МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального района
МБОУ "Первомайская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «СпортСила»
для учащихся 5-7 классов
с.Первомайское, 2025
Программа курса внеурочной деятельности «СпортСила» составлена в соответствии с учебным планом
МБОУ «Первомайская СОШ». Программа реализуется в 5-7 классах 2 раза в неделю по одному
академическому часу тренировочного процесса, общее количество – 68 часов в год. Срок реализации
программы 1 год.
Данный курс относится к спортивно-оздоровительному направлению и представляет собой
объединение двух направлений физической подготовки: легкая атлетика и фитнес.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные
физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной
жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки
координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных
физических упражнений. Фитнес, в свою очередь, это вид физической активности, который направлен на
поддержание общей физической формы, достигаемой за счѐт правильного питания, отдыха и умеренных
физических нагрузок. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие
двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной
деятельности, как одно из средств физического и психического развития школьников. Кроме того, в сочетании
с другими видами физических упражнений фитнес и его элементы могут эффективно использоваться в
различных формах физической культуры.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и
интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике
и фитнесу.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
-формировать стойкий интерес к занятиям легкой атлетикой и фитнесом;
-формировать специальные знания, умения и навыки.
Развивающие:
-развивать физические способности;
-раскрывать потенциал каждого ребенка;
-развивать морально;
-развивать волевые качества;
-развивать внимание, мышление.
Воспитательные:
-воспитать нравственные, эстетические личностные качества обучающихся: доброжелательность,
трудолюбие, честность, порядочность, ответственность, культуру поведения, уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Формы и режим занятия: групповые занятия.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с
образовательно-познавательной,
образовательно-предметной
и
образовательно-тренировочной
направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают
навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее
разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения
практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр, фитнеса;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития
физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о
физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, безопасности занятий, а также
учитывая специфику программы, в занятиях используются:
- строевые упражнения;
- проведение урока, в основном, фронтальным методом, поточным способом, сочетая одновременный
показ и рассказ, при этом осуществляется выполнение всего урока в режиме «нон стоп», а преподаватель
работает «вживую», т.е. постоянно выполняя упражнения вместе с учащимися;
- для объяснения упражнений методом «нон стоп» используются вербальные и визуальные команды
преподавателя, которые имеют свою специфику и описаны во множестве учебных пособий по фитнесу и
легкой атлетике;
- также используются общепедагогические приемы физической культуры: зеркальный показ,
медленное пошаговое выполнение движения, проводка по движению и др.;
Занятия по программе включают в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть занятий включает в себя:
- технику безопасности во время занятий фитнесом и легкой атлетикой;
- основы здорового образа жизни.
Практическая часть занятий включает в себя:
- обучение двигательным действиям фитнеса;
- обучение бегу на заданную дистанцию, различным видам прыжков и метаний.
Основными формами подведения итогов программы являются:
тестирование;
умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний,
выполнять индивидуальные и коллективные действия.
знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность
применения их на практике:
способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие.
Планируемы результаты
Программа курса внеурочной деятельности «СпортСила» способствует формированию личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по
оздоровлению;
ориентироваться в видах легкой атлетики и фитнеса;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и
отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей во время групповых занятий;
оценивать правильность выполнения действия;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и
вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнѐра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий.
В результате изучения разделов «Лѐгкая атлетика» и «Фитнес» на занятиях внеурочной деятельности
учащиеся должны:
Характеризовать:
значение лѐгкой атлетики и фитнеса в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений и упражнений фитнеса;
технику выполнения упражнений, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и
требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в
длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность.
Уметь:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой и контрольные
упражнения;
контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на занятия;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
Оценка
Высокий
Средний
Низкий
Прыжок в длину с
места (см)
Бег 30м
(сек)
мальчики
девочки
м
д
208
190
170
185
170
143
4.7
5.4
5.8
4.9
5.5
6.1
Подтягиван Поднимание
ие
туловища из
положения, лежа
(мальчики) на спине за 30сек.
(девочки)
10
8
3
22
19
12
Бег 1000м (мин. сек.)
мальчики
девочки
4.05
5.15
6.00
4.55
5.30
6.45
Содержание изучаемого курса
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по легкой атлетике и фитнесу
Физическая культура человека:
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий
старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега.
Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники прыжков.
3 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание
малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8метров.
Календарно-тематическое планирование
«СпортСила» (68 ч)
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Тема занятия
Инструктаж по технике безопасности во время занятий в тренажерном
зале. Функциональная тренировка. Упражнения на развитие выносливости
Инструктаж по технике безопасности на лѐгкой атлетике. Обучение
низкого старта и разгона.
Упражнения на развитие выносливости.
Низкий старт и стартовый разгон.
Развитие скоростных качеств.
Упражнения на развитие скоростных качеств.
Техника высокого старта и низкого старта.
Упражнения на развитие силы.
Техника высокого старта и низкого стартового разгона.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Техника высокого старта и низкого старта. Техника высокого старта и
низкого стартового разгона.
Упражнения на развитие координации.
Контрольный норматив бег-бег 30 метров.
Упражнения на развитие мышц спины.
Техника прыжка в длину с места.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Отработка прыжков в длину с места. Бег с ускорением 30м.
Упражнения для мышц туловища и нижних конечностей.
Эстафетный бег. Развитие скоростных качеств.
Техника эстафетного бега.
Упражнения с отягощениями.
Круговая эстафета 4*100 метров.
Обучение техники челночного бега 3*10 метров.
Упражнения на развитие силы.
Эстафета с преследованием.
Челночный бег 3*10 метров.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Техника метания малого мяча. Метание малого мяча.
Упражнения на развитие мышц спины.
Техника прыжка в длину с разбега(разбег, толчок , полѐт, приземление).
Прыжки в длину с разбега.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Соревнование бег 30 м, челночный бег, прыжки в длину.
Эстафетный бег 4*100 метров.
Упражнения для мышц туловища и нижних конечностей.
Техника метания мяча в цель с места.
Метания мяча в цель.
Упражнения с отягощениями.
Контрольные нормативы метание мяча в цель.
Упражнения на развитие силы.
Прыжок в высоту способом перешагивание. Развитие прыгучести. Прыжок в
высоту.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Развитие прыгучести-прыжки со скакалкой.
Соревнование- прыжки в длину, прыжок в высоту с разбега.
Упражнения на развитие мышц спины.
Дата проведения
занятия
план
факт
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Бег с барьерами (скамейка). Полоса с препятствиями.
Эстафетный бег с препятствием.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Развитие скоростных качеств подтягивание на низкой перекладине.
Упражнения для мышц туловища и нижних конечностей.
Сгибание и разгибание рук из упора лѐжа. Соревнование – отжимание от пола
(мал)от скамейки(дев).
Упражнения с отягощениями.
Техника броска мяча из-за головы двумя руками.
Совершенствование броска мяча из-за головы 1 кг.
Упражнения на развитие силы.
Встречная эстафета с передачей палочки. Челночный бег 3*10 метров.
Техника низкого старта 20*4.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Правила соревнований по лѐгкой атлетике.
Старт – Финиш. Специальные беговые упражнения. Эстафета.
Упражнения на развитие мышц спины.
Полоса препятствий. Развитие – силовых качеств подтягивание на высокой
перекладине.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Сдача контрольного норматива –бег 60 м. Подтягивание.
Развитие скоростных качеств –бег с преследованием.
Упражнения для мышц туловища и нижних конечностей.
Техника прыжка в длину с места. Прыжки в длину с места.
Упражнения с отягощениями.
Чередование бег с ходьбой. Прыжки со скакалкой
Кроссовая подготовка .Бег до 1000 м.
Упражнения на развитие силы.
Бег с изменением направление и скорости.
Бег с преодолением препятствий .
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Бег с различных положений. Техника передачи эстафетной палочки в зоне 20
метров по прямой.
Упражнения на развитие мышц спины.
Кроссовая подготовка- бег до 1500 м Сдача контрольного норматива 100 м.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Упражнения на развитие мышц спины.
Упражнения для мышц и подвижности суставов верхних конечностей.
Контрольные нормативы.
Контрольные нормативы.
Контрольные нормативы.