Курс внеурочной деятельности Обществознание 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
по обществознанию
«Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы»
для 9 – х классов

Составитель: Беккер Н,Г.
учитель истории и обществознания

Первомайское, 2025 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………............5
Содержание учебного предмета……………………………………………………………..7
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
курса............................................................................................................................................9

2

Пояснительная записка.
Рабочая программа по
курсу внеурочной деятельности «Трудные вопросы
обществознания» на уровне основного общего образования разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с
учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учѐтом проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по курсу внеурочной деятельности
«Трудные вопросы обществознания», в соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская
СОШ» на 2025-2026 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельносим является частью ООП СОО МБОУ
«Первомайская СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые
результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование.
Настоящей программой на изучение курса в 9 классе предусматривается 33 часа: (1
учебный час в неделю).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»
для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и
материалов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова,
5-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций. -М.: «Просвещение»,
2014.- 63 с.
Программа курса предназначена для обучающихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в
форме ОГЭ после 9 класса. Большинство подростков выбирают данный курс, так как в

дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 профильном классе, затем получать
высшее образование. Для поступления в вуз именно обществознание будет одним из
вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном,
систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени
заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков
к
выбору
внеурочного
курса
по
обществознанию.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить,
систематизировать и углублѐнно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.
Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания
для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий
уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков тестовых заданий, работа с
разными видами диаграмм, написанию эссе, составлению развѐрнутого плана. Курс призван помогать
предпрофильному самоопределению.

Цель:
 углубление и расширение знаний обучающихся в предметной области «Обществознание»,
необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:
 повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения;
 формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой
подготовки в контексте готовности обучающихся для успешной сдачи ОГЭ;
3

 развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными
заданиями, раскрытии смысла афористического высказывания.
Формы контроля: текущий, промежуточный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
расматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перпектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия),
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа:
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение
в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы содержания
4

программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку
общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их иерархической структуры;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила при анализе и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания; роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершенолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия, своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

5

Содержание курса
I. Введение (2 ч.)
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика
подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с
демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2023.
Кодификатор и спецификатор ОГЭ по обществознанию -2023. Система оценивания.
 Тема 1. Человек и общество (5 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке.
Личность. Деятельность человека и еѐ основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его
ближайшее окружение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и
общество. Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. Человек и общество. Решение
типичных заданий С1-С4.
 Тема 2. Сфера духовной культуры (5 ч.)
Сфера духовной культуры и еѐ особенности. Наука в жизни современного общества.
Образование и его значение в условиях информационного общества. Религия, религиозные
организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Мораль.Решение
типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной культуры.
Решение типичных заданий С1-С4.
IV.
Тема 3. Экономика (5 ч.)
Экономика, еѐ роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции
государства. Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. Экономика. Решение типичных
заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4.
V. Тема 4. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный
конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение
типичных заданий А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера. Решение типичных
6

заданий С1-С4.
VI. Тема 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Решение типичных заданий А14-А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера
политики и социального управления. Решение типичных заданий С1-С5..
VII. Тема 6. Право (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские
правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права
и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство
несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и
свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая
защита жертв вооружѐнных конфликтов. Право. Решение типичных заданий А17-А20. Право.
Решение типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4.
VIII. Итоговое повторение. 1 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня С1-С6

7

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Название раздела
Кол-во
Контроль
п/п
Тема
часов
Введение( 2 ч.)
1
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.
1
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к
ОГЭ по обществознанию.
2
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
1
педагогических измерений 2026. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по
обществознанию -2026. Система оценивания.
Человек и общество (5 ч.)
3 Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и
1
Письменное
общества.
тестирование
4 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
1
Групповая/парная
социальное в человеке.
работа с текстом
коллективная
проверка
5 Личность. Деятельность человека и еѐ основные формы (труд, игра, учеба).
1
Письменное
Человек и его ближайшее окружение.
тестирование
6 Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и
1
Письменное
общество.
тестирование
7 Человек и общество. Решение типичных заданий. Человек и общество.
1
Групповая/ парная
работа с текстом
Решение типичных заданий .
коллективная
проверка
Сфера духовной культуры (5 ч.)
8 Сфера духовной культуры и еѐ особенности. Наука в жизни современного
1
Письменное
общества.
тестирование
9 Образование и его значение в условиях информационного общества.
1
10 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
1
Групповая/парная
работа с текстом
современного общества. Мораль.
коллективная

Дата

8

11

Решение типичных заданий

1

12

Сфера духовной культуры. Решение заданий по теме

1

Экономика (5 ч.)
13 Экономика, еѐ роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и
ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.
Производство, производительность труда.
14 Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.

15 Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые
гражданами.
16 Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных
заданий по теме.
17 Экономика. Решение типичных заданий по теме

1

Письменное
тестирование

1

Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Письменное
тестирование

1

1
1

Социальная сфера (5 ч.)
18 Социальная структура общества. Семья как малая группа.
19 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы
и ценности.

1
1

20 Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
21 Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение заданий по теме

1
1

22

Социальная сфера. Решение типичных заданий по теме

проверка
Письменное
тестирование
Письменное
тестирование

1

Письменное
тестирование
Письменное
тестирование

Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Письменное
тестирование
Письменное
9

тестирование
Сфера политики и социального управления (5 ч.)
23 Власть. Роль политики в жизни общества.
1
24 Понятие и признаки государства. Разделение властей.
1

25 Формы государства. Политический режим. Демократия.
26 Местное самоуправление. Решение заданий по теме
27

Сфера политики и социального управления. Решение заданий по теме

Право (5 ч.)
28 Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности.
29 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации
.Решение заданий по теме
30 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на
труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
31 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан .

1
1
1

1

1

1

1

Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Письменное
тестирование
Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Письменное
тестирование
Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка
Групповая/парная
работа с текстом
коллективная

10

32 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина
в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права
ребѐнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов.
Итоговое повторение (1 ч.)
33 Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второй
части

1

1

проверка
Групповая/парная
работа с текстом
коллективная
проверка

Письменное
тестирование

ИТОГО 33 ч.

11

Дата

Лист внесения изменений
Содержание изменений
Причина

Примечание

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».