Рабочая программа курса внеурочной деятельности Химия вокруг нас 11 класс

МБОУ «Первомайская СОШ»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2025 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по ВР
_________ Коновалова Т.В.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Первомайская СОШ»
_________Рощупкина Л.А.

29.08.2025 г

Приказ № 174 от 29.08.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»
для учащихся 11 класса

с. Первомайское, 2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Введение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» на уровне среднего общего
образования составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, Учебного плана МБОУ «Первомайская
СОШ» на 2025 – 2026 учебный год.
Цели курса:
 конкретизация химических знаний по разделам органической химии;
 развитие навыков самостоятельной работы;
 развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и
добросовестности;
 развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
 совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии;
 решение расчетных задач повышенной сложности;
 формирование навыков исследовательской деятельности;
 подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по химии.
Планируемые результаты обучения освоения курса внеурочной деятельности
«Химия вокруг нас»
Личностные:
 принятие образа «хороший ученик»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на сохранение здоровья;
 уважительное отношение к другим участникам ЕГЭ;
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость;
 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Сдам ЕГЭ по
химии»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной и письменной форме;
 установление причинно-следственных связей;
Предметные:
 признаки условия и сущность химических реакций химические свойства разных классов
неорганических и органических соединений;
 выявлять классификационные признаки веществ и реакций;
 генетическую связь между основными классами органических и неорганических веществ;
 сравнивать состав и свойства изученных веществ;
 определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений, взаимосвязи
состава, строения, строения и свойств веществ;
 окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных
факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам соединений;
 знать алгоритмы решения основных типов задач;
 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников.
Содержание курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» (33 часа)
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной
подготовки школьников к ЕГЭ (1 час)

Спецификация ЕГЭ по химии . План экзаменационной работы ЕГЭ по химии (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации).
Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ . Контрольно-измерительные материалы
по химии. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания части 1 ЕГЭ по химии . Характеристика содержания части 2 ЕГЭ по химии.
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (9 часов)
2.1. Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех
периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их
периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств
элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
2.2. Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики
ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
2.3. Химические реакции
2.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость
реакции, её зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под
действием различных факторов.
2.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции
ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства
оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов
неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений
алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный
показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции.
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты отнеѐ.
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных
классов неорганических соединений.
2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » (по материалам
КИМов ЕГЭ прошлых лет)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой
долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции.
Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительновосстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 3. Неорганическая химия (12 часов)
3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных,
алюминия.
3.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
3.3. Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома,
железа.
3.4. Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ прошлых лет)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой
доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на
неорганические вещества и ионы.
Тема 4. Органическая химия (10 часов)
4.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и
гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомныхорбиталей углерода. Радикал.
Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные
источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В.
Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций
электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна,
каучуки.
4.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные
химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества:
углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и
кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически
важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими
веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на
некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы,
белки). Идентификация органических соединений.
Тема 5. Обобщение и повторение материала за курс школьный химии (1 час)
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»
№
1
2
3
4
5
Итого

Тема
Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии.
Теоретические основы химии. Общая химия
Неорганическая химия
Органическая химия
Обобщение и повторение материала за школьный курс химии

Количество
часов
1
9
12
10
1
33

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

КТП по курсу внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» для 11 класса
дата проведения
Тема урока
по плану
фактически
Спецификация и кодификатор ЕГЭ по химии
04.09.25
Структура КИМ. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по химии
11.09.25
Электронная конфигурация атома
18.09.25
Строение электронных оболочек атомов
25.09.25
Изменение химических свойств элементов по группам и периодам
02.10.25
Характеристика элементов металлов и неметаллов
09.10.25
Валентность и электроотрицательность элементов
16.10.25
Типы химической связи
23.10.25
Скорость химической реакции
06.11.25
Окислительно-восстановительные реакции
13.11.25
Электролиз
20.11.25
Гидролиз
27.11.25
Химическое равновесие и способы его смещения
04.12.25
Классификация ин номенклатура неорганических веществ
11.12.25
Свойства металлов
18.12.25
Свойства неметаллов
25.12.25
Свойства оксидов
15.01.26
Свойства оснований
22.01.26
Свойства кислот
29.01.26
Свойства солей
05.02.26
Реакции ионного обмена
12.02.26
Свойства неорганических веществ
19.02.26
Взаимосвязь неорганических веществ
26.02.26
Классификация и номенклатура органических веществ
05.03.26
Теория строения органических веществ
12.03.26
Свойства углеводородов
19.03.26
Свойства кислородсодержащих соединений
26.03.26
Свойства азотсодержащих соединений
09.04.26
Свойства спиртов и альдегидов
16.04.26
Свойства карбоновых кислот и сложных эфиров
23.04.26
Взаимосвязь углеводородов и их производных
30.04.26
Решение КИМов
07.05.26
Заключительное занятие по курсу
14.05.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».