Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» является частью ООП СОО и разработан на основе
всех нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней, представленных в
ней.
МБОУ «Первомайская СОШ» осуществляет образовательный процесс в соответствии с ФГОС
соответствующего уровня.
В учебном плане зафиксированы объемы аудиторной и общей нагрузки, состав и структура
предметных областей, распределение учебного времени, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Среднее общее образование
Учебный план среднего общего образования направлен на обеспечение реализации ФГОС СОО2021 (приказ Министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023 г., с изменениями приказ №62 от
01.02.2024 г.), а также на удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Составлен в
соответствии с приказом Министерства просвещения №704 от 09.10.2024 г.
На основании образовательных запросов учащихся учебный план в 11 классе включает
гуманитарный профиль (вариант 1), естественно-научный, информационно-технологический (вариант 2)
социально-экономический профили. Учебный план для 10 класса не составлен, так как в 2025 году в школу
не поступило заявлений.
Обязательная часть учебного плана в 11 классе включает учебные предметы на углублённом и
базовом уровнях, позволяющие обеспечить доступность получения среднего общего образования в рамках
предметных областей с учётом образовательных потребностей учащихся и родителей (законных
представителей). Предусмотрено выполнение и индивидуальных проектов. По учебному плану
предусмотрено 2 часа физической культуры, третий час реализовывается за счёт проведения секции
школьного спортивного клуба по модулю «Волейбол».
Часть учебного плана среднего общего образования, формируемая участниками образовательных
отношений, содержит элективные курсы по выбору, что позволяет обеспечить различные интересы
учащихся.
Освоение образовательной программы среднего общего образования сопровождается
промежуточной аттестацией учащихся в конце учебного года по всем предметам учебного плана. Для
проведения промежуточной аттестации используются различные формы: контрольная работа,
тестирование, творческая работа/проект, оценка физической подготовленности учащихся. Промежуточная
аттестация учащихся 10-11 классов проводится в апреле-мае по графику, утвержденному приказом
директора школы.
Формы промежуточной аттестации
Предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык (немецкий)
Алгебра и начала математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
Физика
Химия
География
Биология
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Классы
11 класс
Контрольная работа в формате ЕГЭ
Тест + творческое задание
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тест/ Контрольная работа
Тест в формате ЕГЭ
Тест в формате ЕГЭ
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Дифференцированный зачет: нормативы,
теоретические основы
Тест
Внеурочная деятельность предусматривает организацию деятельности школьников, направленную
на решение задач их воспитания и социализации.
Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной и
экологической направленности» представлено курсом:
1. Час общения «Разговор о важном» - это занятия информационно-просветительской,
патриотической, нравственной и экологической направленности.
Цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача часа общения: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год (1 час в неделю).
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей учащихся» представлено курсом:
1. Курс «Россия – мои горизонты» направлен на реализацию комплексной и систематической
профориентационной работы для учащихся 6-11 классов.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся 6–11
классов.
Задачи:
– Содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
– Информировать учащихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования
(включая знакомство с перспективнымии востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
– Формировать у учащихся навыки и умения карьерной грамотности и других компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
– формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным
счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе
региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации,
профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях
страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего
профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных
действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя,
своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год (1 час в неделю).
Направление «Курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности, занятия по формированию функциональной грамотности учащихся» представлено
курсами:
1. Курс «Трудности русского языка» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления
учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и
культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. Большое внимание уделяется
практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя
информационные компьютерные технологии, ребята учатся находить нужный материал, выбирать главное,
рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.
Данная программа актуальна, так как через дополнительные занятия прививается любовь к языку,
совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, уровень
сформированности которых необходимо продемонстрировать выпускникам средней школы на
государственной итоговой аттестации.
Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со
своими возрастными особенностями.
Задачи:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 часов в год (1 час в неделю).
2. Курс «Трудные вопросы по математике» позволяет устранить противоречия между
требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале
по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной
системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели курса:
- создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков самоанализа, обобщения и
систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности; подготовка учащихся 10-11 классов к успешной аттестации в форме ЕГЭ (часть 2), к
продолжению образования.
Задачи:
1) Усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического
моделирования прикладных задач.
2) Систематизация по методам решения всех типов задач по тригонометрии и планиметрических
задач.
3) Усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее
развитие логического мышления учащихся.
4) Изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и
математического анализа, раскрытия политехнического и прикладного значения общих методов
математики, связанных с исследованием функций.
5) Интеллектуальное развитие учащихся, формирования качества мышления, характерных для
математической деятельности. Формирование представлений о методах математики
Программа рассчитана на 2 года обучения, 66 часов в год (2 часа в неделю).
3. Курс «Биологическая мозаика» сопровождает учебный предмет “Биология” и предназначен
для учащихся 11 класса, выбравших биологию для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Он также может быть
использован для расширения и углубления программ углубленного изучения биологии и построения
индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным
разделам школьного курса биологии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических
навыков решения заданий всех частей контрольно-измерительных материалов.
Цель программы: подготовка учащихся 11 класса к успешной сдаче ЕГЭ по биологии
Задачи:
• повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной и средней школы, изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
• закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ;
• формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать
информацию из различных источников;
• научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий
со свободным развернутым ответом.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
4. Курс «Химия вокруг нас» сопровождает учебный предмет “Химия” и предназначен для
учащихся 11 класса, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Он также может быть
использован для расширения и углубления программ углубленного изучения химии и построения
индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем
основным разделам школьного курса химии основной и средней школы, а также ликвидировать возможные
пробелы.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических
навыков решения заданий всех частей контрольно-измерительных материалов.
Цель программы: подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по химии.
Задачи:
•Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии
основной и средней школы.
• Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных
вариативных ситуаций.
• Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
• Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего обучения.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Направление «Курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности» представлено
курсом:
1. Секция «Волейбол» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
подростков.
Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков
отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому
образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам,
формировать коммуникативные компетенции.
- поддерживать и развивать одарённых детей, увлечённых пионерболом, волейболом;
- формировать социальную активность воспитанников через участие в соревнованиях по
пионерболу.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год (1 час в неделю).
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в
творческом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов»
представлено кружком «Творческая мастерская» и направлены на развитие их творческих способностей и
навыков проектной деятельности. В рамках данного кружка ученики имеют возможность погрузиться в
мир креативного мышления, где каждый проект становится не просто заданием, а возможностью проявить
свою индивидуальность и фантазию.
Цель кружка: Развитие творческого потенциала учащихся, формирование навыков самостоятельной и
коллективной проектной деятельности, а также подготовка к будущей профессиональной деятельности
через практическое освоение различных творческих методик и технологий.
Основные задачи:
1. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
2. Формирование умений работать в команде и индивидуально.
3. Стимулирование интереса к различным видам творчества: изобразительному искусству, дизайну,
проектной деятельности.
4. Подготовка к участию в конкурсах и олимпиадах.
5. Развитие критического мышления и способности к решению нестандартных задач.
Кружок «Творческая мастерская» предоставляет учащимся уникальную возможность раскрыть свои
таланты, научиться работать с различными материалами и технологиями, а также получить ценный опыт в
реализации творческих идей. Это отличная площадка для тех, кто хочет выйти за рамки стандартного
образования и попробовать себя в новых, интересных направлениях.
Учебный план среднего общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
для учащихся 11 класса на 2025-2026 учебный год
(5-дневная рабочая неделя) (недельный)
Предметная
область
Русский язык и
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Естественнонаучные
предметы
Общественнонаучные
предметы
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты
Родины
11 класс
Учебные предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(немецкий)
Алгебра и начала
математического
анализа
Геометрия
Гуманитарный
профиль
(вариант 1)
Естественнонаучный
профиль
(1 группа)
Обязательная часть
2
2
5
3
угл.ур.
3
3
Естественнонаучный
профиль
(2 группа)
Информационнотехнологический
профиль
(вариант 2)
Социальноэкономический
профиль
(вариант 1)
2
3
2
3
2
3
3
3
3
3
3
4
угл.ур.
4
угл.ур.
4
угл.ур.
1
1
Вероятность и
статистика
Информатика
1
1
3
угл.ур.
1
3
угл.ур.
1
3
угл.ур.
1
1
1
1
1
Биология
1
Химия
1
3
угл.ур.
3
угл.ур.
2
2
2
3
угл.ур.
3
угл.ур.
2
2
2
4
угл.ур.
1
1
1
2
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
4
угл.ур.
1
2
1
1
1
1
Физика
История
Обществознание
География
Физическая культура
Основы безопасности
и защиты Родины
2
2
4
угл.ур.
1
2
1
Итого (учебные предметы):
30
30
33
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Элективный курс по математике
2
2
Элективный курс по русскому языку
1
1
1
1
Элективный курс по физике
Итого:
Всего:
3
33
3
33
1
34
1
33
1
31
1
2
3
34
Приложение к учебному плану среднего общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
для учащихся 11 класса на 2025-2026 учебный год
(5-дневная рабочая неделя) (годовой)
Предметная
область
Русский язык и
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Естественнонаучные
предметы
Общественнонаучные
предметы
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты
Родины
11 класс
Учебные предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(немецкий)
Алгебра и начала
математического
анализа
Геометрия
Гуманитарный
профиль
(вариант 1)
Естественнонаучный
профиль
(1 группа)
Обязательная часть
66
66
165
99
угл.ур.
99
99
Естественнонаучный
профиль
(2 группа)
Информационнотехнологический
профиль
(вариант 2)
Социальноэкономический
профиль
(вариант 1)
66
99
66
99
66
99
99
99
99
99
99
132
угл.ур.
132
угл.ур.
132
угл.ур.
33
33
Вероятность и
статистика
Информатика
33
33
99
угл.ур.
33
99
угл.ур.
33
99
угл.ур.
33
33
33
33
33
Биология
33
Химия
33
99
угл.ур.
99
угл.ур.
66
66
66
99
угл.ур.
99
угл.ур.
66
66
66
132
угл.ур.
33
33
33
66
66
66
33
66
33
66
33
66
66
66
132
угл.ур.
33
66
33
33
33
33
Физика
История
Обществознание
География
Физическая культура
Основы безопасности
и защиты Родины
66
66
132
угл.ур.
33
66
33
Итого (учебные предметы):
990
990
1089
1056
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Элективный курс по математике
66
66
Элективный курс по русскому языку
33
33
33
33
Элективный курс по физике
Итого:
Всего:
99
1089
99
1089
33
1122
33
1089
33
1023
33
66
99
1122
Учебный план внеурочной деятельности среднего общего образования
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
для учащихся 11 класса на 2025-2026 учебный год
(5-дневная рабочая неделя) (недельный)
Направления
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
духовно-нравственной
и экологической
направленности
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей учащихся
Курсы, занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской
направленности,
занятия по
формированию
функциональной
грамотности учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
учащихся в
творческом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей и
талантов
Курсы, занятия
оздоровительной и
спортивной
направленности
Форма,
название
Количество часов в неделю
11 класс
Гуманитарный
профиль
(вариант 1)
Естественнонаучный
профиль
(1 группа)
Естественнонаучный
профиль
(2 группа)
Информационнотехнологический
профиль
(вариант 2)
Социальноэкономический
профиль
(вариант 1)
Час
общения
«Разговор
о
важном»
1
1
1
1
1
Курс «Россия –
мои
горизонты»
1
1
1
1
1
Курс «Трудные
вопросы по
математике»
Курс
«Трудности
русского
языка»
Курс
«Биологическая
мозаика»
Курс «Химия
вокруг нас»
Кружок
«Творческая
мастерская»
-
-
-
2
2
1
1
1
1
1
-
1
1
-
-
-
1
1
-
-
2
-
-
2
-
1
1
1
1
1
6
6
6
8
6
«Волейбол»
Итого:
Приложение к учебному плану внеурочной деятельности среднего общего образования
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
для учащихся 11 класса на 2025-2026 учебный год
(5-дневная рабочая неделя) (годовой)
Направления
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
духовно-нравственной
и экологической
направленности
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей учащихся
Курсы, занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской
направленности,
занятия по
формированию
функциональной
грамотности учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
учащихся в
творческом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и
развитии
способностей и
талантов
Курсы, занятия
оздоровительной и
спортивной
направленности
Форма,
название
Количество часов в неделю
11 класс
Гуманитарный
профиль
(вариант 1)
Естественнонаучный
профиль
(1 группа)
Естественнонаучный
профиль
(2 группа)
Информационнотехнологический
профиль
(вариант 2)
Социальноэкономический
профиль
(вариант 1)
Час
общения
«Разговор
о
важном»
33
33
33
33
33
Курс «Россия –
мои
горизонты»
33
33
33
33
33
Курс «Трудные
вопросы по
математике»
Курс
«Трудности
русского
языка»
Курс
«Биологическая
мозаика»
Курс «Химия
вокруг нас»
Кружок
«Творческая
мастерская»
-
-
-
66
66
33
33
33
33
33
-
33
33
-
-
-
33
33
-
-
66
-
-
66
-
33
33
33
33
33
198
198
198
264
198
«Волейбол»
Итого: