Рабочая программа по элективному курсу Трудности русского языка 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального района
МБОУ "Первомайская СОШ "

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

ЗДУВР

Директор

________________________ ________________________
Рощупкина Л.А.
Янькова Н.И. Приказ № 174
от «28» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Трудности русского языка»
для обучающихся 10-11 классов

С. Первомайское 2025

Элективный курс по русскому языку «Трудности русского языка» предназначен для учащихся
10-11 классов и рассчитан на 67 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, поскольку элективный
курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников
средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку
для учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и
навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование
практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель курса – подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на
более высоком качественном уровне.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс - 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 33
часа (1 час в неделю).
Ожидаемые предметные результаты:
- оценивать речь с точки зрения норм русского литературного языка;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в
практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами
литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс
Введение
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения.
Языковые нормы.
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты
падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их
предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение
словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
11 класс
Орфографические нормы
Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после
приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов
и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н - НН в
различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание
служебных слов.
Пунктуационные нормы
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных
предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки
препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными
видами связи.
Текст
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи.
Функциональные стили речи
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при
определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Отработка навыков решения 1 части ЕГЭ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел
Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
Литературный язык. Языковые нормы.
Орфоэпические нормы русского языка
Лексические нормы
Грамматические нормы
Словообразовательные нормы
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы и пунктуация

Кол-во
часов
2
1
1
3
3
2
9
13

11 класс
№
п/п
1 Орфографические нормы
2 Пунктуационные нормы
3 Текст

Раздел

Кол-во
часов
6
4
3

4
5
6
7

Функциональные стили речи
Функционально-смысловые типы речи
Изобразительно-выразительные средства языка
Отработка навыков решения 1 части ЕГЭ

7
5
3
5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

Тема занятия
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского
языка.
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие
лексики русского языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика,
лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие
и новые слова
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы.
Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические,
синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.
Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Грамматические и речевые ошибки: предупреждение и исправление.
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения
Простые и сложные предложения
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная
норма.
Нормы согласования
Нормы управления

Дата изучения
План
Факт
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10

14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02

24.02
03.03
10.03
17.03

28
29
30
31
32
33
34

Нормы примыкания.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в
косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях

24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05

11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

Тема занятия
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/- НН-)
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний
слов.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными
видами связи.
Структура, языковое оформление, смысловая и композиционная
целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение
каждого из стилей, сфера использования.
Разговорный стиль речи. Его особенности
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение,
сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля
Научный стиль, его особенности
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении
стиля текста.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Повествование
Описание.
Рассуждение.

Дата изучения
План
Факт
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12

13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Предупреждение ошибок при определении типов речи
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Выполнение заданий в формате ЕГЭ

03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».