Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
На заседании
педагогического совета
Заместитель директора Директор
МБОУ
по УВР
"Первомайская СОШ"
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
____________Янькова Н.И.
29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 1– 4 классов
с. Первомайское, 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
1-4 класса на основе ФГОС, в соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская
СОШ».
Рабочая программа по математике является частью АООП ООН МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка,
планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета,
тематическое планирование.
На учебный предмет «Математика» отводится в 1 классе по 3часа в неделю - 99 часов
в год,(33 учебные недели), во 2-4 классах по 4 часа в неделю (34 учебные недели), по 136
часов в каждом классе за год. Всего: 507 часов.
Цели:
•
формирование доступных учащимся математических знаний и умений;
преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоциональноволевой сфере
учащихся, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и
личности учащихся;
•
социальная адаптация учащихся в современном обществе.
Задачи:
•
формирование доступных учащимся математических знаний и умений
практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных
предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
•
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного
предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных
качеств с учѐтом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах
обучения;
•
воспитание у школьников целеустремлѐнности, трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Решение названных задач обеспечит осознание обучающимися универсальности
математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными
предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических
знаний.
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание
общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят
отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных
умственных действий.
Общая характеристика учебного предмета.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся. Основной целью
обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
•
формирование доступных математических знаний и умений, необходимых
для
решения
учебно-познавательных,
учебно-практических,
житейских
и
профессиональных задач и развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
•
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической
задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Структура школьного курса
математики в 1 - 4 классах.
Структура школьного курса математики в 1 - 4 классах включает:
— развитие до числовых представлений;
— нумерацию натуральных чисел; число и цифру 0;
— единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их
соотношения; измерения в указанных мерах;
— арифметические действия с натуральными числами; —
элементы геометрии.
В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учѐтом
преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять
и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Из-за неоднородности детей с нарушениям интеллекта занятия планируются педагогом с
учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного
включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в
зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала
замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к
конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Из-за индивидуальных способностей детей прохождение материала чаще
замедляется, происходит многократное повторение изученного материала, некоторые
учащиеся усваивают программный материал в нужном темпе и объеме, но и позволяет
проходить некоторые темы программного материала с опережением.
В рабочей программе определѐн обязательный базовый уровень математического
представления, который должны усвоить все учащиеся.
Первый уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению разделов
программы.
Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными
возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и
индивидуальному подходу в обучении.
Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и
осознанными знаниями в области математики являются:
овладение приемами работы с учебной литературой и другими
информационными источниками, включая ресурсы Интернета;
овладение умениями и навыками решения задач;
сравнение чисел, выражений, задач;
умение пользоваться математической терминологией и символикой;
узнавание, называние, черчение геометрических фигур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты
• Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
• Целостное восприятие окружающего мира.
• Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
• Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
• Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат. Метапредметные результаты
• Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы еѐ осуществления.
• Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
• Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
• Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно- познавательных и практических задач.
• Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
• Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать)
результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
• Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Математика». Предметные результаты
• Использование приобретѐнных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
• Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счѐта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
• Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
• Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме,
распечатывать еѐ на принтере).
Содержание учебного предмета.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер
(величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,
больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же
величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины).Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте,
•
глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше,
толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий,
глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу):
тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало,
больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни
одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по
отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,
ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая,
левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения.
Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц,
год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с
числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий.
Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических
действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности
вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые
арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые
арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части,
деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости
(цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые
в два действия.
Геометрический
материал.
Пространственные
отношения.
Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа,
сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность,
дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая
ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков
ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Тематическое планирование учебного предмета.
1 класс (3 часа в неделю/ 99 часов за год)
• Пропедевтический период
• Числа. Величины
• Повторение изученного за год
Итого:99 часов.
2 класс (4 часа в неделю/ 136 часов за год)
Счет в пределах
Первый десяток (повторение)
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Сутки
Прямая линия. Луч. Отрезок
Меры длины: сантиметр, дециметр
Второй десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через
десяток
Углы
Второй десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
Построение отрезка больше (меньше) заданного
Меры времени
Счѐт равными числовыми группами
Деление на две равные части
Геометрические фигуры
Сложение и вычитание в пределах 20 (повторение)
Итого:136
3 класс (4 часа в неделю/ 136 часов за год)
Нумерация чисел в пределах 100
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд Умножение
и деление
Скобки
Единица (мера) длины - метр
Единицы (меры) времени
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию
Геометрические фигуры
Повторение
Итого:136
4 класс (4 часа в неделю/ 136 часов за год
Счет в пределах 100
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все лучаи).
Единицы массы, длины, времени
Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз
Геометрические фигуры
Повторение пройденного
Итого:136
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения математики в 1 классе ученик должен
знать:
•
количественные, порядковые числительные в пределах 20;
•
состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
•
десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в
двузначном числе;
•
линии - прямую, кривую, отрезок;
•
единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1
кг, 1 л;
название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
уметь:
•
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в
пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
•
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на
знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство
сложения: 5 + 3, 3
+ 5, 10 + 4, 4 + 10;
•
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать
содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять
задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на
заданное арифметическое действие;
•
узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
•
чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Примечания:
1.
Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.
2.
Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом
пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
3.
Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
4.
Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам,
изображенным учителем.
В результате изучения математики во 2 классе ученик должен
знать:
•
Счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
•
Таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом
через десяток;
•
Названия компонента и результатов сложения и вычитания;
•
Математический смысл выражений «столько же», «больше на»,
«меньше на»;
•
Различие между прямой, лучом, отрезком;
•
Элементы угла, виды углов;
•
Элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их
свойства;
Элементы треугольника.
уметь:
•
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с
переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении величин,
измеренных одной мерой;
•
Решать простые арифметические задачи на сложение, вычитание и
конкретизировать с помощью предметов или их заместителей; кратко записывать
содержание задачи;
•
Узнавать, называть, чертить отрезки, углы. Углы – прямые, тупые,
острые – на нелинованной бумаге;
•
Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
•
Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания:
1.
Решаются только простые арифметические задачи.
2.
Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3.
Знание состава однозначных чисел обязательно.
4.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через
десяток (сопровождается подробной записью решения).
В результате изучения математики в 3 классе ученик должен
знать:
•
числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
•
смысл арифметиеских действий умножения и деления (на равные
части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических
действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
•
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное
свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
•
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
•
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени,
соотношения изученных мер;
•
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
уметь:
•
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми
группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
•
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
•
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений;
•
использовать
знание
таблиц
умножения
для
решения
соответствующих примеров на деление;
•
различать числа, полученные при счете и измерении;
•
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным
набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными
табелямикалендарями, отрывными календарями;
•
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
•
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных
радиусов, различать окружность и круг.
Примечания:
1.
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с
переходом через десяток с подробной записью.
2.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных
от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
3.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом,
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах, месяцев в году.
4.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых —
умножение или деление
В результате изучения математики в 4 классе ученик должен знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах
100;
•
таблицу умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило
умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
•
названия компонентов умножения, деления;
•
меры длины, массы и их соотношения;
•
меры времени и их соотношения;
•
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
•
названия элементов четырехугольников уметь:
•
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
•
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
•
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
•
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи;
•
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи в два действия;
•
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
•
вычислять длину ломаной;
•
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
•
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге.
Примечания:
1.
Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но
обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной
основе как для нахождения произведения, так и частного.
2.
Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без
вычерчивания.
3.
Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4.
Решение составных задач с помощью учителя.
5.
Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с
помощью учителя.
УМК:
1. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы / в 2 ч. Т. В.
Алышева, И.М. Яковлева – М.: Просвещение, 2020.
2. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы / в 2 ч. Т. В.
Алышева, И.М. Яковлева – М.: Просвещение, 2020.
3. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы / в 2 ч. Т. В.
Алышева, И.М. Яковлева – М.: Просвещение, 2020.
4. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы / в 2 ч. Т. В.
Алышева, И.М. Яковлева – М.: Просвещение, 2020. Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/368567/ - Про школу - сайт для
учителей;
http://s1702.zouo.ru/index.php?id=409 – каталог образовательных интернет-ресурсов;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные книги и презентации;
http://rusedu.ru/ - архив учебных программ;
http://school-collection.edu.ru/qa/ - ЦОР;
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- федеральный государственный
образовательный стандарт;
http://www.nachalka.com/ - сайт для учителей начальных классов;
http://uchitel.moy.su/- сайт учитель-предметнику;
http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html - для учителей начальных классов;
http://www.kinder.ru/ - интернет-каталог детских сайтов;
http://www.planetashkol.ru/ - Планета школа - для учеников и учителей.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Тема урока
Нумерация чисел в пределах 20.
Числа четные и нечетные.
Числа однозначные и двузначные, их состав.
Сравнение чисел.
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Компоненты при сложении и вычитании.
Меры времени: час, сутки.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Меры стоимости: рубль (р.), копейка (к.).
Меры длины: см, дм
Самостоятельная работа.
Дополнение однозначного числа до 10.
Разложение однозначного числа на 2 числа.
Прибавление числа 9.
Прибавление числа 8.
Прибавление числа 7.
Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Мера емкости: 1 литр.
Мера массы: 1 килограмм.
Переместительное свойство сложения.
Контрольная работа по теме "Сложение с переходом через
разряд"
Работа над ошибками.
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
Вычитание числа 9.
Вычитание числа 8.
Вычитание числа 7.
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Решение составных задач.
Виды углов. Построение.
Вершины, стороны, углы многоугольника.
Измерение сторон. Вычерчивание по данным вершинам.
Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание"
Работа над ошибками.
Понятие об умножении как сложении одинаковых слагаемых.
Знак умножения.
Запись и чтение действия умножения.
Таблица умножения числа 2. Название компонентов и
результата умножения в речи учителя.
Дата
по плану
01.09.2025.
02.09.2025.
03.09.2025.
04.09.2025.
08.09.2025.
09.09.2025.
10.09.2025.
11.09.2025.
15.09.2025.
16.09.2025.
17.09.2025.
18.09.2025.
22.09.2025.
23.09.2025.
24.09.2025.
25.09.2025.
29.09.2025.
30.09.2025.
01.10.2025.
02.10.2025.
06.10.2025.
07.10.2025.
08.10.2025.
09.10.2025.
13.10.2025.
14.10.2025.
15.10.2025.
16.10.2025.
20.10.2025.
21.10.2025.
22.10.2025.
23.10.2025.
27.10.2025.
28.10.2025.
05.11.2025.
06.11.2025.
Дата
по факту
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
Деление на равные части. Таблица деления на 2.
Таблица умножения числа 3.
Таблица деления на 3.
Таблица умножения числа 4.
Таблица деления на 4.
Таблица умножения чисел 5 и 6.
Таблица деления чисел 5 и 6.
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6.
Компоненты действий умножения и деления.
Обобщение знаний по теме.
Контрольная работа по теме «Деление и умножение на 2"
Работа над ошибками.
Нумерация.
Получение ряда круглых десятков.
Сравнение чисел в числовом ряду.
Меры стоимости. 1 р. =100 к., 50 к.
Меры длины. 1 м = 100 см.
Единица массы: центнер. 1 ц = 100 кг.
Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству
десятков и единиц.
Разряды: единицы, десятки. Разрядная таблица.
Присчитывание и отсчитывание по 2 до 20.
Присчитывание и отсчитывание по 3 до 30.
Присчитывание и отсчитывание по 4 до 40.
Присчитывание и отсчитывание по 5 до 50.
Числа четные и нечетные.
Меры длины: 1 см, 1 дм, 1 м.
Меры времени. 1 сут. = 24 ч. 1 год = 12 мес.
Календарь. Названия месяцев.
Окружность, круг.
Построение окружности. Углы.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение пройденного материала.
Сложение и вычитание круглых десятков.
Примеры со скобками.
Сложение круглых десятков и однозначных чисел:
60 + 4, 4 + 60.
Вычитание круглых десятков и однозначных чисел: 64 - 60,
64 – 4.
Сложение двузначных чисел и однозначных:
64 + 3, 3 + 64.
Вычитание однозначного числа из двузначного:
63 – 2.
10.11.2025.
11.11.2025.
12.11.2025.
13.11.2025.
17.11.2025.
18.11.2025.
19.11.2025.
20.11.2025.
24.11.2025.
25.11.2025.
26.11.2025.
27.11.2025.
01.12.2025.
02.12.2025.
03.12.2025.
04.12.2025.
08.12.2025.
09.12.2025.
10.12.2025.
11.12.2025.
15.12.2025.
16.12.2025.
17.12.2025.
18.12.2025.
22.12.2025.
23.12.2025.
24.12.2025.
25.12.2025.
29.12.2025.
30.12.2025.
12.01.2026.
13.01.2026.
14.01.2026.
15.01.2026.
19.01.2026.
20.01.2026.
21.01.2026.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
Закрепление пройденного материала.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Сложение круглых десятков и двузначных чисел:
57 + 40, 40+57.
Вычитание круглых десятков из двузначных чисел:
57 – 40.
Сложение двузначных чисел: 42 + 25.
Вычитание двузначных чисел: 58 – 27.
Вычитание двузначных чисел: 48 – 38, 48 – 45.
Сложение и вычитание двузначных чисел.
Получение круглых десятков и сотни сложением
двухзначного числа с однозначным: 38 + 2, 98 + 2.
Получение круглых десятков и сотни сложением двух
двухзначных чисел.
Закрепление пройденного материала.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Вычитание однозначного числа из круглых десятков: 40 – 6.
Вычитание однозначного числа из 100.
Вычитание двузначного числа из круглых десятков.
Вычитание двузначного числа из 100.
Уменьшение числа на несколько единиц.
40, 35. 40 – 5 = 35.
Составление примеров на вычитание по примеру на
сложение: 22 + 78 = 100.
100 – 22 = 78.
Решение сложных примеров.
Закрепление пройденного материала.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Числа, полученные при измерении.
Меры стоимости: р., к.
Меры длины: м, дм, см.
Решение примеров на меры стоимости.
Числа, полученные при счете.
Меры времени: 1ч = 60 мин.
Определение времени в минутах.
24 ч = 1 сут. 12 мес. = 1 год.
Деление на равные части и по содержанию.
Деление на 2 равные части и по2.
Деление на 3 равные части и по 3.
Деление на 4 равные части и по 4.
Деление на 5 равных частей и по 5.
22.01.2026.
26.01.2026.
27.01.2026.
28.01.2026.
29.01.2026.
02.02.2026.
03.02.2026.
04.02.2026.
05.02.2026.
09.02.2026.
10.02.2026.
11.02.2026.
12.02.2026.
16.02.2026.
17.02.2026.
18.02.2026.
19.02.2026.
24.02.2026.
25.02.2026.
26.02.2026.
02.03.2026.
03.03.2026.
04.03.2026.
05.03.2026.
10.03.2026.
11.03.2026.
12.03.2026.
16.03.2026.
17.03.2026.
18.03.2026.
19.03.2026.
23.03.2026.
24.03.2026.
25.03.2026.
26.03.2026.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Решение простых задач на нахождение произведения и
частного.
Решение сложных примеров.
Закрепление пройденного материала.
Взаимное расположение линий на плоскости.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение пройденного материала.
Сложение и вычитание в пределах 100.
Таблица умножения и деления.
Действия I и II ступени в примерах без скобок
Действия I и II ступени в примерах со скобками.
Действия I и II ступени в примерах без скобок и со скобками.
Решение примеров с именованными числами.
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц.
Решение составных задач.
Меры длины. Решение задач.
Меры времени. Решение примеров и задач.
Календарь. Порядок месяцев. 1 мес. = 30 сут.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Нумерация чисел.
Сравнение чисел.
Разряды: десятки, единицы.
Составление и решение примеров.
Примеры со скобками.
Компоненты сложения и вычитания.
Сравнение выражений.
Меры времени. Повторение пройденного материала.
06.04.2026.
07.04.2026.
08.04.2026.
09.04.2026.
13.04.2026.
14.04.2026.
15.04.2026.
16.04.2026.
20.04.2026.
21.04.2026.
22.04.2026.
23.04.2026.
27.04.2026.
28.04.2026.
29.04.2026.
30.04.2026.
04.05.2026.
05.05.2026.
06.05.2026.
07.05.2026.
12.05.2026.
13.05.2026.
14.05.2026.
18.05.2026.
19.05.2026.
20.05.2026.
21.05.2026.
25.05.2026.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема урока
№ п/п
1
2
3
4
.Нумерация чисел
Нумерация чисел чисел от 1-100. Таблица разрядов.
Нумерация чисел чисел от 1-100.Предыдущее и
последующее число.
Нумерация чисел чисел от 1-100. Решение задач.
Длина отрезка.
Числа, полученные при измерении величин.
Монеты
и
рубли.
Дата
проведения
по плану
1.09
2.09
3.09
5.09
8.09
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Числа, полученные при измерении величин. Длина,
высота.
Мера длины-миллиметр
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел
чисел от 1-100»
Работа над ошибками
Мера длины-миллиметр.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи).(11ч)
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи).
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи)
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Проверка вычитания сложением.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Решение задач.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Решение задач.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Компоненты сложения и вычитания.
Решение задач.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Компоненты сложения и вычитания.
Решение задач.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи). Компоненты сложения и вычитания.
Решение задач. Виды углов.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи)
Сложение и вычитание без перехода через разряд
(все случаи)
Меры времени
Меры времени
Замкнутые, незамкнутые кривые линии
9.09
10.09
12.09
15.09
16.09
17.09
19.09
22.09
23.09
24.09
26.09
29.09
30.09
1.10
3.10
6.10
7.10
8.10
10.10
Дата
проведения
по факту
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Окружность, дуга
Умножение чисел.
Таблица умножения числа 2.
Таблица умножения числа 2.
Деление чисел.
Деление на 2. Четные и нечетные числа.
Деление на 2. Порядок действий.
Деление на 2. Решение задач.
Сложение с переходом через разряд (устные
вычисления). Сложение двузначного числа с
однозначным.
Сложение с переходом через разряд (устные
вычисления). Сложение двузначного числа с
однозначным.
Сложение с переходом через разряд (устные
вычисления). Сложение двузначных чисел.
Сложение с переходом через разряд (устные
вычисления). Сложение двузначных чисел.
Сложение с переходом через разряд (устные
вычисления). Сложение двузначных чисел.
Обобщение по теме «Сложение с переходом через
разряд (устные вычисления)»
Обобщение по теме «Сложение с переходом через
разряд (устные вычисления)»
Ломаная линия.
Вычитание с переходом через разряд (устные
вычисления). Вычитание однозначного числа из
двузначного.
Вычитание с переходом через разряд (устные
вычисления). Вычитание однозначного числа из
двузначного.
Вычитание с переходом через разряд (устные
вычисления). Вычитание двузначных чисел.
Вычитание с переходом через разряд (устные
вычисления). Вычитание двузначных чисел.
Вычитание с переходом через разряд (устные
вычисления). Вычитание двузначных чисел.
Контрольная работа № 2 по теме «Вычитание с
переходом через разряд (устные вычисления )»
Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые
ломаные линии
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии
Таблица умножения числа 3
Таблица умножения числа 3
Деление на 3.
Деление на 3.
Контрольная работа №3 по теме «Умножение и
деление 2 и 3»
Работа над ошибками. Таблица умножения на 4.
Таблица умножения на 4.
13.10
14.10
15.10
17.10
20.10
21.10
22.10
24.10
27.10
28.10
5.11
7.11
10.11
11.11
12.11
14.11
17.11
18.11
19.11
21.11
24.11
25.11
26.11
28.11
1.12
2.12
3.12
5.12
8.12
9.12
10.12
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
Таблица умножения на 4.
Деление на 4.
Таблица умножения на 5.
Таблица умножения на 5.
Деление на 5.
Обобщение по теме «Умножение и деление 4 и 5»
Длина ломаной линии.
Двойное обозначение времени
Таблица умножения числа 6
Таблица умножения числа 6
Таблица умножения числа 6
Деление на 6
Деление на 6
Деление на 6
Таблица умножения числа 7
Таблица умножения числа 7
Таблица умножения числа 7
Увеличение числа в несколько раз
Увеличение числа в несколько раз
Деление на 7
Деление на 7
Деление на 7
Уменьшение числа в несколько раз
Уменьшение числа в несколько раз
Уменьшение числа в несколько раз
Контрольная работа №4 «Таблица деления на 6, 7,
ее составление с использованием таблицы
умножения числа 6, 7, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления»
Работа над ошибками. Прямоугольник. Квадрат.
Таблица умножения числа 8
Таблица умножения числа 8
Деление на 8
Деление на 8
Деление на 8
Меры времени.
Таблица умножения числа 9
Таблица умножения числа 9
Таблица умножения числа 9
Деление на 9
Деление на 9
Деление на 9
Умножение 1 и на 1
Деление на 1
Контрольная работа №5 «Таблица деления на 8, 9,
ее составление с использованием таблицы
умножения числа 8, 9, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления. Умножение и
деление на 1.»
Работа над ошибками. Пересечение фигур.
12.12
15.12
16.12
17.12
19.12
22.12
23.12
24.12
26.12
29.12
30.12
12.01
13.01
14.01
16.01
19.01
20.01
21.01
23.01
26.01
27.01
28.01
30.01
2.02
3.02
4.02
6.02
9.02
10.02
11.02
13.02
16.02
17.02
18.02
20.02
24.02
25.02
27.02
2.03
3.03
4.03
6.03
10.03
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение и вычитание без перехода
через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Сложение с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления). Вычитание с переходом через разряд.
Обобщение по теме «Сложение и вычитание с
переходом через разряд»
Обобщение по теме «Сложение и вычитание с
переходом через разряд»
Умножение 0 и на 0
Деление 0 на число
Взаимное положение геометрических фигур
Умножение 10 и на 10
Деление на 10
Деление на 10
Нахождение неизвестного слагаемого
Нахождение неизвестного слагаемого
Нахождение неизвестного слагаемого
Контрольная работа № 6«Умножение и деление 0 и
10 на число 0 и 10»
Работа над ошибками.
Итоговое повторение
Итоговое повторение
11.03
Итоговое повторение
6.05
Итоговое повторение
8.05
128
Итоговое повторение
12.05
129
Итоговая контрольная работа за год.
13.05
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
13.03
16.03
17.03
18.03
20.03
23.03
24.03
25.03
27.03
6.04
7.04
8.04
10.04
13.04
14.04
15.04
17.04
20.04
21.04
22.04
24.04
27.04
28.04
29.04
4.05
5.05
130
Работа над ошибками
15.05
131
Итоговое повторение
18.05
132
Итоговое повторение
19.05
Итоговое повторение
20.05
Итоговое повторение
22.05
Итоговое повторение
25.05
Итоговое повторение
26.05
133
134
135
136