Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического
совета
Заместитель
директора по УВР
Директор
МБОУ
"Первомайская СОШ"
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
____________Янькова
Н.И.
29.08.2024 г.
__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 1– 4 классов
с. Первомайское, 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
1 - 4 класса на основе ФГОС, в соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская
СОШ».
Рабочая программа по чтению является частью АООП ООН МБОУ «Первомайская
СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты
освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
На учебный предмет «Чтение» отводится в 1 классе 3 часа в неделю - 99 часов в год,
во 2- 4 классах по 4 часа в неделю – 136 часов в год. Всего: 507 часов.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про
себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
• формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного
чтения;
• формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного;
• воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов,
расширение их кругозора; образовательные:
• последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми
словами вслух и про себя;
• осмысливание прочитанного текста; совершенствование техники чтения;
• расширение и активизация словарного запаса; коррекционная:
• формирование
познавательной
деятельности
школьников,
коррекция ВПФ
(внимания, памяти, логического мышления); воспитательная:
• воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие артикуляционной моторики;
• формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
• развитие высших психических функций;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи, владение техникой речи;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая
характеристика учебного предмета.
В основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента:
«академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации
в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение
знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного
процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке –
речевая практика и речевое творчество:
• овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их
применения;
• развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму;
• овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
• развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуальнодифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий
доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В
целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен
учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные
на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым
аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях,
когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть
увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте
заканчивается во 2 классе).
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению
первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить
особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные
инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию
произносительной
стороны
речи
способствуют
артикуляционные упражнения для губ, языка, нѐба, щек и т. д.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является
основой для усвоения звуков речи. Первоклассник учится различать звуки окружающей
действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и
т. д. Учащейся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он
учиться составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять
отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей
степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного
расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению
неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассник учится различать геометрические фигуры по цвету, размеру,
составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной
последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз).
Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной
инструкции.
На уроках обучения грамоте проводится работа по подготовке учащегося к обучению
письму. Первоклассник приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учатся
рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты,
рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащейся должен уметь делить предложения (из двухтрех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов,
владеть графическими навыками.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащегося,
специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации
коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащегося формируется звуко-буквенный анализ
и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются
звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько
изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и
слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так
как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию
смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с
другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые
слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после
них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и
буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других
игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание
уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения
понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам
анализа.
При обучении письму важно научить ребенка правильному начертанию букв и
соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений
опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и
составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно
предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв
разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса
слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится в сотрудничестве с учителем:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник
научится в сотрудничестве с учителем:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературному чтению
Техника чтения Выпускник научится:
• осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
• соблюдать при чтении паузы между предложениями;
• ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
• отвечать на вопросы по прочитанному; Выпускник получит возможность
научиться:
• осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.
Понимание читаемого Выпускник
научится:
• выделять главную мысль произведения;
• участвовать в беседе;
• делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
• выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков; Выпускник
получит возможность научиться:
• соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость
чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;
• давать оценку состояния героев и происходящих событий;
• уметь делить рассказ на части по плану;
• ориентироваться в учебнике;
Развитие устной речи Выпускник
научится:
• самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
• рассказывать по аналогии с прочитанным;
• заучивать наизусть стихотворения, басни; Выпускник получит возможность
научиться:
• выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;
• оценивать состояния героев и происходящих событий;
• делить рассказ на части по плану;
Внеклассное чтение Выпускник
научится:
• читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет,
журналов;
Выпускник получит возможность научиться:
• отвечать на вопросы по содержанию;
• пересказывать по ролям;
• давать оценку поступков героев в произведениях; Содержание учебного
предмета.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о
жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе
и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части,
составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под
руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по
плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы
о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
1 класс Добукварный период
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым
аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Идѐт работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные
инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию
произносительной
стороны
речи
способствуют
артикуляционные упражнения для губ, языка, нѐба, щек и т. д.
1.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в
классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество
учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены
в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2.
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть
за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании
что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению
грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4.
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые
поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать
сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные
стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по
иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые
предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения
и
расстройства движений рук, в течение первого года обучения и в последующих классах до
полного исправления дефекта.
5.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого
слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и
др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями
окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и
фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол —
стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по
структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и
согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов,
начинающихся с данных звуков).
6.
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее
распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур
путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный
диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых ребенку предметов (домик, столик,
скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащегося умения показывать и называть изображения предметов в
последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7.
Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного
расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и
разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек,
цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных
направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного
направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями.
Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат,
треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов
из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой
последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая
палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Ученик научится:
•
пользоваться карандашом, ручкой,
•
рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные
орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв;
•
делить предложения (из двух-трех слов) на слова;
•
Делить двусложные слова на слоги;
•
выделять звуки а, у, м в начале слов;
•
владеть графическими навыками; Ученик получит возможность научиться:
•
различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев,
голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) ;
•
практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук4
•
составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме;
•
делить предложения на слова, слова на слоги;
•
выделять отдельные звуки в начале слова;
Букварный период
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию
смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с
другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые
слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после
них слоги со стечением согласных.
Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов
поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. Чтение слов
осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению
по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания
читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в
конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с
протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их.
Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение
местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков,
чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н,
р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух
слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь,
т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в
середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными
в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка,
пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в,
г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из
усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых
двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких
и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами,
изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч,
щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов.
Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным
анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с
последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Устная речь
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него,
используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого
действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного
слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом.
Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий
(хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки;
-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и
на картинках;
-названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
-свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников, свой
адрес, проезд к дому и к школе.
2 класс
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со
стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми
словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Ученик научится:
• соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания;
читать по слогам короткие тексты; Ученик получит возможность
научиться:
• постепенно переходить к чтению целыми словами;
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций
к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная
оценка прочитанного.
Ученик научится:
• рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или
слушали;
• находить в тексте предложения для ответа на вопросы; Ученик получит
возможность научиться:
• давать оценку прочитанному;
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом
к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед
классом. Ученик научится:
• пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;
• разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения;
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно пересказывать содержание прочитанногоблизко к
тексту;
• читать наизусть 5—8 стихотворений;
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении
учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на
вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Ученик научится:
• рассматривать читаемую книгу;
• правильно называть название книги; автора;
• отвечать на вопросы по содержанию; Ученик получит возможность
научиться:
• самостоятельно читать детские книги.
3 класс
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
•
соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию;
читать
про себя простые по содержанию тексты.
Понимание читаемого
•
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и
объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных
мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с
опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных
картин.
Ученик научится:
•
отвечать на вопросы по прочитанному;
•
объяснять слова и выражения, употребляемые в тексте; Ученик получит
возможность научиться:
•
делить текст на части с помощью учителя и коллективно придумывать заголовки
к выделенным частям;
•
составлять картинный план; рисовать словарные картины.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом. Ученик научится:
•
читать диалоги;
•
самостоятельно работать по заданиям и вопросам, помещенным в книге для
чтения; Ученик получит возможность научиться:
•
разучивать в течение года небольшие по объему стихотворения;
•
подробно пересказывать содержание прочитанного рассказа или сказки.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и
постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
Ученик научится:
•
читать доступные детские книжки;
•
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;
Ученик получит возможность научиться:
•
пользоваться школьной библиотекой;
4 класс
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа
над выразительным
чтением:
соблюдение пауз между
предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Ученик научится:
•
читать вслух целыми словами;
•
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного Ученик получит возможность
научиться:
•
соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение; Понимание
читаемого
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности,
причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по
данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное
составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом
детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков;
выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Ученик научится:
•
выделять главную мысль произведения;
•
делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
•
выделять главных действующих лиц; Ученик получит возможность научиться:
•
придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять
план; Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с
прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Ученик научится:
•
самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
Ученик получит возможность научиться
заучивать наизусть стихотворения, басни.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов;
называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию;
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. Ученик научится:
•
•
•
читать доступные детские книжки;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;
Ученик получит возможность научиться:
•
пользоваться школьной библиотекой;
***Круг чтения
В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа».
Внеклассное чтение «Книги, которые я читал летом».
Э. Шим «Брат и младшая сестра», А Седугин «Молоток», Е. Пермяк «Пичугин мост»,
В. Голявкин «Был не крайний случай», по И. Дику «Счастливая ручка», по Л. Давыдычеву
«Лелишна Охлопкова», словесный портрет Лелешны, «Виктор Мокроусов», «Сильным его
сделала смелость», А. Гайдар «Тимур и его команда», «Незримые помощники», В. Осеева
«Печенье».
Внеклассное чтение «Жизнь дана на добрые дела»
А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь…», В. Песков «Осенний лес», А.
Твардовский «Лес осенью», народные приметы, загадки, О. Высотская «Осеннее утро», В.
•
•
Гаршин «Лягушка - путешественница», И. Крылов «Стрекоза и муравей», Д. Мамин –
Сибиряк «Приѐмыш», анализ рассказа «Приѐмыш» по Д. Мамину – Сибиряку, по Д.
Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»,
Н.Мишутин «Про лягушку - хохотушку», анализ рассказа Н.Мишутина «Про лягушку хохотушку».
Сказка «Гуси - лебеди», анализ сказки «Гуси - лебеди», молдавская сказка
«Чудесный клад», анализ сказки «Чудесный клад», эвенкийская сказка «Росомаха и
лисица», анализ сказки «Росомаха и лисица», мансийская сказка «От чего у зайца длинные
уши», русская сказка «Лиса и волк», самостоятельное чтение.
Внеклассное чтение «Путешествие в сказку» П. Бажов «Голубая змейка»
К. Ушинский «Два плуга», «Самое дорогое» русская сказка, И. Крылов
«Трудолюбивый медведь» басня, «Айога» нанайская сказка, С. Маршак «Лодыри и кот»,
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» басня, Е. Пермяк «Для чего руки нужны», А. Тетивкин
«Школа».
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Волшебство в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.Пушкина, Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, Дж. Свифт «Гулливер в стране
лилипутов», Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», «Жители страны», Анализ сказки
Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов», Братья Гримм «Соломинка, уголѐк и боб».
Внеклассное чтение «Чтение рассказов и сказок о милосердии».
«Встреча зимы» И. Никитин, «Зима в лесу» И. Соколов – Микитов, «Сад друзей» И.
Антонов, «Детство» И. Суриков, «Филиппок» Л. Толстой, Анализ рассказа «Филиппок» Л.
Толстова, «Мужичок с ноготок» Н. Некрасов, загадки, «Народные приметы», «Для чего
нужен снег» Ю. Дмитриев, «Не ветер бушует над бором …», Н.Носов «Бенгальские огни»,
«Какая бывает зима» М. Пляцковский.
Внеклассное чтение «Зимушка – зима».
«Берѐза» В. Костылѐв, «Как я ездил верхом» Л. Толстой, «Мальчик и дворовая
собака» Н. Вагнер, «Четвероногий друг» В.Тарасов, «Гаечки» М. Пришвин, «Воробьишко»
М. Горький, «Пожарник Карл» А. Барков, «Медвежонок» Г. Скребицкий.
Внеклассное чтение «Ребятам о зверятах» (стихи, рассказы о животных).
«В чудной стране» И. Токмакова, «Вини-Пух и все – все - все» А. Милн, «Золотой
ключик, или приключения Буратино» А. Толстой.
Внеклассное чтение «Путешествие в сказку».
«Весенние воды» Ф. Тютчев, народные приметы, «Утро» В. Ситников, «Весна» Л.
Толстой, «Полюбуйся, весна наступает», А. Платонов «Еще мама», «Разговор о маме» Н.
Саконская, «Бабушкины руки» Л. Квитко.Внеклассное чтение «Чтение художественных
произведений о матерях и детях», «Резеда» Е. Кононенко, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.
Некрасов, «Яшка» А. Барков, «Весенняя гроза» Ф. Тютчев, «Лесной цветок» В. Орлов,
«Медведь и солнце» Н. Сладков.
Внеклассное чтение «Времена года» (Стихи русских поэтов о весне).
«Вечер ясен и тих» И. Никитин, «Заботливый цветок» К. Паустовский,
«Крестьянские дети» Н. Некрасов, «Огородники» Н. Носов, «У речки» И. Антонов,
«Золотой луг» М. Пришвин, народные приметы, «Третье место в стиле баттерфляй»,
«Последний день учения» М. Бородицкая.
Внеклассное чтение «Лето наступило».
Тематическое планирование учебного предмета.
1 класс(3 часов в неделю/ 99 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела
Количество
часов
1
Добукварный период
34
2
Букварный период
65
Итого:
99
2 класс (4 часов в неделю/ 136 часов за год)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование раздела
Кол-во часов
Осень пришла - в школу пора!
Почитаем – поиграем.
В гостях у сказки.
Животные рядом с нами.
Ой ты, зимушка – зима!
Что такое хорошо и что такое плохо.
Весна идѐт!
Чудесное рядом.
Лето красное.
Итого:
20
7
13
11
20
19
22
15
9
136 часов
3класс (4 часов в неделю/ 136 часов за год)
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Здравствуй, школа!
9
2.
Осень наступила
14
3.
Учимся трудиться
13
4.
Ребятам о зверятах
15
5.
Чудесный мир сказок
17
6.
Зимушка-зима
14
7.
Так нельзя, а так можно
11
8.
Весна в окно стучится
19
9.
Веселые истории
8
10.
Родина Любимая
9
11.
Здравствуй, лето!
7
Итого:
136 часов
4 класс (4 часов в неделю/ 136 часов за год)
№
1.
Наименование раздела
Школьная жизнь
Кол-во часов
12
2.
Время листьям опадать
20
3.
Делу - время, потехе- час
8
4.
В мире животных
13
5.
Жизнь дана на добрые дела
10
6.
Зима наступила
20
7.
Веселые истории
10
8.
Полюбуйся, весна наступает
12
9.
В мире волшебной сказки
8
10.
Родная земля
11
11.
Лето пришло
12
Итого:
136 часов
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1 класс
Первоклассник научится:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или по иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
Первоклассник получит возможность научиться:
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
- читать наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса
учителя.
2 класс
Минимальный уровень
• слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с
опорой на картинку;
• читать по слогам короткие тексты;
• соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
• читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.
Достаточный уровень
• слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
• соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
• читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом
двусложных слов, простых по семантике и структуре;
• пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок
прочитанный или прослушанный текст;
стихотворений перед учащимися класса.
3 класс
Минимальный уровень
выразительно читать наизусть 3-5 коротких
• слушать чтение произведения отвечать на вопросы информационного плана;
• правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым
словом часто встречающихся двусложных слов;
• соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;
• пересказывать содержимое части текста по вопросам учителя или по картинно –
символическому плану к каждому предложению;
• выразительно читать наизусть 3 – 4 небольших стихотворения.
Достаточный уровень
•
•
•
•
Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;
читать текст целыми словами вслух целыми;
активно участвовать в анализе произведений;
пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный
план;
• высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа
произведения;
• выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
4 класс
Уровень освоения результатов на конец обучения в младших классах.
Минимальный уровень:
осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
читать текст про себя, выполняя задание учителя;
выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
УМК:
• Букварь 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. А. К.Аксѐнова, С.
В. Комарова, М. И. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2018.
• Чтение 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. С. Ю. Ильина – М.:
«Просвещение», 2019
• Чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. С,Ю, Ильина, Л. А.
Богданова. – М.: «Просвещение», 2019
• Чтение 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида в 2ч. С. Ю. Ильина. -М. :Просвещение, 2014.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь»
По В. Воскобойникову «Веселая улица»
В. Берестов «Первое сентября»
По В. Драгунскому «Завтра в школу»
По Э. Шиму «Пятерки»
Смешинка. В. Берестов «Котенок хочет в школу»
В. Бирюков «Кто лучшим будет»
По В. Хомченко «Обида»
А. Аксенова «Наша учительница»
О. Высотская «Осень»
По Ю. Ковалю «Последний лист»
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный
сад…»
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе»
В. Степанов «Воробей»
По А. Баркову «Лето на веревочке»
Е. Благинина «Улетают, улетели…»
Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица»
Г. Ладонщиков «В октябре»
По Н. Сладкову «Страшный невидимка»
А. Плещеев «Осень наступила»
По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре»
Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки)
Ю. Тувим «Все для всех»
По Д. Габе «Работа»
В. Орлов «Мои помощники»
По А. Потаповой «Бабушка и внучка»
Б. Заходер «Повара»
По М. Дружининой «Сюрприз»
О. Высотская «Маргаритка»
По В. Хомченко «Пуговица»
Г. Ладонщиков «Портниха»
В. Осеева «Пуговица»
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол»
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
По Е. Чарушину «Лисята»
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Дата
по
плану
01.09.2025
02.09.2025
04.09.2025
05.09.2025
08.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
12.09.2025
15.09.2025
16.09.2025
18.09.2025
Дата
по
факту
19.09.2025
22.09.2025
23.09.2025
25.09.2025
26.09.2025
29.09.2025
30.09.2025
02.10.2025
03.10.2025
06.10.2025
07.10.2025
09.10.2025
10.10.2025
13.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
17.10.2025
20.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
24.10.2025
27.10.2025
28.10.2025
06.11.2025
34
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
По Н. Сладкову «Лисица и еж»
Е. Тараховская «Заяц»
По М. Пришвину «Еж»
По А. Баркову «Материнская забота»
По Г. Снегиреву «Белек»
В. Приходько «Пин и Гвин»
По Б. Житкову «Галка»
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник»
По М. Тарловскому «Добрый волк»
По М. Тарловскому «Добрый волк»
По Н. Носову «Живая шляпа»
По Н. Носову «Живая шляпа»
По Н. Павловой «Котята»
В. Берестов «Кошкин щенок»
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка
«Храбрый баран»
Русская народная сказка
«Храбрый баран»
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
Украинская народная сказка
«Овечка и волк»
Башкирская народная сказка
«Медведь и пчелы»
Таджикская народная сказка
«Тигр и лиса»
Французская народная сказка
«Лиса и куропатка»
Французская народная сказка
«Лиса и куропатка»
Абхазская народная сказка
«Куцый хвост»
Удмуртская народная сказка
«Глупый котенок»
Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!»
По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»
М. Садовский «Декабрь»
По Л. Воронковой «Как елку наряжали»
По Л. Воронковой «Как елку наряжали»
07.11.2025
10.11.2025
11.11.2025
13.11.2025
14.11.2025
17.11.2025
18.11.2025
20.11.2025
21.11.2025
24.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
28.11.2025
01.12.2025
02.12.2025
04.12.2025
48
05.12.2025
08.12.2025
09.12.2025
11.12.2025
12.12.2025
15.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
19.12.2025
22.12.2025
23.12.2025
25.12.2025
26.12.2025
29.12.2025
30.12.2025
12.01.2026
66
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
С. Попов «В новогоднюю ночь»
По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе
помощников»
По А. Потаповой «Такой вот герой»
По А. Потаповой «Такой вот герой»
С. Есенин «Зима»
С. Суворова «Подарок»
По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»
В. Шевчук «С прогулки»
По М. Быковой «Неудачная находка»
И. Суриков «Детство»
По Е. Чарушину «Что за зверь?»
По Э. Шиму «Не стучать – все спят»
По Э. Шиму «Не стучать – все спят»
В Степанов «Зайка»
По Н. Сладкову «Еловая каша»
З. Александрова «Снежок»
По Е. Баруздину «Коллективная печка»
По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица»
По В. Хомченко «Птица-синица»
Г. Ладонщиков «Дельный совет»
По Л. Толстому «Косточка»
По С. Георгиеву «Праздничный стол»
В. Берестов «За игрой»
С. Баруздин «Бревно»
А. Седугин «Как Артемка котенка спас»
По В. Осеевой «Подвиг»
По В. Бирюкову «Лесные доктора»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
По В. Бирюкову «Весенняя песня»
Украинская народная песня «Веснянка»
По Э. Шиму «Сосулька»
Русская народная песня «Выгляни, солнышко»
С. Вербова «Мамин портрет»
П. Синявский «Разноцветный подарок»
А. Седугин «Тихо-тихо»
Р. Сеф «Лицом к весне»
С. Вербова «Ледоход»
По Р. Фархади «Сон медвежонка»
Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»
По В. Бианки «Заяц на дереве»
С. Погореловский «Наши гости»
По Г. Скребицкому «Скворушка»
И. Белоусов «Весенняя гостья»
13.01.2026
15.01.2026
16.01.2026
19.01.2026
20.01.2026
22.01.2026
23.01.2026
26.01.2026
27.01.2026
29.01.2026
30.01.2026
02.02.2026
03.02.2026
05.02.2026
06.02.2026
09.02.2026
10.02.2026
12.02.2026
13.02.2026
16.02.2026
17.02.2026
19.02.2026
20.02.2026
24.02.2026
26.02.2026
27.02.2026
02.03.2026
03.03.2026
05.03.2026
06.03.2026
10.03.2026
12.03.2026
13.03.2026
16.03.2026
17.03.2026
19.03.2026
20.03.2026
23.03.2026
24.03.2026
26.03.2026
27.03.2026
06.04.2026
07.04.2026
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
По К. Ушинскому «Пчелки на разведках»
По А. Баркову «Тюльпаны»
Р. Фархади «Перепутаница»
По Г. Остеру «Эхо»
В. Шибаев «Кто кем становится»
А. Усачев «Волшебный барабан»
М. Пляцковский «Шишки»
По Ю. Степанову «Портрет»
М. Бородицкая «Булочная песенка»
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»
По К. Ушинскому «Наше Отечество»
По Т. Кудрявцевой «Флаг России»
М. Ильин «Главный город страны»
В. Степанов «Песня»
А. Усачев «День Победы»
По С. Баруздину «Страшный клад»
По С. Алексееву «Тульские пряники»
А. Усачев «Что такое лето?»
По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»
М. Дружинина «Земляника»
По В. Хомченко «Куда исчез гриб?»
По В. Бианки «Еж-спаситель»
Р. Фархади «Жарко»
По Э. Шиму «Верное время»
Е. Савельев « Доскажи словечко» Летние загадки.
Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, лето»
09.04.2026
10.04.2026
13.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
17.04.2026
20.04.2026
21.04.2026
23.04.2026
24.04.2026
27.04.2026
28.04.2026
30.04.2026
04.05.2026
05.05.2026
07.05.2026
08.05.2026
12.05.2026
14.05.2026
15.05.2026
18.05.2026
19.05.2026
21.05.2026
22.05.2026
25.05.2026
26.05.2026
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Дата
проведени
я
по плану
Дата
проведен
ия
по плану
Тема урока
1
1.09
Знакомство с разделом «Школьная жизнь»
2
2.09
«Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя
Малеев в школе и дома»)
3
4.09
Жил-был Учитель. Э. Мошковская
4
5.09
Чему учат в
Пляцковский
5
8.09
Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами
не ожидали»)
6
9.09
Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца
«Первоклассница»)
7
11.09
Шум и Шумок. По Е. Ильиной
8
12.09
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов
9
15.09
Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского
«Три желания второклассника Вити»)
10
16.09
Читалочка. В. Берестов
11
18.09
Зарубите на носу. По М. Бартеневу
12
19.09
Загадки
13
22.09
Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»
14
23.09
Проверь себя!
15
25.09
Знакомство с разделом «Время листьям опадать»
16
26.09
Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова
17
29.09
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой
18
30.09
Подарки осени. Е. Благинина
19
2.10
Лесные подарки (из повести Л. Воронковой
«Подружки идут в школу»)
20
3.10
Лес осенью. А. Твардовский
21
6.10
Лес осенью. А. Твардовский
школе
(в
сокращении)
М.
22
7.10
Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова
«Железная дорога»)
23
9.10
Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму
24
10.10
Осень. К. Бальмонт
25
13.10
Три сойки. По Ю. Ковалю
26
14.10
Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова
«Курорт «Сосулька»)
27
16.10
Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев
28
17.10
Сказка про маленького жучка (по рассказу О.
Иваненко «Спокойной ночи!»)
29
20.10
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому
30
21.10
Время листьям опадать… (по рассказу
Граубина «Почему осенью листопад»)
31
23.10
Загадки
32
24.10
Обобщающий урок по теме «Время листьям
опадать …»
33
27.10
Проверь себя!
34
28.10
Знакомство с разделом «Делу – время, потехе час»
35
6.11
Пекла кошка пирожки… (русская потешка)
36
7.11
Сенокос (чешская потешка)
37
10.11
Карусели. По Л. Пантелееву
38
11.11
Прятки. По Н. Носову
39
13.11
Считалки
40
14.11
Жмурки. По М. Булатову
41
17.11
Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе
– час»
42
18.11
Проверь себя!
43
20.11
Знакомство с разделом «В мире животных»
44
21.11
Бодливая корова. По К. Ушинскому
45
24.11
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову
46
25.11
Пушок. По В. Гаранжину
Г.
47
27.11
Томка. По Е. Чарушину
48
28.11
Охотник и собаки. По Б. Житкову
49
1.12
Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня
курица клюнула в нос»)
50
2.12
Хитрый бурундук. Г. Снегирёв
51
4.12
Барсучья кладовая. По А. Баркову
52
5.12
Гостья. По А. Дорохову
53
8.12
Игрушки лисят. Г. Корольков
54
9.12
Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных
чисел»)
55
11.12
Загадки
56
12.12
Обобщающий урок по теме «В мире животных»
57
15.12
Проверь себя!
58
16.12
Знакомство с разделом «Жизнь дана на добрые
дела»
59
18.12
Миша-мастер. Г. Ладонщиков
60
19.12
Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1
61
22.12
Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2
62
23.12
Михаськин сад. В. Хомченко
63
25.12
Когда люди радуются (по повести С. Баруздина
«Алёшка из нашего дома»)
64
26.12
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву
65
29.12
Котёнок. Е. Благинина
66
30.12
Птичка. В. Голявкин
67
12.01
Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на
добрые дела»
68
13.01
Проверь себя!
69
15.01
Знакомство с разделом «Зима наступает»
70
16.01
Снег идёт. По. Л. Воронковой
71
19.01
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1
72
20.01
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2
73
22.01
Зима (отрывок) И. Суриков
74
23.01
Декабрь (отрывок) С. Маршак
75
26.01
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
76
27.01
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2
77
29.01
Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной
78
30.01
Где лежало «спасибо»?
79
2.02
На горке. По Н. Носову. Часть 1
80
3.02
На горке. По Н. Носову. Часть 2
81
5.02
Лисичка-сестричка и волк (русская народная
сказка). Ч. 1
82
6.02
Лисичка-сестричка и волк (русская народная
сказка). Ч. 2
83
9.02
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский
84
10.02
Зимняя сказка. П. Головкин
85
12.02
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1
86
13.02
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2
87
16.02
Снежная шапка. В. Бирюков
88
17.02
В шубах и шапках. По А. Тумбасову
89
19.02
Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы
Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»
90
20.02
Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки
«Приспособился»)
91
24.02
Зимние приметы. По А. Спирину
92
26.02
Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская.
Произведения о зиме.
93
27.02
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.
Носову. Ч.1
94
2.03
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.
Носову. Ч.2
95
3.03
Одни неприятности. Г. Остер
96
5.03
Однажды утром. М. Пляцковский
97
6.03
Почему комары кусаются. В. Бирюков
98
10.03
Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак
99
12.03
Две лишние коробки. По О. Кургузову
10
0
13.03
Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе
10
1
16.03
Март. В. Алфёров
10
2
17.03
Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1
10
3
19.03
Забота. Е. Благинина
10
4
20.03
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
10
5
23.03
Последняя льдина. По В. Бианки
10
6
24.03
Весна. А. Плещеев
10
7
26.03
Скворцы прилетели. По А. Баркову
10
8
27.03
Всему свой срок. По Э. Шиму
10
9
6.04
Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин
11
0
7.04
Весенний вечер. По Ю. Ковалю
11
1
9.04
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
11
2
10.04
Хаврошечка (Русская
сокращении)
11
3
13.04
Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке
(Русская
народная
сказка)
(В
сокращении)
11
4
14.04
У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы
«Руслан и Людмила» А. Пушкина)
11
5
16.04
Подарки феи. По Ш. Перро. 1 часть
11
6
17.04
Горшочек каши. Братья Гримм
народная
сказка)
(В
11
7
20.04
Наши сказки. По В. Порудоминскому
11
8
21.04
Знакомство с разделом «Родная земля»
11
9
23.04
Царь-колокол. М. Ильин
12
0
24.04
Город на Неве. С. Васильева
12
1
27.04
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко
12
2
28.04
Сочинение на тему. С. Вербова
12
3
30.04
Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как
пишется это слово»)
12
4
4.05
Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О
самом главном»)
12
5
5.05
Защита. А. Усачёв
12
6
7.05
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
12
7
8.05
День Победы. Т. Белозёров
12
8
12.05
Ливень. С. Козлов
12
9
14.05
Тучка. Г. Граубин
13
0
15.05
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
13
1
18.05
Одуванчик. Е. Благинина
13
2
19.05
Встреча со змеёй. По А. Дорохову
13
3
21.05
Летний снег А. Бродский
13
4
22.05
После зимы будет лето. В. Голявкин
13
5
25.05
Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская
13
6
26.05
Летние приметы. По А. Спирину
Итого:136 часов