
• Дидактические, развивающие и сенсорные игры.
3.2 Список литературы
1.
Бгажнокова И.М. Психология умственно
отсталого
школьника.
-
М.:
Просвещение, 1987
2.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
3.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подрост- ков. - СПб: Издательство
«Дрофа», 2014
4.
Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М. Диагно- стика младших
школьников с нарушением интеллекта: учебно – методическое пособие /; Мин-во образования и
науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : Изд-в ОГПУ,
2008
5. Семаго Н. Я Диагностический альбом для оценки раз- вития познавательной
деятельности ребенка. – М.: Айрис- пресс, 2005.
6.
От диагностики к развитию» / Материалы для психоло- го-педагогического
изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная,
«Новая школа», М. 1998.
7.
Практический материал для проведения психолого- педагогического
обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002
8. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред.
Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
9. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии
(наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной
работы с детьми М: «Владос», 2007
10. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга
для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
11. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.:
Дрофа, 2009.
12. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.:
Просвещение, 1980
13. Олигофренопедагогика. - М.: Академия, 2011. - 336 c.
14. Олигофренопедагогика. - М.: Дрофа, 2009. - 400 c.
15. Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы
студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.
29
16. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед.
академ, 1995
17. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М.,
1991
Цифровые образовательные ресурсы
• Презентации.
• Факультет коррекционной педагогики moi-sat@yandex.ru
Тематическое планирование для 3-4 классов
Наименование раздела
п/п
1
Диагностика и консультирование
Количество часов
2
2
Коррекционно-развивающие
занятия
30
3
Итоговая диагностика
2
Итого:
34
30
Календарно- тематическое планирование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Характеристика основных видов
деятельности ученика
Содержание
работы
Терминология
Содержание
материала
Тема занятия
№ п/п
3 – 4 классы
Диагностическое обследование
«Дорисуй девятое» Формирование
Десять,
Состав двузначного знаний состава
одиннадцать и
числа
т.д.
двузначного числа
10-15
«Исключи
лишнее».
Словарь. Овощи
«Что перепутал
художник».Сост
ав двузначного
числа
«Зрительный
диктант».
Фрукты
«Запутанные
дорожки».
Единицы
измерения
«Найди
отличия».
Овощи и
фрукты разные
продукты
Лабиринты.
Единицы длины.
См
«Снежный
ком». Зима.
Зимние забавы
Формирование
знаний об
овощах
Формирование
знаний состава
двузначного числа
15-20
Формирование
знаний о
фруктах
Формирование
знаний о
различных единицах
измерения
Формирование
навыков
классификации
и
дифференциации
понятий овощи и
фрукты
Формирование
знаний о единице
длины см
Формирование знаний
о сезонных
изменениях в
природе,
формирование знаний
зимних месяцев, их
последовательность.
Формирование
31
Картофель,
морковь и
т.д.
Пятнадцать,
шестнадцать и т.д.
Яблоко, груша
и т.д.
Овощи, фрукты
Сантиметр
Декабрь,
январь,
февраль,
олимпиада
Дата по
плану
Дата по
факту
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
«Внимательный
художник».
Единицы длины.
Дм
«Продолжи
логический
ряд». ПДД
зимой
«Зрительный
диктант».
Второй десяток
Формирование знаний
об единице длины дм
Формирование знаний
безопасности на
дорогах в зимнее время
года
Формирование
знаний состава
двузначного числа 2029
«Что перепутал
Формирование знаний
художник?».
о жизни зверей и птиц
Жизнь зверей
в зимнее время года,
зимой
формирование
знаний
как
им
помочь
Шнуровочки
Формирование
Сложение чисел. умения
заплетать,
завязывать,
шнуровать
«Составление
Формирование
рассказа».
знаний о
Деревья
деревьях, их названия,
польза, уход
Лабиринты.
Формирование знаний
.Числа 14, 15,
чисел 14,
16
15, 16
«Сходство и
различие».
Зима.
«Продолжи
числовой
ряд». Числа
17, 18, 19
Поиск ошибок в
тексте. ПДД
весной
Формирование знаний
о сезонных изменениях
в природе,
формирование знаний
названий весенних
месяцев, их
последовательности
Формирование знаний
чисел 17,
18, 19
Формирование знаний
безопасности на
дорогах в
весеннее время года
32
Дециметр
Гололёд
Двадцать один,
двадцать два и т.д.
Кормушка
Бант,
шнурок,
узел
Клён, тополь и т.д.
Четырнадцать –
четырнадцатый и
т.д.
Февраль
Семнадцать
–
семнадцатый
и т.д.
Капель, сосульки
«Исключи
лишнее».
Число.
Состав чисел
в пределах 20
«Зашифрованн
ы й рисунок».
Охрана здоровья
«Лабиринт.
Углы
Формирование знаний
состава двузначного
числа в пределах 20
Одиннадцатый
и т.д.
Формирование знаний о
способах здоровье
сбережения
Формирование знаний
об углах, их виды
Простуда
23
«Волшебный
мешочек».
Кукольный
театр
Формирование умения
обращаться с ручным
кукольным театром
24
«Сходств
аи
различия
».
Домашние
животные
«Мозаика».
Пальчиковый
театр
Формирование знаний о
внешнем виде, питании,
пользе, жизни совместно
с человеком,уходе
Выгул, кормёжка
Формирование умения
обращаться
с
пальчиковым
театром
Персонаж,
последовательность
20
21
22
25
26
«Найди
отличия».
Инструменты
Тупой, острый,
прямой
Персонаж,
последовательность
Формирование знаний об
инструментах,
используемых на уроке
Линейка, циркуль
27
«Поиск ошибок
в тексте».
Зоопарк
Формирование знаний
о животных,
которые живут в
зоопарке, их питание,
уход за ними
Зоопарк
28
«Внимательный
художник».
Части тела
«Продолжи
логический
ряд». Неделя
Формирование знаний
частей тела человека
Конечности,
туловище и т.д.
«Исключи
лишнее»
Правила
гигиены
Формирование знаний
гигиены
29
30
Формирование знаний
Понедельник,
названий дней недели, их вторник и т.д.
последовательно сти
33
Гигиена
31
32
33
34
«Зашифрованный
рисунок».
Геометрические
фигуры
«Найди
отличия».
Птицы
«Графический
диктант».
Многоугольники
Закрепление знаний о
геометрических фигурах
Круг, квадрат
треугольник
Формирование знаний о
птицах, их
разнообразии, о
строении тела
Формирование знаний о
многоугольниках
Ворона,
сорока,
крылья, хвост
и т.д.
Многоугольник
Диагностическое обследование
34