Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Заместитель директора
по УВР
Директор МБОУ
"Первомайская СОШ"
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
____________Янькова Н.И.
29.08.2024 г.
__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 1– 4 классов
с. Первомайское, 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ 1 - 4 класса на основе ФГОС, в соответствии с учебным планом МБОУ
«Первомайская СОШ».
Рабочая программа по миру природы и человеку является частью АООП ООН МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование.
На учебный предмет «Мир природы» отводится в 1 классе – 66 часов в год при 2 часах в
неделю (33 учебных недели);во 2 классе - 34 часа в год при 1 часе в неделю (34 учебных
недель); в 3 классе - 34 часа в год при 1 часе в неделю (34 учебных недель); в 4 классе - 34
часа в год при 1 часе в неделю (34 учебных недель). Всего: 168 часов.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Предмет «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу,
а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой
принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять
их новыми сведениями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Труд и творчество как черты развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и
социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие абстрактных математических понятий;
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и
работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию
к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять
свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или
иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов. Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые
существенные,
общие
и
отличительные
свойства
хорошо
знакомых
предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать
простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять
арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и
структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях). Содержание учебного предмета.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением
объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью
видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и«Безопасное
поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы
по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа»,
«Живая природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а
также выделен отдельным блоком.
1класс Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер,
ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и
света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных
представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно,
тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой
деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение
деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха3.Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона,
воробей. Животные зимой. Медведь, заяц.Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения (различия этих групп не разбираются).Части растений: корень,
стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост,
цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни:
растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).Элементарные представления о
приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран,
животные стран с холодным климатом, их сравнение. Здесь и далее — названия
изучаемых деревьев, птиц, животных могут быть изменены с учетом особенностей
местности. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,
повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб,
брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения,
ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств
человека.
2 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание
водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное
описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной
грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении
морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры.
Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в
природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).Части растений:
корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света,
тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые
и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в
питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.
Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной
местности).Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и
охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение Гигиена
тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).Значение овощей и фруктов для правильного питания
человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Закрепление
представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца
над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и
света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование
представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой
дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный –
теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство
с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в
разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду,
огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Направление ветра. Живая природа Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части
растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые
деревья (2–3 названия); ягодные кустарники(2–3 названия). Внешний вид, распознавание.
Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные
ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы
полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. животные: свинья,
корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких домашних
животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц
– кролик.Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.Строение гнезд, забота о
потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.Хищные птицы:
ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.Температура
тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца.
Пульс.Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу
овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.
4 класс Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года,
закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в
неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года. и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для
растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.Формы поверхности Земли:
равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3
наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер).
Создание человеком парков.Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за
полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений:
корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь
полевых растений. Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь,
утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие
птицы: утка,
гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и
использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня.
Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние
природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество. Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному
переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила
безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).Телефоны первой помощи. Звонок по телефону
экстренных служб.
Тематическое планирование учебного предмета.
№
Раздел
1
Неживая природа
2
Сезонные изменения в природе
3
Живая природа. Растения
4
Животные
5
Человек
6
Неживая природа
7
Безопасное поведение
Кол-во
часов
1 класс
66
2 класс
34
3 класс
34
4 класс
34
Итого
168
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является
формирование следующих умений:
В 1 классе:
•
правильно и
точно называть
изученные объекты,
явления,
их признаки;
•
различать объекты живой и неживой природы;
•
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
•
называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей
местности;
•
называть
и
показывать органы
чувств человека,
объяснять
их назначение.
Во 2 классе:
•
правильно называть изученные объекты и явления;
•
различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными
растениями;
•
различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут,
как используются человеком;
•
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
•
выполнять элементарные гигиенические правила;
•
различать
признаки
времен
года, объяснять
причину
сезонных изменений в природе.
В 3 классе:
•
правильно называть изученные объекты и явления;
•
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные,
кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия
деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;
•
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки
и образ жизни;
•
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов
питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
•
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни
растений, животных, человека;
•
определять по сезонным изменениям время года;
•
определять направление ветра. В 4 классе:
•
правильно называть изученные объекты и явления;
•
различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
•
правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений,
используемых в быту;
•
различать
диких и
домашних животных, птиц, описывать
их
повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
•
соотносить сезонные
изменения в
неживой
природе
с
изменениями,
происходящими в живой природе;
•
определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев,
составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
Предметные результаты включают освоенные знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применять. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами:
1 класс
Минимальный уровень:
- знать и называть времена года;
- узнавать и называть живые и неживые объекты;
- узнавать и называть 3-4 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
- узнавать и называть 3-4 объекта по теме«Животные»;
- называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище), части его
лица (рот, нос, уши,глаза);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
- уметь составлять простые нераспространенные предложения; Достаточный
уровень:
- знать и называть времена года;
- различать времена года по их основным признакам;
- уметь различать живые и неживые объекты;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова
данного вопроса;
- уметь составлять простые нераспространенные предложения;
- уметь распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы
знакомых
2класс
Минимальный уровень:
- знать и называть времена года;
- узнавать и называть живые и неживые объекты;
- узнавать в природе или на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных
- выделять насекомых из 3-4 объектов по теме«Животные»
- узнавать и называть части растений (корень, стебель, лист);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;
- уметь составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя
формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Достаточный уровень:
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений вприроде;
- уметь различать живые и неживые объекты;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты», дифференцировать их;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных на основании изученных признаков;
- узнавать, называть и показывать части растений (корень, стебель, лист); - называть
и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- уметь составлять простые распространенные предложения, правильно 3 класс
Минимальный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- называть по 2-3 растения, изученных в курсе;
- отличать домашних и диких животных,
- выделять птиц и рыб;
- соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать сигналы светофора;
- уметь ухаживать за одеждой и обувью;
- уметь поддерживать порядок в классе, интернате, дома; - соблюдать правила
личной гигиены; - соблюдать правила уличного движения.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их показывать; - сравнивать
и различать домашних и диких животных и птиц, рыб; описывать их образ жизни;
- соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека;
- знать название времен года, дней недели;
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать сигналы светофора;
- участвоватьвбеседе,отвечатьнавопросы,дополнятьвысказываниятоварищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- уметь ухаживать за одеждой и обувью;
- уметь поддерживать порядок в классе, интернате, дома; - соблюдать правила
личной гигиены; - соблюдать правила уличного движения.
4 класс
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо – родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
- знание требований к режиму дня школьника;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление
повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на
пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожногодвижения.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание
некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнять
практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и
опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила дорожного движения.
1.
2.
3.
4.
УМК:
Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.
Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема урока
Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха.
Термометр. Ветер. Направления ветра.
Растения. Сравнение растений. Части растений.
Растения сада.
Плоды и семена.
Грибы.
Травы.
Животные. Дикие животные.
Домашние животные.
Птицы.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
Дата
по плану
03.09.2025
10.09.2025
17.09.2025
24.09.2025
01.10.2025
08.10.2025
15.10.2025
22.10.2025
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025
26.11.2025
03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025
14.01.2026
21.01.2026
28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026
11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
15.04.2026
22.04.2026
29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026
20.05.2025
Дата
по
факту
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Осень.
Растения осенью.
Животные осенью.
Труд людей осенью.
Зима.
Растения зимой.
Животные зимой.
Труд людей зимой.
Весна.
Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Лето.
Растения летом.
Животные летом.
Труд людей летом.
Почва. Рельеф.
Огород.
Лес.
Сад.
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Парки.
Растения поля.
Домашние животные.
Птицы.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Насекомые.
Пчёлы.
Мозг человека. Режим дня.
Охрана природы.
Правила поведения дома, в школе.
Правила дорожного движения.
Итоговый урок
Дата
проведени
я
по плану
4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
6.11
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
26.03
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05
14.05
21.05
Дата
проведе
ния по
факту