Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО:
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Первомайская СОШ»
Протокол № ___ от ______________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Первомайская СОШ»
_______Л.А. Рощупкина
Приказ № ____ от ___________
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Ассорти»
Срок реализации: 1 год
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 11-15 лет
с. Первомайское, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по сценическому искусству
художественной направленности «Ассорти» разработана на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.9 ст.2;
• Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
•
Паспорта Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года
протокол №3;
•
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»);
•
Устава МБОУ «Первомайская СОШ»;
•
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБОУ «Первомайская СОШ».
Программа «Ассорти» рассчитана на детей в возрасте 11 - 15 лет (5-8 класс); срок
реализации - 1 год, объем программы – 136 часов. Программа имеет базовый уровень
сложности, является модифицированной.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторные (учебные занятия, репетиция, концерты,
конкурсы).
Формы организации образовательной деятельности: в группах по 10 человек.
Занятие строится следующим образом:
1. Речевая разминка - разминка артикуляционного аппарата, работа над дыханием,
дикцией, речевым диапазоном, упражнения на снятие мышечных «зажимов».
2. Вокальный тренинг - вокализы, песни и другие музыкальные произведения,
развивающие голосовой аппарат, артистизм, ощущение темпа и ритма, общий
художественный вкус.
3. Постановка сценических номеров, подготовка выступлений на сцене - репетиции в
46
большом акустическом пространстве, работа с усилителями звука, обучение сценическому
движению и навыкам общения со зрителем.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка
в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности,
необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения
в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством
снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы
учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных
отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения,
взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней
личности, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку
зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека,
видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах.
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников,
поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную
команду.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. В ходе общения люди
обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чувствами. В процессе
занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный
коллектив, а общение и взаимопонимание всех обогащают.
Ведущая идея программы - каждый ребёнок должен получить возможность извлечь из
занятий то, что наиболее отвечает уникальным потребностям его личности.
Программа актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных
потребностей школьников в художественно - эстетическом развитии и направлена на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей.
Специфика и новизна программы состоят в том, что она даёт возможность каждому
ребёнку не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и
адаптации в обществе.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику
в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо
владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он
попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и
находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Будущему
выпускнику необходимо развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для
себя задачи. Театральные занятия одни из самых творческих возможностей самореализации
школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся посредством
театральной деятельности, где учащийся выступает в роли художника, исполнителя,
режиссера, композитора спектакля;
47
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам
(занятия по культуре речи, литературе, музыки, технологии);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество
подростка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Особое внимание в программе уделяется региональному компоненту, воспитанию
патриотизма и любви к своей малой Родине, обычаям и традициям, использованию местного
материала для театральных постановок.
Кроме того, освоение элементов техники актёра происходит от простого к сложному.
Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие.
С самого начала обучения постановке голоса большое внимание уделяется
выработке правильной певческой осанки. Это в особенности важно для оратора и
вокалиста, задачей которых является не только профессиональное пение или навыки чтения
монолога со сцены.
Одной из ключевых тем в процессе обучения сценическому искусству также
является тема певческого дыхания, так как певческое дыхание представляет собой более
сложный комплекс, поэтому есть необходимость научить правильно пользоваться брюшным
прессом, диафрагмой и резонаторами. В случае работы с артистами-чтецами, постановка
дыхания является обязательным компонентом обучения, поскольку яркость и чёткость
поставленного голоса находится в непосредственной связи с опорой дыхания. Работа над
артистическим дыханием по данной программе опирается на дыхательную гимнастику
Александры Николаевны Стрельниковой.
Немаловажным в курсе обучения основам сценического искусства является и вопрос
дикции: артикуляции, произношения, фразировки и расстановки логических ударений.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие личности школьника средствами искусства,
получение опыта актерской деятельности и привитие интереса к театральному искусству.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Освоение основ вокального и ораторского искусства, актерского и речевого тренинга:
- изучение основ сценического поведения;
- развитие артистических способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса,
воображения;
- освоение элементов актерского мастерства в работе над образом в музыкальном
произведении;
- развитие умений работы с аудиторией;
- тренировка и укрепление речевого аппарата (дыхание, артикуляция);
- постановка речевого голоса (развитие диапазона, гибкости голоса, резонирование)
Воспитательные:
- помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества;
- воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения
к работе;
- воспитание зрительской культуры, любознательности, любви к искусству трудолюбия,
Развивающие:
- развитие личностных и творческих способностей детей;
- снятие внутренних психологических и физиологических зажимов.
48
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у
учащихся формируются определенные исполнительские знания, умения и навыки,
способствующие самореализации их творческой личности. Главный показатель - это
личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется, благодаря
наблюдению педагога, работающего с детьми и постановке творческих номеров на сцене.
Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме
небольшого концерта или выступления перед публикой на сцене.
Предметные результаты:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Личностные результаты:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
49
восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие
методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ, демонстрация приемов работы);
- практические (частично-поисковый, проблемный, игровой);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на
реализацию личных интересов членов группы;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда,
кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрены:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет
овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Формы контроля: Реализация программы «Ассорти» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения программы в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных
миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
50
№
п/п
1.
2.
Раздел
Количество часов
Всего
Теория Практика
Вводное занятие. Речевой
аппарат и забота о нем.
Инструктаж.
Дыхательная гимнастика
2
2
-
Речевой тренинг
8
1
8
10
2
8
8
-
8
1
3
Дыхательная
гимнастика
Беседа,
наблюдение;
выполнение
упражнений.
Практиикум
Беседа,
наблюдение;
выполнение
упражнений
Беседа,
наблюдение;
выполнение
упражнений
Наблюдение;
выполнение
творческих заданий
4
Выразительное
чтение. Анализ
сюжета
3.
9
Артикуляция.
4.
5.
Упражнения на развитие
силы и посыла звука
6.
Речевые упражнения с
движением
4
7.
Работа над текстом
8.
Игры, упражнения на
развитие сценического
внимания и зрительной
памяти
4
Сценический тренинг
2
-
2
9.
Ритмопластика
15
15
10.
11.
12.
13.
14.
Упражнения на развитие
чувства ритма
Сценическое общение,
взаимодействие партнеров
и воздействие друг на друга
Работа с усилителями звука
и
электронными
голосовыми эффектами.
Знакомство
с
драматургией.
Работа над постановкой
(инсценировкой,
миниатюрами,
миниспектаклями)
Беседа,
инструктаж,
анкетирование
2
10
Постановка голоса. Массаж
и резонирование
Формы
контроля/аттестаци
и
7
1
6
3
-
3
6
2
4
Устный опрос,
наблюдение, игра
Устный опрос,
наблюдение, игра,
тренинг
Исполнение
чтецкого
репертуара, анализ
произведения
Тренинг,
наблюдение
Практикум
10
1
9
40
40
Индивидуальный
опрос, концерт,
выступление,
конкурс.
51
15.
Итоговая аттестация
Итого
4
136
12
4
124
Творческий отчёт
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием программы. Правила поведения в детском объединении,
соблюдение правил техники безопасности. Беседа о строении голосового аппарата, гигиене
его содержания и правильном использовании при обучении вокалу.
2. Дыхательная гимнастика.
Теория: Рождение звука, система дыхания, дыхание и звук, гигиена речевого аппарата.
Фонетическая классификация гласных и согласных звуков.
Практика: Комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Комплекс
упражнений дыхательной гимнастики К. Линклейтер. Обособленность движений.
Упражнения на развитие мышц языка.
3. Артикуляция.
Теория: Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение.
Практика: Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Фонетические
упражнения для дикции. Фонетические упражнения на отработку произношения гласных
звуков. Фонетические упражнения на отработку произношения согласных звуков.
Фонетические упражнения на отработку произношения согласных звуков в сочетаниях.
Произнесение и заучивание различных скороговорок для постановки гласных и согласных
звуков. Произнесение и заучивание различных стихотворений для постановки гласных и
согласных звуков
4. Постановка голоса. Массаж и резонирование.
Теория: Понятие о резонаторах. Голосовые регистры. Дикция. Диапазон голоса.
Практика: Массаж окологлоточной мускулатуры. Самомассаж. Приёмы самомассажа.
Упражнения на переход в разные регистры голоса. Упражнения на разработку резонаторов.
(По методу Казаковой Л.С.). Речевые тренинги. Постановка дыхания. Творческие парные
задания.
5. Упражнения на развитие силы и посыла звука.
Теория: Знакомство с разными вокальными школами и принципами постановки голоса.
Практика: Тренировка силы и посыла голоса в вокальных распевочных упражнениях за
счёт диафрагменного дыхания.
6. Речевые упражнения с движением.
Теория: Понятие искусственного выражения эмоций и отношения.
Практика: Отработка сценических движений.
7. Работа над текстом.
Практика: Исполнение песен, чтение стихов на репетициях в классе и на выступлениях
перед публикой.
8. Игры и упражнения на развитие сценического внимания и зрительной памяти.
Практика: Игры и упражнения, помогающие сосредоточить и организовать сценическое
внимание.
52
Ритмопластика.
Практика: Упражнения на координацию в пространстве. Упражнения по методическим
пособиям Ласкавой Е. и Казаковой Л.С. в классе, постановка номера для выступления на
сцене. Игры, упражнения на развитие фантазии и воображения. Игры, упражнения на
развитие ассоциативного и образного мышления. Разнообразные театральные игры (ролевая
гимнастика Леви). Развитие артистической смелости. Правила поведения артиста за
кулисами и на сцене. Этикет. Игровые упражнения на достижение эмоционального
раскрепощения, открытости. Упражнения на освобождение мышц. Импровизация и иное
движение под музыку. Танец. Комплекс упражнений по К. Линклейтер.
10. Упражнения на развитие чувства ритма.
Теория: Музыкальные теоретические понятия ритма и темпа. Музыкальный размер.
Сильная и слабая доли. Синкопа.
Практика: Упражнения на развитие чувства ритма. Прослушивание и исполнение
музыкальных произведений. Упражнения на коллективную согласованность. Упражнения
на чувства ритма коллективного и внутреннего. Понятие унисона.
11. Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга.
Практика: Упражнения на общение и взаимодействие.
12. Знакомство с драматургией. Работа над созданием образа в музыкальном
произведении.
Теория: Приёмы создания образа. Художественный замысел. Актёрская игра. Выбор пьесы.
Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии
Практика: Работа над отдельными эпизодами. Распределение ролей. Работа над созданием
образа, выразительностью и характером персонажа. Выразительность речи, мимики и
жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов
Исполнение музыкальных и стихотворных произведений. Достижение создания образа.
13. Работа с усилителями звука и электронными голосовыми эффектами.
Теория: Усилители звука (виды, принципы работы), возможности электронной голосовой
аппаратуры. Важность умения пользования преимуществами вокальной аппаратуры.
Практика: Тренировка исполнения произведений в микрофон. Запись голоса на студии.
Анализ ошибок.
14.Работа над постановкой (инсценировкой, миниатюрами, миниспектаклями)
Теория. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной
темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор.
Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практика. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям,
расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий,
отработка логического соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический
рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор
реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
15. Итоговое занятие
Практика. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия.
Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы.
9.
53
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Требования к внешнему виду учащихся - репетиционная форма, удобная обувь, ввиду
обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы.
2. Обеспечить учебную дисциплины на проводимых тренингах и репетициях.
3. Подбор репертуара, соответствующего возрасту и творческим возможностям участников.
4.Обеспечение материально-техническое оснащения для занятий: просторная, хорошо
проветриваемая комната, число стульев должно соответствовать числу обучающихся в
группе, зеркало для работы с речевым аппаратом, музыкальный инструмент для выполнения
упражнений и заучивания материала, колонки для работы со звуком в постановке
сценического номера, соответствующая музыкальная аппаратура для проведения
генеральных репетиций перед выходом участников на сцену.
Средства обучения, оборудование (инструменты, материалы, приспособления):
- Музыкальный инструмент;
- Зеркала для работы с речевым аппаратом;
- Пюпитр;
- Игровой инвентарь, используемый на занятиях, в обучающих играх (различные предметы,
мячи, игрушка, бубен, фломастеры и др.)
Перечень технических средств обучения:
- Компьютер или ноутбук;
- Принтер;
- Колонки малой мощности для работы в классе;
- Цифровой носитель информации (флеш - карта, диск, др.);
- Звуковая система для работы в зале (колонки, микшер, провода);
- Микрофоны для репетиций и выступлений;
- Диктофон (на любом мобильном устройстве)
- Мультимедийная установка (видеопроектор, экран);
Инфраструктура организации:
- Столы;
- Стулья по количеству обучающихся;
- Наличие зала;
- Театральная сцена;
- Световое оформление;
- Ширмы,
- Декорации;
- Костюмы и реквизиты
Перечень учебно - методических материалов:
- Казакова Л.С. «Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом».
Учебно-методическое пособие;
- Линклейтер К. «Освобождение голоса». Учебно-методическое пособие;
- Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»;
- Пекерская Е.М. «Вокальный букварь». Учебно-методическое пособие;
- Презентация по теме: «Резонансные полости речевого аппарата»;
- Презентация по теме: «Строение голосового аппарата»;
- Методическое пособие- практикум «Ритмика и сценические движения»
54
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Методическое пособие - практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Методическое пособие - практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
- Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/musi
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способами оценивания результативности обучения являются:
- тестирование (1 раз в года в начале учебного года);
- мониторинг качества участия концертах и достижения воспитанников (1 раз в года в конце
учебного года);
Методами мониторинга являются анкетирование, беседа, опрос, наблюдение,
социометрия.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности
воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики
(рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении).
Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей,
проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления
деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти
на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление
интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень
творческой активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием
вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности
воспитанников.
Одной из форм постоянной ежегодной фиксации уровня творческих достижений
каждого воспитанника является оформление личной карты наблюдения, которая рассчитана
на весь период обучения и включает:
- общую информацию о ребенке;
- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и
навыков, оформленные графически.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Диагностика результативности образовательной деятельности
В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных
пять показателей:
1. Результаты освоения программы.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
55
5. Достижения.
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в таблице
педагогического наблюдения. При необходимости (выявлении нецелесообразности
какого-либо критерия) количество и содержательная составляющая критериев может
корректироваться педагогом в рабочем порядке. Работа учащихся оценивается по уровневой
шкале:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Параметры
оценивания
Уровни
Низкий
Средний
Высокий
Предметная
Знания, умения,
навыки
Не различает виды и
жанры
театрального
искусства. Знаком с
основными
видами
театральных кукол. Не
умеет
выражать
эмоциональное
состояние с помощью
мимики и жестов.
Знает некоторые виды
и жанры театрального
искусства.
Знает
некоторые
театральные термины.
Знает основные виды
театральных
кукол,
умеет манипулировать
ими. Умеет выражать
эмоциональное
состояние
и
настроение с помощью
мимики и жестов.
Творческие
способности
Интереса к творчеству
и
инициативе
не
проявляет.
Отказывается
от
поручений и заданий.
Художественно
речевая
деятельность
Знает 2-4 произведения
художественной
литературы.
С
помощью
педагога
может
пересказать
небольшие тексты. С
трудом
использует
монологическую речь.
Не умеет перестраивать
дыхание.
Плохая
Есть положительный
эмоциональный отклик
на
свои
успехи.
Проявляет
инициативу, но не
всегда. Добросовестно
выполняет поручения
и задания. Испытывает
потребность
в
получении
новых
знаний.
Обладает
богатым
воображением.
Знает
6-8
произведений
художественной
литературы.
Правильное дыхание.
Хорошая артикуляция.
Пользуется не всеми
выразительными
свойствами речи. Есть
затруднения
в
Различает виды и
жанры театрального
искусства.
Знает
элементарную
театральную
терминологию. Знает
основные
виды
театральных
кукол,
умеет манипулировать
ими. Умеет выражать
эмоциональное
состояние
и
настроение
с
помощью мимики и
жестов.
Есть положительный
эмоциональный
отклик на свои успехи.
Проявляет
инициативу. Легко и
быстро
увлекается
творческим
делом.
Испытывает
потребность
в
получении
новых
знаний.
Обладает
богатым
воображением.
Знает
9-10
произведений
художественной
литературы.
Умеет
пересказывать,
используя
диалогическую
и
монологическую речь.
Знает
тексты
литературного
56
артикуляция. Не может выстраивании
составить диалог и сюжетной линии
сюжетную линию.
диалога.
Пластика
Не
контролирует
напряжение
и
расслабление
мышц.
Нет чувства ритма
Театральная
Не развито. Только
повтор
действий
педагога. Не проявляет
интерес
к
театрализованной
деятельности.
Не
может назвать виды
театров.
Не
знает
правила поведения в
театре.
Коммуникативн
ая сфера
В
совместной
деятельности
не
пытается договориться,
не может придти к
согласию, настаивает
на своем, конфликтует
или игнорирует других.
произведения умеет
и сопровождать
пересказ небольших
сказок,
текстов
с
проговариванием по
ролям.
Правильное
дыхание.
Хорошая
артикуляция. Четкая
дикция.
Умение
пользоваться
выразительными
свойствами
речи.
Умение
составлять
диалоги и выстраивать
сюжетную
линию
произведения.
Контролирует
Контролирует
напряжение
и напряжение
и
расслабление
мышц расслабление мышц.
под
руководством Чувствует
ритм.
педагога.
Чувствует Создает пластический
ритм
образ
увиденного
(услышанного)
Развито внимание и Развито
внимание,
память. Не совсем память, воображение.
развито
образное Самостоятельно
мышление. Действие с создает
образ
подсказки
педагога. увиденного
Проявляет интерес к (услышанного).
театрализованной
Проявляет
деятельности.
Знает устойчивый интерес к
правила поведения в театральному
театре. Может назвать искусству
и
виды театров.
театрализованной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре. Может назвать
различные
виды
театра и знает их
отличия.
Способен
к Проявляет
сотрудничеству, но не эмоционально
всегда
умеет позитивное
аргументировать свою отношение к процессу
позицию и слушать сотрудничества;
партнера. Способен к ориентируется
на
взаимодействию
и партнера по общению,
сотрудничеству
умеет
слушать
(групповая и парная собеседника,
работа;
дискуссии; совместно
коллективное решение планировать,
учебных задач).
договариваться
и
57
Регулятивная
сфера
Деятельность
хаотична,
непродуманна,
прерывает
деятельность
из-за
возникающих
трудностей,
стимулирующая
и
организующая помощь
малоэффективна.
Познавательная
сфера
Уровень активности,
самостоятельности
подростка низкий, при
выполнении заданий
требуется постоянная
внешняя стимуляция,
любознательность не
проявляется.
Удерживает
цель
деятельности,
намечает
план,
выбирает адекватные
средства,
проверяет
результат, однако в
процессе деятельности
часто
отвлекается,
трудности
преодолевает только
при психологической
поддержке.
Подросток
недостаточно активен
и самостоятелен, но
при
выполнении
заданий
требуется
внешняя стимуляция,
круг
интересующих
вопросов
довольно
узок.
распределять функции
в ходе выполнения
задания, осуществлять
взаимопомощь.
Подросток
удерживает
цель
деятельности,
намечает ее план,
выбирает адекватные
средства, проверяет
результат,
сам
преодолевает
трудности в работе,
доводит
дело
до
конца.
Подросток
любознателен,
активен,
задания
выполняет
с
интересом,
самостоятельно,
не
нуждаясь
в
дополнительных
внешних
стимулах,
находит
новые
способы
решения
заданий.
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня воспитанников
Название объединения _________________________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата проведения диагностики _____________________________
№ Ф.И.
воспитанн
ика
Уровень
освоения
програм
мы
Особеннос
ти
мотивации
к занятиям
Творческ
ая
активнос
ть
Эмоционально-художеств
енная настроенность
Достижен
ия
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
1. Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения: Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их
в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
58
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Вопрос: Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие
мотивы участия школьников в деятельности.
2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе
материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо
ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте
на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей
клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные
ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание,
отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими
Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли
Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные
игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с
вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими
своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
59
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих
интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не
было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных
склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и
отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким
образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей
ребенка:
- низкий уровень – 0,1 – 0,45;
- ниже среднего – 0,46 – 0,55;
- средний уровень – 0,56 – 0,65;
- выше среднего – 0,66 – 0,75;
- высокий уровень – 0,76 – 1.
60
№
п/п
1
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема занятия
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
Формы и виды деятельности
часов
Вводное занятие. Речевой аппарат и забота о
нем. Инструктаж.
Импровизация, игровая
деятельность
Модуль 1. «Речевой тренинг»
Беседа
1
Типы дыхания: грудное, диафрагмальное.
Дыхательная гимнастика
Типы дыхания: диафрагмальное, смешанное.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика. Соединение дыхания
и движения (гусиный шаг, ритмические шаги,
координация движений).
Дыхательная гимнастика. Соединение дыхания
и движения. Парные упражнения.
Дыхательная гимнастика. Создание
«дыхательно-ритмического оркестра».
Дыхательная гимнастика. Создание
«дыхательно-ритмического оркестра».
Обособленность движений. Упражнения на
развитие мышц языка.
Артикуляция. Координация движений и покоя
всех частей речевого аппарата
Артикуляция. Координация работы мышц
речевого аппарата с жестами и мимикой
Звукоряд гласных. Артикуляция гласных и
согласных.
Звукоряд гласных. Артикуляция гласных и
согласных.
Тренировка артикуляции гласных и согласных в
разных сочетаниях
Тренировка артикуляции гласных и согласных в
разных сочетаниях
1
1
Дата проведения
План
факт
01.09
04.09
Практическое занятие
05.09
Практическое занятие
05.09
Практическое занятие
08.09
Практическое занятие
11.09
Практическое занятие
12.09
Практическое занятие
12.09
Беседа. Практическое занятие
15.09
Практическое занятие
18.09
Практическое занятие
19.09
Практическое занятие
19.09
Практическое занятие
22.09
Практическое занятие
25.09
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
Тренировка артикуляции гласных и согласных в
скороговорках, стихотворениях
Репетиция сценок ко Дню учителя
Тренировка артикуляции гласных и согласных в
скороговорках, стихотворениях
Репетиция сценок ко Дню учителя
Артикуляционные этюды
Репетиция сценок ко Дню учителя
Постановка голоса. Вибрационный массаж и
резонирование.
Репетиция сценок ко Дню учителя
Грудной и головной резонаторы. Постановка
голоса
Репетиция сценок ко Дню учителя
Участие в концерте ко Дню учителя
Работа над упражнениями, развивающими
грудной резонатор.
Речевая гимнастика. Свойства голоса. Дикция.
Свойства голоса. Речевые тренинги. Постановка
дыхания.
23-24 Чтение текста пьесы «Прощай, овраг!»,
распределение ролей
Речевая гимнастика. Работа над дыханием.
Интонация. Полетность.
Работа над отдельными сценами пьесы
Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа
26-27 над интонационной выразительностью
Работа над отдельными сценами пьесы
Творческие парные задания - диалог из простых
28-29 и сложных звукосочетаний.
Репетиция, обсуждение костюмов и декораций
30 Упражнения на развитие силы и посыла звука
25
Практическое занятие
26.09
Практическое занятие
26.09
Практическое занятие
29.09
Практическое занятие
02.10
Практическое занятие
03.10
Выступление
Беседа. Практическое занятие
03.10
06.10
Практическое занятие
09.10
Практическое занятие
10.10
10.10
Практическое занятие
13.10
Практическое занятие
16.10
Практическое занятие
17.10
Практическое занятие
17.10
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
Ритмические вариации в ускоренном темпе
(скороговорки в диалогах с различным
31 словесным действием - убедить,
заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.
Репетиция
Удлинение произнесения звуков (при средней
сила голоса). Усиление голоса (беззвучная
артикуляция – шепот – тихо – громко).
32-33
Ослабление голоса (громко – тихо – шепот –
беззвучная артикуляция)
Репетиция
Усиление и ослабление голоса без паузы на
одном выдохе. Усиление голоса с увеличением
34 длительности звучания. Ослабление голоса с
увеличением длительности звучания
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением
голоса. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным
35
ослаблением голоса.
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Упражнение «Дни недели» с постепенным
усилением и последующим ослаблением силы
36
голоса
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Упражнения «Эхо», «Игра на пианино»
37
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Упражнения на снятие мышечных зажимов:
38 «Ямки», «Алфавит», «Рыбка», пение буквы «М»
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Упражнения на снятие мышечных зажимов:
«Фыркающая лошадь», «Радист», «Зевающий
39
лев».
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Речевые упражнения с движением. Игра с
40 мячом. Скороговорка и работа с мячом.
Практическое занятие
20.10
Практическое занятие
23.10
24.10
Практическое занятие
24.10
Практическое занятие
27.10
Практическое занятие
06.11
Практическое занятие
07.11
Практическое занятие
07.11
Практическое занятие
10.11
Практическое занятие
13.11
1
2
1
1
1
1
1
1
1
41
42
43-44
Речевые упражнения с движением. Упражнения
со скакалками.
Репетиция, изготовление афиши
Речевые упражнения с движением. «Движение
на вдох-выдох», «Сложный танец», «Повороты
и счеты»
Репетиция, изготовление костюмов, декораций
Генеральная репетиция
45
Выступление, премьера спектакля
46
Обсуждение выступления, рефлексия
47
48
49
50
52
53
Практическое занятие
14.11
Практическое занятие
14.11
Практическое занятие
17.11
20.11
21.11
1
1
2
1
Выступление
Практическое занятие
1
Модуль 2. «Сценический тренинг»
Организация внимания, памяти, воображения.
Игры
«Острый
глаз»,
«Ищу
друга»,
«Скульптурные копии»
Игры на логику: «Путаница», «Пристройки»,
Пословица в стоп-кадре», «Сыщик»
Ритмопластика. Координация движений в
пространстве. Понятия: точки зала (сцены);
круг, колонна, линия (шеренга)
Чтение текста новогодней (рождественской)
сказки, распределение ролей
Мышечная свобода. Гимнастика на снятие
зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка
суставно-мышечного аппарата.
Репетиция отдельных сцен сказки
Жесты. Пластика. Тело человека: его
физические качества, двигательные
возможности, проблемы и ограничения.
Правильная постановка корпуса.
Репетиция отдельных сцен сказки
Музыка и пластический образ. Упражнения на
развитие двигательных способностей (ловкости,
гибкости, подвижности, выносливости)
21.11
Практическое занятие
24.11
Практическое занятие
27.11
1
1
28.11
1
Практическое занятие
28.11
1
Практическое занятие
Практическое занятие
01.12
Беседа
04.12
1
1
54
55
56
57
58
59
60
61
Произношение текста в движении. Правильная
техника дыхания. Пластическая импровизация
на музыку разного характера
Репетиция отдельных сцен сказки
Тренировка ритмичности движений.
Совершенствование осанки и походки.
Репетиция, изготовление реквизита, костюмов
Упражнения на координацию движений и
ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт,
музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая
доля. Правильная техника дыхания.
Репетиция, изготовление реквизита, костюмов
Музыкальный образ средствами пластики и
пантомимы.
Репетиция, изготовление реквизита, костюмов
Координационные упражнения для рук
Репетиция, изготовление реквизита, костюмов
Разучивание танцев, необходимых для
спектакля. Освоение предлагаемых
обстоятельств и сценического пространства.
Сценические этюды на воображение.
Репетиция, изготовление реквизита, костюмов
Пластические упражнения. Развитие
наблюдательности.
Репетиция, работа над афишей
62-63 Генеральная репетиция
64
Выступление
65
Игры на развитие чувства пространства и
партнерского взаимодействия. Знакомство с
правилами и принципами партнерского
взаимодействия. Техника безопасности в
игровом взаимодействии.
Практическое занятие
05.12
Практическое занятие
05.12
Практическое занятие
08.12
Практическое занятие
11.12
Практическое занятие
12.12
Практическое занятие
12.12
Практическое занятие
15.12
Практическое занятие
18.12
Практическое занятие
Выступление
19.12
19.12
22.12
Практическое занятие
25.12
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
66
Актерский тренинг.
1
Практическое занятие
67
Понятие «Ритм». Исполнение ритмических
рисунков шагами, ладонями. Видеоупражнения.
1
Беседа. Практикум
68
Упражнения на развитие чувства ритма:
«Биологические часы»
Чтение текста «Сказки о потерянном времени»,
распределение ролей
69
Понятие «темпо – ритма». Этюды для
тренировки ритмичности движений. Этюд
«Дуэль»
Репетиция отдельных сцен сказки
1
Беседа. Практикум
70
Скорость и темп. Упражнение «Пять скоростей»
Репетиция отдельных сцен сказки
1
Беседа. Практикум
71
Упражнения на развитие «темпо – ритма»:
«Ритм – ритм», «Ритм по кругу», «Хлопки
Репетиция отдельных сцен сказки
72
73
74
75
Упражнения на развитие «темпо – ритма»:
«Стульчик», «Отвечай»
Репетиция отдельных сцен сказки
Упражнение на закрепление навыка «Встать –
сесть».
Репетиция, изготовление декораций и костюмов
Сценическое общение, взаимодействие
партнеров и воздействие друг на друга
Репетиция, изготовление декораций и костюмов
Тренинг на взаимодействие с партнером
Репетиция, изготовление декораций и костюмов
26.12
26.12
29.12
1
Беседа. Практическое занятие
12.01
15.01
16.01
1
Практическое занятие
Практическое занятие
16.01
Практическое занятие
19.01
1
1
22.01
1
Беседа
1
Тренинг
23.01
23.01
76
Упражнения на взаимодействия в группе:
«Пристройка», «Водоросли», «Общая музыка»
Репетиция, изготовление декораций и костюмов
1
Практическое занятие
77
Звукорежиссура. История звукозаписи
Репетиция, изготовление афиши
78
Общие сведения об звуковом оборудовании.
Микрофоны, микшерские пульты и т.д.
Репетиция, изготовление афиши
Компьютерная запись звука. Цифровой звук.
Форматы цифровых файлов. Запись и обработка
79-80
звука на компьютере.
Генеральная репетиция
81
82
83
84
Выступление
Фоновая музыка для использования на
мероприятиях. «Подложки» и фоновая музыка.
«Отбивки» и их использование.
Знакомство с драматургией. Выбор пьесы о
школьной жизни. Анализ пьесы. Определение
темы пьесы. Анализ сюжетной линии
Анализ пьесы по событиям. Выделение в
событии линии действий. Определение мотивов
поведения, целей героев
1
26.01
29.01
1
Теоретическое занятие
2
Практическое занятие
1
Выступление
30.01
30.01
02.02
05.02
1
Практическое занятие
Практическое занятие
06.02
Практическое занятие
06.02
Практическое занятие
09.02
Практическое занятие
12.02
Практическое занятие
13.02
Практическое занятие
13.02
Репетиция
16.02
19.02
20.02
1
1
85
Работа над отдельными эпизодами.
Распределение ролей. Работа над созданием
образа, выразительностью и характером
персонажа.
86
Выразительность речи, мимики и жестов.
Работа над характером персонажей. Поиск
выразительных средств и приемов
1
87
Подбор костюмов, реквизита, декораций
1
88
Выбор музыкального оформления
1
89-91 Репетиции отдельных сцен, картин
Теоретическое занятие
1
3
92
Выступление
1
Выступление
Работа над постановкой (инсценировкой, миниатюрами, миниспектаклями)
Выбор
пьесы
ко
Дню
Победы.
Чтение текста
193-94
2
Беседа. Практическое занятие
Беседа. Практическое занятие
95-96
Распределение ролей. Выразительное чтение по
ролям, расстановка ударений в тексте
2
97-99
Разучивание текстов
Репетиция отдельных сцен
3
Практическое занятие
Упражнения на коллективную согласованность
100- действий, отработка логического соединения
105 текста и движения
Репетиции отдельных сцен
6
Практическое занятие
106- Разбор мизансцен. Отработка монологов.
110 Репетиции. Подготовка реквизита и костюмов
5
Практическое занятие
111
Пластический
рисунок
роли.
Темпо-ритм.
Репетиция. Подготовка реквизита и
костюмов
1
Практикум
112
Работа с исполнителями главных
ролей.
Репетиция. Подготовка реквизита и
костюмов
1
Практическое занятие
113
Работа над логическим ударением.
Репетиция.
1
Практическое занятие
114
Работа с исполнителями
второго плана.
1
Практическое занятие
ролей
20.02
26.02
27.02
27.02
02.03
05.03
06.03
06.03
12.03
13.03
13.03
16.03
19.03
20.03
20.03
23.03
26.03
27.03
27.03
06.04
09.04
10.04
10.04
13.04
115
Репетиция
116Сводная репетиция.
125
126
Генеральная репетиция.
127Выступление
128
129 Обсуждение выступления. Рефлексия
1
Практическое занятие
10
Репетиция
1
Репетиция
2
Выступление
1
Беседа
Подготовка к итоговой аттестации
130(миниатюры «Вредные советы» - по
134
группам
5
Практикум
Итоговая аттестация – выступление на
празднике «За честь школы»
1
Выступление
промежуточной
и
133- Проведение
135 итоговой диагностик. Анализ работы
1
Аттестация
135
16.04
17.04
17.04
20.04
23.04
24.04
24.04
27.04
30.04
04.05
07.05
08.05
08.05
14.05
15.05
15.05
18.05
21.05
22.05
25.05
26.05