Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования
МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026 учебный год
Учебный план МБОУ «Первомайская СОШ» является частью ООП ООО и разработан на основе
всех нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней, представленных в
ней.
МБОУ «Первомайская СОШ» осуществляет образовательный процесс в соответствии с ФГОС
соответствующего уровня.
В учебном плане зафиксированы объемы аудиторной и общей нагрузки, состав и структура
предметных областей, распределение учебного времени, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Основное общее образование
Учебный план основного общего образования направлен на обеспечение реализации ФГОС ООО2021 (приказ Министерства просвещения РФ №370 от 18.05.2023 г., с изменениями приказ №62 от
01.02.2024 г.), а также удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных
представителей). Составлен в соответствии с приказом Министерства просвещения №704 от 09.10.2024 г.
Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение учащихся
к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и
личностных качеств.
Учебный план рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю. В соответствии с приказом
Министерства просвещения №704 от 09.10.2024 г. (с. 1033) обучение в 5-9 классах осуществляется по ФУП
ООО вариант 1. Время, отводимое на изучение учебных предметов, не превышает максимально
допустимую нагрузку учащихся. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельная учебная нагрузка
соответствует требованиям СанПин. Учебная деятельность осуществляется в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования школы.
Учебный план ООО состоит из: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательной деятельности.
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана представлена следующими учебными предметами: «Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык (немецкий)», «Математика», «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Биология»,
«Химия», «Физика», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)», «Физическая
культура», «Основы безопасности и защиты Родины».
Курс учебного предмета «Русский язык» направлен на речевое и интеллектуальное развитие
учащихся, на совершенствование их речевой деятельности на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Русский язык предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
«Литература» как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим
возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностномировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику
литературных произведений, приобщиться к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой.
Изучение «Иностранного языка (немецкого)» направлено на развитие у учащихся
коммуникативной компетенции в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо)
видах речевой деятельности. У учащихся расширятся межкультурные представления о странах изучаемых
языков, укрепится учебная мотивация в изучении иностранного языка.
Предмет «Математика» изучается по 5 часов в неделю в 5, 6 классах. В 7-9 классах курс
математики представлен предметами «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Изучение
курса математики способствует развитию логического мышления, пространственного воображения.
Учащиеся научатся решать задачи разных типов на все арифметические действия; оперировать на базовом
уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное
число, рациональное число.
Изучение «Информатики» в 7-9 классах способствует:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе
овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать
ее результаты;
- целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Изучая предмет «История» учащиеся научатся определять место исторических событий во
времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов, объяснять, в чем заключались
назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства; локализовать во времени общие рамки и события Средневековья,
этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей
истории; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Предмет «Обществознание» познакомит учащихся с основами Российского законодательства,
позволит учащимся овладеть элементами причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных отношений. Учащиеся научатся характеризовать, раскрывать на конкретных примерах
основные функции семьи в обществе; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.
Предмет «География» поможет учащимся овладеть навыком работы с географической информацией
(картографической, статистической, текстовой и т.д.), оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических условиях.
«Естественнонаучная» область представлена предметами «Биология», «Химия», «Физика».
«Физика» как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
«Биология» систематизирует знания об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях,
полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы»; развивает познавательный
интересов, интеллектуальные и творческие способности учащихся; формирует первичные умения,
связанные с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитывает ответственное и бережное отношение к окружающей природе, формирует экологическое
мышление и основы гигиенических навыков.
«Химия» формирует первоначальные систематизированные представления о веществах, их
превращениях и практическом применении; способствует осознанию объективной значимости основ
химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; способствует овладению
основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные
ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях
сохранения здоровья и окружающей среды; формирует представления о значении химической науки в
решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф.
При освоении предмета «Музыка» учащиеся научатся распознавать художественные направления,
стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии; владеть музыкальными терминами; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими
видами искусства.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах
мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об
исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. Учащиеся знакомятся с
декоративно-прикладным искусством русского народа, народов мира, знакомятся с промыслами, бытом
хакасского народа; изучают основные жанры и виды изобразительного искусства, основы цветовидения,
композиции.
На изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено по 2 часа в неделю в каждом
классе. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется
здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия,
активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение предметной области «Труд (технология)» обеспечивает:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе расширения прикладных
учебных задач;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представление о социальных и этических аспектах научно-технического процесса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Изучение предмета «ОБЗР» направлено на формирование и повышение современного уровня
культуры безопасности учащихся 8-9 классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует
понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм,
убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего
мира.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей
(законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на введение специально разработанных
учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса.
В 5,6 классах из части, формируемой участниками образовательной деятельности, выделено по 1
часу в неделю в каждом классе для изучения предмета «Информатика». Изучение информатики в 5–6
классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
обеспечивая:
• формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебнопознавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
• формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной
деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
• формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных
действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных
технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать её результаты;
• формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики,
таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых
средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации.
Освоение образовательной программы основного общего образования сопровождается
промежуточной аттестацией учащихся в конце учебного года по всем предметам учебного плана. Для
проведения промежуточной аттестации используются различные формы: контрольная работа,
тестирование, творческая работа/проект, оценка физической подготовленности учащихся. Промежуточная
аттестация учащихся 5-9 классов проводится в апреле-мае по графику, утвержденному приказом директора
школы.
Предметы
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
(немецкий)
Математика
Алгебра
5 класс
Контрольная
работа в
формате ВПР
Формы промежуточной аттестации
6 класс
7 класс
8 класс
Контрольная
Контрольная
Контрольная
работа в
работа в
работа в
формате ВПР формате ВПР формате ВПР
Тест/
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Тест/
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Геометрия
Вероятность и
статистика
Тест/
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
-
Тест
Контрольная
работа
Контрольная
работа в
формате ОГЭ
Контрольная
работа в
формате ВПР
-
Тест/
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
9 класс
Контрольная
работа в
формате ОГЭ
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ОГЭ
Тест
Информатика
История
Тест
Тест
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Тест
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ОГЭ
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Тест/
Контрольная
работа в
формате ОГЭ
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа
Обществознание
География
Контрольная
работа в
формате ВПР
Контрольная
работа в
формате ВПР
Физика
Химия
Биология
Контрольная
работа в
формате ВПР
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
культура
Тест
Творческая
работа + тест
Тест
Контрольная
работа в
формате
ВПР
Тест
Творческая
работа + тест
Тест
Контрольная
работа в
формате ВПР
Тест
Творческая
работа + тест
Тест
Тест
Контрольная
работа
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Дифференцированный зачет: нормативы, теоретические основы
неур
очная
деятельность в рамках реализации ФГОС ООО-2021 предполагает образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в МБОУ «Первомайская СОШ»:
- запросы интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей);
- кадровый ресурс;
- материально-техническое обеспечение ОУ.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не превышает максимально допустимой нагрузки
учащихся и составляет 1656 часов. Все занятия внеурочной деятельности проводятся в МБОУ
«Первомайская СОШ» во второй половине дня по отдельно составленному расписанию.
При организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов МБОУ «Первомайская СОШ»
использует возможности учреждения и реализует следующие направления:
- информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной и экологической
направленности;
- курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности, занятия
по формированию функциональной грамотности учащихся;
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов;
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной и
экологической направленности» представлено курсами:
1. Час общения «Разговор о важном» - это занятия информационно-просветительской,
патриотической, нравственной и экологической направленности.
Цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
В
Основная задача часа общения: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Программа рассчитана на 5 лет обучения по 34/33 часа в год (по 1 часу в неделю) и реализуется в 59 классах.
2. Программа кружка «Юнармия» ориентирована на обучение подростков 10-17 лет.
Цель программы: создание условий для военно-патриотического и нравственного воспитания
подрастающего поколения, объединение подростков в единую неполитическую общественную
организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего
Отечества.
Задачи:
- Образовательные: способствовать получению новых знаний по начальной военной подготовке, военной
истории Отечества, физической и специальной подготовке.
- Развивающие: способствовать укреплению физического и психического здоровья подростков, развивать
интерес к воинским специальностям, формировать такие свойства личности, как самостоятельность,
аккуратность, трудолюбие.
- Воспитательные: воспитывать чувство гордости и глубокого уважения к государственным символам и
законам РФ, формировать чувство ответственности, заложить основы коллективных взаимоотношений,
личностного общения и совместной деятельности в объединении.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа в год (1 час в неделю) и реализуется в 7 классе.
3. Программа кружка «Школьный музей» предполагает изучение методики исследовательской,
фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы и носит интегрированный характер. При
реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении
различных школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др.
Цель: создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве,
формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе
знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного
интереса к изучению истории и культуры; развитие самостоятельности и инициативы; развитие на практике
индивидуальных, творческих и познавательных интересов и способностей.
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных
традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу
своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 136 часов в год (4 часа в неделю), реализуется в 5-7
классах.
Направление «Курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности, занятия по формированию функциональной грамотности учащихся» представлено
курсами:
1. Курс «По странам и континентам»
Цель курса: Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного
страноведческого курса раздела. По основным разделам географии для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:
- совершенствовать приобретенные учащимися знания;
- формировать устойчивые практические навыки выполнения тестовых заданий ОГЭ;
- развитие у школьников системного естественнонаучного мышления;
- познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и
разнообразии растительного и животного мира;
- способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения в 9 классе. На изучение курса выделяется 33 часа (1 час в
неделю).
2. Курс «За страницами учебника математики»
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Программа курса направлена на развитие логического и абстрактного
мышления, а также на развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях.
На занятиях данного курса у учащихся формируется функциональная грамотность. Кроме того, данный
курс в 8-9 классах способствует подготовке к сдаче ОГЭ.
Программа рассчитана на 34/33 часа в год, реализуется в 5-9 классах (по 1 часу в неделю).
3. Курс «Трудности русского языка».
Цель: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной
речи.
Задачи:
- систематизировать, обобщить и углубить имеющиеся знания по орфографии и пунктуации;
- систематизировать, обобщить и углубить имеющиеся знания по теории текста;
- формировать навыки литературной правописной правки текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства и использовать их для выражения
мысли.
Программа рассчитана на 34/33 часа в год и реализуется в 8-9 классах (по 1 часу в неделю).
4. Курс «Наглядная геометрия» пропедевтический и направлен на развитие учащихся средствами
геометрии, на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования,
где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие
мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного. Программа
основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и
некоторую систематизацию геометрической информации.
Цель: подготовка учащихся к изучению систематического курса геометрии; знакомство с
геометрией, как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.
Задачи:
- формирование потребностей к логическим обоснованиям, рассуждениям, умозаключениям;
- специальное обучение математическому моделированию, как методу решения практических задач;
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных
геометрических фигур и отношений;
- воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные
знания и умения в собственной практике.
Программа рассчитана на 34 часа в год в 5 классе (1 час в неделю).
5. Работа кружка «Физика в задачах и экспериментах» организована в рамках создания центра
образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения
экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике,
ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Цель: развивать у учащихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и
практической самостоятельности, познавательной активности.
Задачи:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам
деятельности;
- формирование представления о научном методе познания;
- развитие интереса к исследовательской деятельности; опыта творческой деятельности, творческих
способностей; навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств
вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
- развитие
сообразительности
и быстроты реакции при решении новых различных физических
задач, связанных с практической деятельностью.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), реализуется в 8 классе.
6. Курс «Лаборатория Пробиркина» организован в рамках создания центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Цели программы: формирование естественно-научного мировоззрения школьников; ознакомление с
объектами материального мира; расширение кругозора школьников: использование методов познания
природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Задачи курса:
1. Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие
физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки
химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);
2. Выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции;
3. Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
4. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Программа рассчитана на 34 часа, реализуется в 8 классе (1 ч в неделю).
7. Курс «Тайны микромира» организован в рамках создания центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста».
Цель курса: познакомить учащихся с многообразием микроскопического мира живой природы, строением
и физиологическими особенностями его объектов путем создания условий для пробуждения в детях
интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к
исследованию.
Задачи:
1. Расширение кругозора школьников и представления об обычных и необычных предметах и явлениях;
2. Развитие навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;
3. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
4. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской
деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения биологических опытов и
исследований;
5. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Программа рассчитана на 34 часа, реализуется в 5 классе (1 ч в неделю).
8. Курс «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» предназначен для учащихся
9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практикоориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углублённо
изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по
обществознанию включает умение написания эссе. Цель: углубление и расширение знаний обучающихся
в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:
– повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить
систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
– формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в
контексте готовности учащихся для успешной сдачи ОГЭ;
– развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла
афористического высказывания.
Курс рассчитан на 33 часа в год (1 час в неделю), реализуется в 9 классе.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей учащихся» представлено курсом:
1. Курс «Россия – мои горизонты» направлен на реализацию комплексной и систематической
профориентационной работы для учащихся 6-11 классов.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся 6–11
классов.
Задачи:
- Содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
- Информировать учащихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая
знакомство с перспективнымии востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
- Формировать у учащихся навыки и умения карьерной грамотности и других компетенций, необходимых
для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- Формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным
счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе
региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации,
профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях
страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего
профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных
действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя,
своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Программа рассчитана на 34/33 часа в год в 6-9 классах (по 1 часу в неделю в каждом классе).
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в
творческой развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов»
представлено курсами:
1. Курс «Я, ты, он, она – вместе целая страна» направлен на развитие и формирование у
учащихся универсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных).
Цель: развитие познавательного интереса учащихся через создание информационнообразовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход и разнообразие видов
деятельности: игровой, исследовательской, проектной, коммуникативной, творческой. Для достижения
цели предполагается решить следующие задачи:
1) включение учащихся в разнообразные виды деятельности;
2) развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);
3) развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся путём включения их в проектную и
исследовательскую деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
4) повышение познавательной мотивации;
5) приобретение и формирование коммуникативных навыков;
6) повышение информационной культуры;
7) формирование умений и навыков исследовательского поиска.
Программа рассчитана на 34 часа в год, реализуется в 5 классе (1 час в неделю).
2. Театральная студия «Ассорти»
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1) Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет,
музыкальные комедии, народный балаганный театр).
2) Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3) Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального
восприятия и творческого мышления, профессиональное самоопределение.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), реализуется в 5-6 классах.
3. Курс «Успешный школьник» направлен на ликвидацию дефицита знаний учащихся.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение
требований к уровню общего образования, обострили проблему школьной неуспеваемости. В каждом
классе есть учащиеся, которые не усваивают учебную программу или испытывают трудности по
некоторым предметам.
Цель программы: ликвидация дефицита знаний через развитие познавательных способностей
учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
• развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать,
делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия,
воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать
определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и
деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин в практической деятельности.
Программа рассчитана на 34/68 часов в 5-9 классах (по 1 часу в неделю в 5, 7-8 классах; 2 часа в
неделю в 6 классе, 3 часа в неделю в 9 классе).
Направление «Курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности» представлено
курсами:
1.Спортивная секция «Футбол» направлена на развитие и совершенствование общих физических
качеств, для успешного освоения техники игры в футбол, коррекции недостатков в физическом развитии,
укрепления здоровья учащихся, воспитании морально – волевых качеств, формирование спортивного
характера.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), реализуется в 5-6 классах.
2. Секция «СпортСила». Программа направлена на разностороннее физическое и духовное
развитие учащихся, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Цели и задачи:
- обучение двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных
физических качеств;
- формировать культуру движений;
- обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), реализуется в 5-6 классах.
3. Секция «Настольный теннис». Программа секции способствует совершенствованию физических
качеств – выносливости, координации движений, силовых качеств, формированию двигательных навыков.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств, оздоровления и укрепления
организма посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
- обучить технике и тактике настольного тенниса;
- научить регулировать свою физическую нагрузку;
- развивать основные физические качества и координацию движений;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
- воспитывать коммуникабельность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), реализуется в 7-8 классах.
4. Секция «Волейбол» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
подростков.
Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков
отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому
образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам,
формировать коммуникативные компетенции.
- поддерживать и развивать одарённых детей, увлечённых пионерболом, волейболом;
- формировать социальную активность воспитанников через участие в соревнованиях по
пионерболу.
Программа «Волейбол» рассчитана на 102 часа в год в 6-8 классах (3 часа в неделю).
5. Секция «Баскетбол». Программа направлена на развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков,
укрепление здоровья.
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков
здорового образа жизни.
Задачи:
- познакомить с правилами игры, техникой, тактикой;
- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- формировать дружный, сплоченный коллектив, воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), реализуется в 8-9 классах.
Учебный план основного общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный)
Предметные
области
Учебные предметы
классы
Количество часов в
неделю
5
6
7
Обязательная часть
5
6
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
3
3
Иностранные
Иностранный язык
3
3
языки
(немецкий)
Математика
5
5
Алгебра
Геометрия
Математика и
Вероятность и
информатика
статистика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты
Родины
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
4
2
3
Всего
8
9
3
2
3
3
3
3
21
13
15
10
9
6
3
3
2
1
3
2
1
3
2
1
1
3
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2
1
2
3
2
2
3
13
2
8
7
4
7
4
3
1
2
1
2
8
10
1
1
2
3
3
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
Основы безопасности
и защиты Родины
Итого:
27
28
30
31
32
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности
Информатика
1
1
Математика и
информатика
1
1
Итого:
28
29
30
31
32
Всего:
148
2
2
150
Приложение к учебному плану основного общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой)
Предметные
области
Учебные предметы
классы
Количество часов в
неделю
5
6
7
Обязательная часть
170
204
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
102
102
Иностранные
Иностранный язык
102
102
языки
(немецкий)
Математика
170
170
Алгебра
Геометрия
Математика и
Вероятность и
информатика
статистика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты
Родины
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
136
68
102
Всего
8
9
102
68
102
99
99
99
711
439
507
340
303
202
101
102
68
34
102
68
34
99
66
33
34
102
34
68
34
68
68
68
68
34
33
66
33
66
99
66
66
101
440
67
270
235
134
236
136
102
34
68
33
66
271
338
34
33
67
102
102
34
34
68
68
34
34
34
34
34
34
34
34
34
68
68
68
68
68
68
Основы безопасности
и защиты Родины
Итого:
918
952
1020
1054
1056
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности
Информатика
34
34
Математика и
информатика
34
34
Итого:
952
986
1020
1054
1056
Всего:
5000
68
68
5068
Учебный план внеурочной деятельности основного общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (недельный)
Направления
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
духовно-нравственной
и экологической
направленности
Курсы, занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской
направленности,
занятия по
формированию
функциональной
грамотности учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
учащихся в
творческом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
Курсы, занятия
оздоровительной и
спортивной
направленности
Названия
«Разговоры о
важном»
«Юнармия»
«Школьный
музей»
Формы
организации
Час общения
Количество часов в неделю
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
1
1
1
1
1
Кружок
Кружок
1
1
1
2
«За страницами
учебника
математики»
«Наглядная
геометрия»
«Обществознание:
ключевые понятия
и трудные
вопросы»
«По странам и
континентам»
«Трудности
русского языка»
«Физика в задачах
и экспериментах»
«Лаборатория
Пробиркина»
«Тайны
микромира»
«Россия – мои
горизонты»
Курс
1
1
1
Курс
1
«Я, ты, он, она –
вместе целая
страна»
«Ассорти»
Курс
1
Театральная
студия
Курс
1
1
1
2
Секция
Секция
Секция
1
1
1
1
«Успешный
школьник»
«Футбол»
«СпортСила»
«Настольный
теннис»
«Волейбол»
«Баскетбол»
Всего
5
1
4
1
1
5
1
Курс
1
1
Курс
1
1
1
2
Курс
1
Кружок
1
1
Курс
1
1
Курс
1
Курс
Секция
Секция
Итого:
1
1
1
1
4
1
1
10
1
10
2
1
1
1
1
1
1
1
10
9
3
8
2
2
2
1
10
3
2
49
Приложение к учебному плану внеурочной деятельности
основного общего образования по ФГОС-2021
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год (5-дневная рабочая неделя) (годовой)
Направления
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
духовно-нравственной
и экологической
направленности
Курсы, занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской
направленности,
занятия по
формированию
функциональной
грамотности учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
учащихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
учащихся в
творческом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
Курсы, занятия
оздоровительной и
спортивной
направленности
Названия
«Разговоры о
важном»
«Юнармия»
«Школьный
музей»
Формы
организации
Час общения
Количество часов в неделю
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
34
34
34
34
33
Кружок
Кружок
34
34
34
68
«За страницами
учебника
математики»
«Наглядная
геометрия»
«Обществознание:
ключевые понятия
и трудные
вопросы»
«По странам и
континентам»
«Трудности
русского языка»
«Физика в задачах
и экспериментах»
«Лаборатория
Пробиркина»
«Тайны
микромира»
«Россия – мои
горизонты»
Курс
34
34
34
Курс
34
«Я, ты, он, она –
вместе целая
страна»
«Ассорти»
Курс
34
Театральная
студия
Курс
34
34
34
68
Секция
Секция
Секция
34
34
34
34
«Успешный
школьник»
«Футбол»
«СпортСила»
«Настольный
теннис»
«Волейбол»
«Баскетбол»
Всего
169
34
136
34
33
169
34
Курс
33
33
Курс
33
33
33
67
Курс
34
Кружок
34
34
Курс
34
34
Курс
34
Курс
Секция
Секция
Итого:
34
34
34
33
135
34
34
340
34
340
68
34
34
34
34
34
34
34
340
306
99
269
68
68
68
33
330
102
67
1656