ООП НОО 2025-2026

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………………………...
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО……………………………………
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО………………..
1.3.1. Общие положения……………………………………………………………………………….
1.3.2. Оценка личностных результатов…………………….................................................................
1.3.3. Оценка метапредметных результатов…….………………………………………………...….
1.3.4. Оценка предметных результатов……………………………………………………………….
2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………...
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей………………………………………………………………...
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий ………………..……………...
2.2.1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов…………………………..
2.2.2. Характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий………………………………………………………………………………
2.3. Рабочая программа воспитания………..………………………………………………………....
3. Организационный раздел................................................................................................................
3.1. Учебный план……………………………………………………………………………………...
3.2. План внеурочной деятельности…………………………………………………………………..
3.3. Календарный учебный график……………………………………………………………………
3.4. Календарный план воспитательной работы……………………………………………………..
3.5. Система условий реализации ООП НОО ………………………………………………………..
3.5.1. Кадровые условия реализации ООП НОО…………………………………………………….
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО…………………………………
3.5.3. Финансово-экономические условия реализации ООП НОО…………………………………
3.5.4. Информационно-методические условия реализации ООП НОО…………………………….
3.5.5. Материально-технические условия реализации ООП НОО………………………………….

2

3
3
4
5
5
6
6
7
9
9
9
9
9
12
13
13
14
15
14
15
15
15
16
17
18

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования ( далее – ООП НОО) Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» (далее –
МБОУ «Первомайская СОШ») разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями);
Федеральной образовательной программы начального общего образования, приказа Министерства
просвещения от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»; Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденного приказом Минпросвещения
РФ №115 от 22.03.2021г.) с последующими изменениями и дополнениями, Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей, и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
Уставом МБОУ «Первомайская СОШ», с учетом федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО).
ООП НОО является основным документом МБОУ «Первомайская СОШ», определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС HOO соотношения обязательной части программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
− обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина РФ на получение качественного
образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
− развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих принципов
формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса;
− организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО;
− создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его потребностей,
возможностей и стремления к самореализации;
− организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся
в особом внимании и поддержке педагогов.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
− формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание,
интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
− обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
− становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
− обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
− достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
− обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
− выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной
деятельности;
− организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектноисследовательской деятельности;
− участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии социальной среды МБОУ «Первомайская СОШ».
В ООП НОО учтены следующие принципы её формирования:
3

– принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального общего образования;
– принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП
НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
– принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного
процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
– принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
− принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании
знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию
обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между
их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
− принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной
деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
− принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация
всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и
гигиенических нормативов предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января
2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее — Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до
1 января 2027 г. (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся Срок освоения ООП НОО 4 года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954
академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании
индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной
нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объём домашних заданий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП НОО
Планируемые результаты освоения ООП HOO соответствуют современным целям начального общего
образования, представленным во ФГОС HOO как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
1. Личностные результаты освоения ООП HOO достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с российскими социокультурными и нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормам поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения
содержания программы начального общего образования, обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково- символическими средствами, которые помогают обучающимся применять
знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
4

3. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и
применению.
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
1.3.1. Общие положения
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся, освоивших ООП HOO, является ФГОС HOO независимо от формы получения начального
общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС HOO определяет основные требования к
образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения. Система оценки достижения,
планируемые результатов (далее - система оценки) является частью системы оценки и управления качеством
образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией
соответствующего локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению
преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования и обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:
− оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их
промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной
организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
− оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
− оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования
ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования. Система оценки включает процедуры внутренней и
внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
− стартовую диагностику;
− текущую и тематическую оценку;
− портфолио;
− психолого-педагогическое наблюдение;
− внутришкольный мониторинг образовательных достижений;
− промежуточную аттестацию;
− итоговую оценку.
К внешним процедурам относятся:
− итоговая аттестация;
− независимая оценка качества образования.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки МБОУ «Первомайская СОШ» реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности
учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня
функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися.
Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися
планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые
со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для
продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется с помощью:
− оценки предметных и метапредметных результатов;
− использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений и для итоговой оценки;
− использования контекстной информации (особенности обучающихся, условия в процессе обучения и др.)
для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
5

−
−
−

использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских)
и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную
оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения знаний и умений, в том числе
формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.

1.3.2 Оценка личностных результатов
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о
воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с
обучающимся с учетом его индивидуально-психологических особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ООП HOO, включают две группы результатов:
− основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности;
− готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально
значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять
только оценку следующих качеств:
− наличие и характеристика мотива познания и учения;
− наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
− способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с
заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
1.3.3. Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов
освоения ООП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных
предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
− познавательных универсальных учебных действий;
− коммуникативных универсальных учебных действий;
− регулятивных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения ООП НОО
Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
1) базовые логические действия:
• сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
• с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
6

наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
3) работа с информацией:
• выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
• готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:
1) самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий
2) самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе
текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе
мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации
и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности
универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности
универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические
материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных учебных действий.
1.3.4. Оценка предметных результатов
Предметные результаты освоения ООП HOO с учетом специфики содержания предметных областей,
включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
7

Оценка предметных результатов освоения ООП HOO осуществляется через оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Основным предметом оценки
результатов освоения ООП HOO в соответствии с требованиями ФГОС HOO является способность к решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах
действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе процедур текущего,
тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: список итоговых
планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая
(тематическая); устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию
(при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); график
контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки
готовности к обучению на уровне начального общего образования. Стартовая диагностика проводится в начале 1
класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности,
готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к
изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы
учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося,
включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых
зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы,
практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия,
листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых
результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса, в конце каждого учебного
периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из
результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету. Предметом итоговой оценки является
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном
содержании учебного предмета с учётом формируемых метапредметных действий.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей
Рабочие программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС к результатам освоения ООП НОО, с учётом ФОП.
Рабочие программы по всем учебным предметам включают:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом
специфики учебного предмета;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля и возможности использования по этой теме Э(Ц)ОР.
Процедура рассмотрения согласования и утверждения программ учебных предметов и учебных курсов
осуществляется в соответствии с Положением о рабочих программах. Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов являются Приложениями к ООП ООО.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
2.2.1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
Цель развития обучающихся на уровне НОО реализуется через установление связи и взаимодействия между
освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных
результатов.
Это взаимодействие проявляется в следующем:
предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисковоисследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего
теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в
условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как
качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет
обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе
представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что
положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли
репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует
способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального
представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и
устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют формированию разных
метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету предусматривается включение заданий,
выполнение которых требует применения определённого познавательного, коммуникативного или регулятивного
универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в содержании каждого
учебного предмета.
2.2.2.

Характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных
действий
Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной
деятельности обучающихся, и включают:
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального
отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и другие);
базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация,
сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, миниисследования и другие);
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы,
диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).
Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося к
самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к
информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального
поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе
представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
9

Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную среду класса,
образовательной организации.
Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений;
аналитическую текстовую деятельность с ними;
успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных
отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий
неконтактного информационного взаимодействия;
успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа –
описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного,
художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного
мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения),
в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление
рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их формирование осуществляется
на пропедевтическом уровне).
Выделяются шесть групп операций:
принимать и удерживать учебную задачу;
планировать её решение; контролировать полученный результат деятельности;
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность обучающегося к
волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному
предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных предметов для
формирования качества универсальности на данном предметном содержании.
На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник предлагает задания,
требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании.
Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его независимо от предметного
содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщённое видение учебного действия, он может
охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, «наблюдать – значит…», «сравнение –
это…», «контролировать – значит…» и другие.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность (независимость от конкретного
содержания) как свойство учебного действия сформировалась.
Педагогический работник использует виды деятельности, которые в особой мере провоцируют применение
универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием электронных образовательных и
информационных ресурсов Интернета, исследовательская, творческая деятельность, в том числе с использованием
экранных моделей изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа
организации обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в
готовом виде. В этом случае задача обучающегося – запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении
учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов универсальные действия, требующие мыслительных
операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются
востребованными, так как использование готового образца опирается только на восприятие и память.
Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность обучающегося к диалогу, обсуждению
проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность
может осуществляться с использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные)
объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в том числе в условиях использования технологий
неконтактного информационного взаимодействия.
Для формирования наблюдения как метода познания разных объектов действительности на уроках
окружающего мира организуются наблюдения в естественных природных условиях. Наблюдения можно
организовать в условиях экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов,
отображающих реальную действительность, которую невозможно предоставить обучающемуся в условиях
образовательной организации (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и
другие).
Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на которых строится аналитическая
текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с представленным на экране виртуальным собеседником,
10

дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать
обобщения практически на любом предметном содержании.
Если эта работа проводится учителем систематически и на уроках по всем учебным предметам, то
универсальность учебного действия формируется успешно и быстро.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих операциональный состав учебного
действия. Цель таких заданий – создание алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа
действия.
На первых этапах указанная работа организуется коллективно, выстраиваются пошаговые операции,
постепенно обучающиеся учатся выполнять их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать
последовательность этапов формирования алгоритма: построение последовательности шагов на конкретном
предметном содержании; проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на новый уровень – построение
способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим оценкам;
выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные
трудности и ошибки. При этом возможно реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок
обучающегося и с соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной деятельности развивает
способность обучающихся работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных
ситуациях.
Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий сравниваемых предметов
(объектов, явлений); определение их сходства, тождества, похожести; определение индивидуальности,
специфических черт объекта. Для повышения мотивации обучения обучающемуся предлагается новый вид
деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов, явлений) – выбирать (из
информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять
их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими.
Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые подлежат классификации; сравнение
выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные)
свойства; выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов; разбиение объектов на
группы (типы) по общему главному (существенному) признаку. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного
представления моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для анализа свойств
объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация
деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и
выделение их общих признаков; анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных)
существенных признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и (или) особенных свойств каждого предмета;
сокращённая сжатая формулировка общего главного существенного признака всех анализируемых предметов.
Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество в
отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков. При
этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов
работы.
Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых способов
действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся чёткое представление об их
универсальных свойствах, то есть возможность обобщённой характеристики сущности универсального действия.
Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы
начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так как в соответствии с
закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не
процесс деятельности. В задачу педагогического работника входит проанализировать вместе с обучающимся его
достижения, ошибки и встретившиеся трудности.
В рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных достижений обучения представлено
в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета
представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального
общего образования. В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго
года обучения появляются признаки универсальности.
В рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе «Планируемые
результаты обучения». Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых
исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий
участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД,
11

обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД
включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел «Совместная
деятельность» интегрирует коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной
деятельности.
2.3. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира, в том числе духовно-нравственное развитие,
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися
образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную
структуру и включает в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и
социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Данная рабочая программа является Приложением к ООП НОО.

12

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ», реализующий ООП НОО (далее – учебный план), фиксирует
общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала,
формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных
занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
В МБОУ «Первомайская СОШ» языком обучения является русский язык
Обязательная часть учебного плана включает учебные дисциплины: русский язык, литературное чтение,
математика, иностранный язык (2-4 классы), окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, труд
(технология), физическая культура, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам,
обеспечить уровень, соответствующий Федеральной образовательной программе.
Продолжительность учебного года в 1 классах составляет 33 недели, 2-4 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 1-4 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе – 21 час, в 2 классе
– 23 часа, в 3 классе – 23 часа, в 4 классах – 23 часа.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по
5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока в
день по 40 минут каждый; в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часа и более 3345 часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или бдневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не
менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет: в 1 классе – 35 минут (сентябрь-декабрь), 40 минут (январь-май); в классах, в
которых обучаются обучающиеся с OB3 – 40 минут; в 2-4 классах – 45 минут (по решению образовательной
организации).
Возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях
организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать договоры с учреждениями
дополнительного образования.

Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области

Учебные
предметы/классы

Количество часов
в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Обязательная часть
Русский язык
и литературное чтение

13

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика
и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

-

-

-

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

Часть, формируемая участниками образовательных
1
отношений

1

1

0

3

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

23

23

23

90

Искусство

Итого:

Максимально
допустимая
недельная
нагрузка,
предусмотренная
санитарными
правилами
и 21
гигиеническими нормативами

Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» утверждается ежегодно директором школы и является
Приложением к ООП НОО.
3.2. План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО с учётом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для
обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за
четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательной деятельности в образовательной организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования,
направляемых на реализацию основной образовательной программы. Содержание данных занятий должно
формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться
14

посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые
студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и т. д.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление
знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в
процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной
грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных
творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые
формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые
призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель
непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций
дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности
образовательная организация может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех
внутренних ресурсов школы.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и
социализации школьников во внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности включён в учебный план МБОУ «Первомайская СОШ», который
утверждается ежегодно директором школы и является Приложением к ООП НОО.
3.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной
организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательной деятельности.
Утверждается ежегодно директором школы и является Приложением к ООП НОО.
В календарном графике определяется даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного
года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций.
Расписание занятий и перемен между уроками устанавливается в соответствии с СанПиН
3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работ составляется образовательной организацией самостоятельно и
утверждается ежегодно директором школы и является Приложением к ООП НОО.
3.5. Система условий реализации программы начального общего образования
3.5.1. Кадровые условия реализации ООП НОО
МБОУ «Первомайская СОШ» укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для
решения задач, определенных ООП НОО.
Уровень квалификации педагогических работников МБОУ «Первомайская СОШ», участвующих в
реализации ООП НОО и создании условий для её разработки и реализации, характеризуется наличием документов
о присвоении квалификации, соответствующей должностным обязанностям работника.
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников проводится согласно
плану-графику повышения квалификации работников МБОУ «Первомайская СОШ».
3.5.2 Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО
Психолого-педагогические условия, созданные в МБОУ «Первомайская СОШ№», обеспечивают исполнение
требований ФГОС НОО к психолого-педагогическим условиям реализации ООП НОО.
15

В МБОУ «Первомайская СОШ» психолого-педагогическое сопровождение реализации ООП НОО
осуществляется квалифицированными специалистами:
педагогом-психологом – 1 чел.;
учителем-логопедом – 1 чел.;
социальным педагогом – 1 чел.
В процессе реализации ООП НОО МБОУ «Первомайская СОШ» обеспечивается психолого-педагогическое
сопровождение участников образовательных отношений посредством системной деятельности и отдельных
мероприятий, обеспечивающих:
− формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных
отношений;
− сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся;
− поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
− дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом особенностей когнитивного и
эмоционального развития обучающихся;
− мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение
одарённых детей;
− создание условий для последующего профессионального самоопределения;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
− поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
− формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
− развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации ООП НОО осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое
сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:
− обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП НОО, развитии и социальной адаптации;
− обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одарённых;
− обучающихся с ОВЗ;
− педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников МБОУ «Первомайская СОШ»,
обеспечивающих реализацию программы основного общего образования;
− родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Психолого-педагогическая
поддержка
участников
образовательных
отношений
реализуется
диверсифицировано, на уровне образовательной организации, классов, групп, а также на индивидуальном уровне.
В процессе реализации ООП НОО используются такие формы психолого-педагогического сопровождения,
как:
− диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может
проводиться на этапе перехода обучающегося на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года;
− консультирование педагогов и родителей (законных представителей), которое осуществляется
педагогическим работником и психологом с учётом результатов диагностики, а также администрацией МБОУ
«Первомайская СОШ»;
− профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в
течение всего учебного времени.
3.5.3 Финансово-экономические условия реализации ООП НОО
Финансовое обеспечение реализации ООП НОО опирается на исполнение расходных обязательств,
обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего
образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в муниципальном задании МБОУ
«Первомайская СОШ».
Муниципальное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объём (содержание)
муниципальной услуги (работы), а также порядок её оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение реализации ООП НОО МБОУ «Первомайская СОШ» осуществляется исходя из
расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного
начального общего образования в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с
нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной услуги по реализации
ООП НОО осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание
муниципальных услуг в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования,
дополнительного образования детей и взрослых, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое
16

обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)
муниципальным учреждением.
Норматив затрат на реализацию образовательной программы начального общего образования –
гарантированный минимально допустимый объём финансовых средств в год в расчёте на одного обучающегося,
необходимый для реализации образовательной программы начального общего образования, включая:
− расходы на оплату труда работников, участвующих в разработке и реализации образовательной
программы начального общего образования;
− расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения;
− прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг,
осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому
виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации,
сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и
воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учётом иных предусмотренных законодательством
особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий
обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными
стандартами, в расчёте на одного обучающегося.
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг включают в себя затраты на оплату труда
педагогических работников с учётом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с Указами
Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В связи с требованиями ФГОС НОО при расчете регионального норматива учитываются затраты рабочего
времени педагогических работников образовательных организаций на урочную и внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств
образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами
финансового обеспечения, определёнными органами государственной власти субъекта Российской Федерации,
количеством обучающихся, соответствующими поправочными коэффициентами (при их наличии) и локальным
нормативным актом МБОУ «Первомайская СОШ», устанавливающим положение об оплате труда работников
образовательной организации.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными
нормативными актами МБОУ «Первомайская СОШ».
3.5.4. Информационно-методические условия реализации ООП НОО
В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация ООП НОО обеспечивается современной
информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) МБОУ «Первомайская СОШ» понимается открытая
педагогическая система, включающая разнообразные информационные образовательные ресурсы, современные
информационно-коммуникационные технологии, способствующие реализации требований ФГОС.
Основными компонентами ИОС образовательной организации являются:
− учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках обучения, определённых
учредителем образовательной организации;
− учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства надлежащего качества
демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства, мультимедийные средства);
− фонд дополнительной литературы (детская художественная и научно-популярная литература, справочнобиблиографические и периодические издания).
В МБОУ «Первомайская СОШ» применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том
числе с использованием электронных образовательных ресурсов и ресурсов Интернета, а также прикладные
программы, поддерживающие административную деятельность и обеспечивающие дистанционное взаимодействие
всех участников образовательных отношений как внутри образовательной организации, так и с другими
организациями социальной сферы и органами управления.
Функционирование ИОС требует наличия в образовательной организации технических средств и
специального оборудования.
Образовательная организация должна располагать службой технической поддержки ИКТ.
Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:
− достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения при реализации
требований ФГОС НОО;
− формирование функциональной грамотности;
17

− доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;
− доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих программах учебных
предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и художественной литературе, коллекциям
медиаресурсов на съёмных дисках, контролируемым ресурсам локальной сети и Интернета);
− организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых предусмотрена с применением
электронного обучения, с использованием электронных пособий (обучающих компьютерных игр, тренажёров,
моделей с цифровым управлением и обратной связью);
− реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление самостоятельной образовательной
деятельности обучающихся при поддержке педагогических работников;
− включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисково-исследовательскую деятельность;
− проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального и цифрового
оборудования;
− фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса;
− проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов, организацию
театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и освещением;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или)
асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и Интернета;
− формирование и хранение электронного портфолио обучающегося. При работе в ИОС соблюдаются
правила информационной безопасности при осуществлении коммуникации в школьных сообществах и
мессенджерах, поиске, анализе и использовании информации в соответствии с учебной задачей, предоставлении
персональных данных пользователей локальной сети и Интернета.
3.5.6. Материально-технические условия реализации ООП НОО
МБОУ «Первомайская СОШ» расположена в центре села Первомайское Боградского района. МБОУ
«Первомайская СОШ» построена в 1968 году, размещается в 3-этажном здании (ул. Школьная, 2).
Учебные помещения для начальных классов размещены на 2 этаже. На первом этаже школы предусмотрен
гардероб для учащихся (с оборудованием мест для каждого класса), гостей и родителей, место для родителей,
встречающих детей из школы.
Набор помещений в школе обеспечивает различные по форме, методам и содержанию учебные занятия,
организацию физкультурно-спортивных занятий, внеучебную деятельность, питание и медицинское обслуживание:
− 4 кабинета начальных классов;
− библиотека;
− спортивный зал;
− тренажёрный зал;
− актовый зал;
− кабинеты внеурочной деятельности;
− столовая;
− медицинский кабинет.
− Учебные классы и кабинеты включают следующие зоны:
− рабочее место учителя с пространством для размещения часто используемого оснащения;
− рабочую зону обучающихся с местом для размещения личных вещей;
− пространство для размещения и хранения учебного оборудования.
В основной комплект школьной мебели и оборудования входят:
− доска классная;
− стол учителя;
− стул учителя (приставной);
− стол ученический (регулируемый по высоте);
− стул ученический (регулируемый по высоте);
− шкаф для хранения учебных пособий.
В основной комплект технических средств входят:
− компьютер учителя с периферией;
− многофункциональное устройство/принтер;
− сетевой фильтр;
− интерактивно-программный комплекс.
Организация зональной структуры отвечает педагогическим и эргономическим требованиям, комфортности
и безопасности образовательного процесса.
На основе действующих санитарных правил оценивается наличие и размещение помещений, необходимого
набора зон (для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности и отдыха, хозяйственной
18

деятельности, организации питания), их площади, освещённость, воздушно-тепловой режим, обеспечивающие
безопасность и комфортность организации учебно-воспитательного процесса.
Интегрированным результатом выполнения условий реализации программы НОО создана комфортной
развивающей образовательной среды по отношению к учащимся и педагогическим работникам:
− обеспечивающая получение качественного начального общего образования, его доступность, открытость
и привлекательность для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание
учащихся;
− гарантирующая безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального
благополучия учащихся.
Материально-техническая база МБОУ «Первомайская СОШ№» приведена в соответствие с задачами по
обеспечению реализации ООП НОО, необходимого учебно-материального оснащения образовательной
деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».