Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
Протокол№1
От 29.08.2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
ВР
Директор МБОУ
"Первомайская СОШ"
____________Коновалова Т.В.
29.08.2024 г.
__________Рощупкина Л.А.
Приказ №178 от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чтение с увлечением»
для обучающихся 1-4 классов
с. Первомайское, 2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» (1-4 классы)
Рабочая программа курса «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, и учебным планом начального общего
образования МБОУ «Первомайская СОШ».
Курс реализуется в рамках духовно-нравственного направления.
Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения. Учебный план МБОУ
«Первомайская СОШ» предусматривает проведение занятий «Чтение с увлечением» в 1
классе – 33 часа в год (по 1 часу в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (по 1 часу в
неделю). Длительность занятий в 1 классе – 30 минут, во 2-4 классах – по 35-45 минут.
Курс «Чтение с увлечением» способствует расширению читательского пространства,
развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она
построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению
осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую
сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и
расширению читательского кругозора ребенка.
Кроме того, у детей формируются
нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая
утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим
обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых
моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к
изучаемому материалу.
Содержание данного курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на
уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской
деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами
книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Цель: создание условий для развития у младших школьников читательских умений и
интереса к чтению книг.
Задачи:
расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
воспитывать любовь к книге, к чтению;
развивать познавательные читательские интересы, любознательность;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире
и природе;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
книги;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);
учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого
этикета.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты;
находить и использовать информацию для практической работы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
рассуждать на заданную тему;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, ставить вопросы по
содержанию прочитанного;
определять тему, главную мысль произведения, подробно пересказывать текст;
кратко характеризовать героев произведения;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в
библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой;
выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера,
художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
диаграмма, схема).
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с детской периодикой.
Содержание курса
1класс
№
Разделы
Кол-во часов
п/п
1
Русский народный фольклор
2
2
Мои первые книжки
3
3
Друзья детства
3
4
О наших сверстниках
3
5
О хороших людях
4
6
Книги о животных
7
7
Русская литература
6
8
Зарубежная литература
5
Всего:
33
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Разделы
Кол-во часов
Русский народный фольклор
Произведения о животных
Мои первые книжки
С моей книжной полки
Зарубежная литература
О Родине
Всего:
5
7
6
8
4
4
34
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Разделы
Кол-во часов
Книжки с моей полки
Зарубежная литература
Весёлые истории
Книги о природе и человеке
Русская литература
Всего:
6
7
3
12
6
34
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
Разделы
Кол-во часов
Моя книжная полка
Рассказы современных писателей
Ступеньки мудрости
Зарубежные писатели детям
Всего:
9
6
9
10
34
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные
виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации
деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, сюжетноролевые игры, инсценировки, устные журналы и др.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Календарно-тематическое планирование, «Чтение с увлечением», 1 класс
Дата по
Дата по
Тема занятия
плану
факту
Русский народный фольклор (2 ч)
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка»,
«Сказка про сороку и рака»
«Ни окошек, ни дверей». Загадки
Мои первые книжки (3 ч)
С. Маршак «Усатый полосатый»,
К. Чуковский «Бармалей»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Друзья детства (3 ч)
А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все
руки»
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают»
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»
О наших сверстниках (3 ч)
Н. Носов «Метро», «Леденец»
А. Соколовский «Бабушкина вешалка»
Б. Заходер «Детям»,
Э. Успенский «Над нашей квартирой».
О хороших людях (4 ч)
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
А. Митяев «Богатыри»
В. Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Книги о животных (7 ч)
Е. Чарушин «Волчишко»
С. Маршак «Детки в клетке»
М. Горький «Воробьишко».
Ю. Тувим «Птичье радио»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал»
Е. Чарушин «На нашем дворе»
Русская литература (6 ч)
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу»
В. Катаев « Цветик – семицветик»
С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело»
Г. Остер «Эхо»
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»
Моё любимое произведение
Зарубежная литература (5 ч)
Ш. Перро «Красная шапочка»
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
Камыр-Батыр. Татарские народные сказки
Абдулла Алиш «Болтливая утка». Татарские
литературные сказки
Что читать летом?
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Календарно-тематическое планирование, «Чтение с увлечением», 2 класс
Дата по
Дата по
Тема занятия
плану
факту
Русский народный фольклор (5 ч)
Русские народные сказки «Афонька, где былпобывал?»
Русские народные сказки «Баба-Яга и заморышек»
Русские народные сказки «Волшебная водица»
Русские народные сказки «Золотой конь»
Русские народные сказки «Безграмотная деревня»
Произведения о животных (7 ч)
В. Сутеев «Палочка – выручалочка»
В. Сутеев «Мешок яблок»
В. Бианки «Плавунчик»
В. Бианки «Кто чем поёт?»
Е. Пермяк «Два рассказа»
Е. Чарушин «Кошка Маруська»
Б.С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
Мои первые книжки (6 ч)
Е. Пермяк «Пичугин мост»
Э.К. Киселёва «Мальчик-Огонек», «МальчикСлабыш»
И. Панькин «Легенда о матерях»
А. Барто «Было у бабушки 40 внучат»
Сказки В.И. Даля «Лучший певчий», «Зайчик»
М. Пришвин «Листопадничек»
С моей книжной полки (8 ч)
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
Е. Благинина «Я ещё не волшебник, я только
учусь»
Б. Заходер «Товарищам детям»
Басни дедушки Крылова
Г. Снегирёв «Про пингвинов»
Н. Павлова «Живая бусина»
Н. Носов «Огурцы»
Н.И. Сладков «Суд над декабрём»
Зарубежная литература (4 ч)
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»
Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец»
Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист»
Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист»
О Родине (4 ч)
С. Могилевская «Сказка о громком барабане»
А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твёрдом слове»
А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твёрдом слове»
Детские журналы. Что читать летом?
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Календарно-тематическое планирование, «Чтение с увлечением», 3 класс
Дата по
Дата по
Тема занятия
плану
факту
Книжки с моей полки (6 ч)
Книжки с моей полки
Мифы и легенды Древней Греции
Мифы и легенды Древней Греции
Стихи Б. Заходера
Стихи И. Токмаковой
Стихи Ю. Морица
Зарубежная литература (7 ч)
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»
Дж. Родари «Приключения Чиполино»
Дж. Родари «Приключения Чиполино»
Дж. Родари «Приключения Чиполино»
КВН «Любимые герои сказок»
Весёлые истории (3 ч)
М. Зощенко «Глупая история»
М. Зощенко «Трусишка Вася»
М. Зощенко «Ёлка»
Книги о природе и человеке (12 ч)
М. Пришвин «Гаечки»
М. Пришвин «Рождение Кастрюльки»
В. Дуров «Наша Жучка»
Б. Житков «Мангуста»
Б. Житков «Мангуста»
Б. Житков. Короткие рассказы о животных
Г. Скребицкий «Кот Иваныч»
Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави»
Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави»
Р. Киплинг «Маугли»
Р. Киплинг «Маугли»
Р. Киплинг «Маугли»
Русская литература (6 ч)
П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»
П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Читательская конференция «Моя любимая книга»
Читательская конференция «Моя любимая книга»
Календарно-тематическое планирование, «Чтение с увлечением», 4 класс
Дата по
Дата по
Тема занятия
плану
факту
Моя книжная полка (9 ч)
Самые интересные книги, прочитанные летом
Экскурсия в сельскую библиотеку
КВН «Чудесный мир загадок»
Сказы П. Бажова «Каменный цветок»,
«Малахитовая шкатулка»
П. Бажов «Хозяйка медной горы»
Викторина по русским народным сказкам и
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
сказам П. Бажова
Проект «Моя сказка»
Чтение повести А. Гайдара «Тимур и его
команда»
Чтение повести А. Гайдара «Тимур и его
команда»
Рассказы современных писателей (6 ч)
В. Драгунский «Сестра моя Ксения», «Что я
люблю»
Е. Велтисов «Мальчик из чемодана»
В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
В. Осеева «Простое дело»
А. Игнатова «Джинн Сева»
А. Игнатова «Джинн Сева»
Ступеньки мудрости (9 ч)
Л. Толстой «Как волки учат своих детей»
К. Паустовский «Барсучий нос»
Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
Е. Чарушин «Кот Епифан»
В. Голявкин «Тетрадки под дождем»
В. Голявкин. «Крути снежные вертя»
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
С. В. Михалков «Штиль». «Как старик корову
продавал».
Зарубежные писатели детям (10 ч)
Дж. Свифт «Приключения Гулливера»
Дж. Свифт «Приключения Гулливера»
Дж. Свифт «Приключения Гулливера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Э. Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
Э. Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
Читательская конференция «Моя любимая книга»
Литературная игра «Слабое звено»