Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
ВР
Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"
_____________ Коновалова Т.В.
____________ Рощупкина Л.А.
от «28» 08.2025 г.
Приказ №174 от «29» 08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественной направленности «Ассорти»
с. Первомайское, 2025
1. Планируемые результаты
Освоение программы внеурочной деятельности «Ассорти» направлено на
достижение трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При
этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике
выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в
первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное
предметное воплощение.
Личностные:
- воспитанию доброжелательность в отношениях со сверстниками;
- научить учащихся преодолевать психологическую «зажатость», боязнь сцены;
- способствовать воспитанию творчески активной личности;
- способствовать воспитанию интереса к театральному творчеству, эмоциональной
отзывчивости на сатиру;
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению
художественных традиций своего края, художественной культуры народов России;
стремление развивать и сохранять художественную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражѐнных в лучших произведениях мировой художественной
классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в театральной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с
учѐтом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста,
социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов
справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной театральной деятельности, при подготовке спектаклей, этюдов,
постановок.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства,
стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность наблюдать за
природой, людьми, самим собой; осознание ценности творчества, таланта; осознание
важности театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение
актерским мастерством; овладение основными способами исследовательской
деятельности на текстовом материале произведений, а также на материале доступной
аудио- и видеоинформации о различных явлениях театрального искусства, использование
специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены, в том числе в процессе исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта,
основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей - как
взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере театрального искусства; смелость при
соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать
внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля
к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Ассорти»,
отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не
столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную
сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями. Овладение системой
универсальных познавательных действий в рамках программы «Ассорти» реализуется в
контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности - театрального
мышления, которое связано сформированием соответствующих когнитивных навыков
обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного художественного
произведения;
- устанавливать существенные признаки для характеристики образа персонажей, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, других элементов
театрального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и
стили театрального жанра;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании образа конкретного произведения,
жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
- следовать за персонажем выбранного художественного произведения, «наблюдать» его
развитие;
- использовать вопросы как инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
1.3. Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учѐтом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
- понимать специфику работы с текстом;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках
программы «Ассорти» реализуется, в первую очередь, через певческую деятельность. Она
предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную
социальную общность обучающихся - творческий коллектив. Театр - один из немногих
видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность
каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
2.1. Невербальная коммуникация:
- воспринимать текст как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание;
- передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать
их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий
уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
- выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с театральным искусством в
устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия текста художественной литературы;
понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие
сферы взаимодействия;
- понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной театральной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой,
коллективом.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
В театре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты
обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника
хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Ассорти»
регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными.
Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты,
нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение
интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в публичном выступлении;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
- признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не
на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; - принимать себя и
других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
В результате занятий в школьном театре школьники научатся:
- исполнять роль эмоционально выразительно, создавать образ, передавая чувства,
настроения, художественное содержание;
- понимать мировое значение отечественной культуры вообще и театрального
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного театрального искусства;
- выступать с монголом, вести диалог, исполняя художественные произведения
различных стилей и жанров;
- владеть актерским мастерством как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного творчества, чувствовать единение с другими членами творческого
коллектива в процессе исполнения спектакля;
- владеть навыками дыхания (опора на живот), четко произносить все слова и звуки;
- выступать перед публикой, представлять на спектаклях, праздниках, фестивалях и
конкурсах результаты коллективной театральной, творческой деятельности, принимать
участие в культурно-просветительской общественной жизни.
Планируемые результаты 1 года обучения:
Личностные:
Должны проявлять:
- контактность в отношениях со сверстниками;
- доброжелательность;
- творческую активность;
- эмоциональную отзывчивость на сатиру;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.
Должны стремиться преодолеть:
- психологическую «зажатость»;
- боязнь сцены.
Предметные:
Должны знать:
- историю создания русского театра;
- современные технические средства сцены и способы оформления сцены;
- основные профессии в театре;
- чистоговорки и скороговорки;
- упражнения на разные группы звуков;
Должны уметь:
- пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- создавать образы с помощью жеста и мимики;
- читать стихи с выражением;
- запоминать большие объемы текста;
- входить в образ персонажа и стараться его держать;
- исполнять элементарные танцевальные движения и вокальные композиции;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты 2 года обучения:
Личностные:
Должны проявлять:
- навыки коллективной творческой деятельности;
- интерес к театральному творчеству;
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения. Должны научиться:
- правильно вести себя на сцене;
Предметные:
Должны знать:
- самые известные театры Европы и Америки;
- самые известные музыкальные театры мира;
- что такое опера, балет и мюзикл;
- основы грима и сценического костюма;
- упражнения на разные группы звуков, скороговорки;
Должны уметь:
- пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- правильно произносить сложные слова; - читать стихи с выражением; - запоминать
большие объемы текста;
- не терять образ персонажа;
- исполнять основные танцевальные движения различных направлений;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях; - освоить правила проведения
рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
Личностные:
Должны проявлять:
- ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива;
- интерес к драматическому искусству;
- эмоциональную отзывчивость на классическую литературу;
Должны добиться:
- раскрепощѐнного, естественного поведения на сцене;
Предметные:
Должны знать:
- самые известные древние театры;
- самые известные драматические театры мира;
- что такое Шекспировский театр;
- кто такой Станиславский К.С. и смысл его теории;
- построение спектакля и сценария к нему;
Должны уметь:
- пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- правильно произносить сложные тексты;
- читать прозу с выражением;
- запоминать большие объемы текста;
- не терять образ персонажа;
- исполнять основные танцевальные движения старинных танцев;
- исполнять вокальные упражнения и романсы;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях; - освоить правила проведения
рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
2. Содержание курса
Содержание учебного плана первого года обучения
Модуль I. «Театр сатиры и юмора»
Вводное занятие (1 час). Практика: Знакомство с программой 1 года, правилами
поведения на занятиях, техникой безопасности в актовом зале. Шоу-игра «Минута славы»,
для выявления способностей у обучающихся.
Работа «за столом» (1 час). Практика: Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы.
Распределение ролей. Обсуждение декораций, сопровождения. костюмов, сценических
эффектов, музыкального сопровождения.
Культура и техника речи (14 часов). Практика: Работа над упражнениями,
развивающими грудной резонатор, над органами артикуляции и нормами орфоэпии.
Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Шутливые словесные
загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Читка текста. Анализ
пьесы. Работа над дикцией и развитием внимательности. Читка текста по ролям. Игры со
словами, развивающие связную образную речь. Воспроизведение в действии отдельных
событий и эпизодов. Работа со словом и умением мыслить нестандартно.
Ритмопластика (20 часов). Практика: Сценические этюды на воображение. Освоение
предлагаемых сценических заданий. Освоение предлагаемых обстоятельств и
сценического пространства. Обсуждение предлагаемых обстоятельств пьесы,
особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Подбор музыки для спектакля.
Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Разучивание
песен и танцев, необходимых для спектакля. Пластические упражнения. Развитие
наблюдательности. Отработка песен и движений танцев. Закрепление песен и танцев.
Работа над образом. Анализ мимики лица. Постановка музыкальных номеров. Работа над
координацией движений. Отработка музыкальных номеров.
Театральная игра (22 часов). Практика: Работа над мимикой при диалоге. Работа с
исполнителями главных ролей. Работа над логическим ударением. Работа с
исполнителями ролей второго плана. Работа над диалогами и монологами. Работа с
массовкой. Отработка спектакля. Репетиция спектакля по действиям. Репетиция всего
спектакля. Подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, реквизита,
костюмов. Оформление сцены. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и
обсуждение спектакля.
Основы театральной культуры (8 часов) Практика: История русского театра. Самые
известные театры России. Структура театра, основные профессии: актер, режиссер,
сценарист, художник, гример. Современное оформление и технические средства сцены.
Тестирование.
Содержание учебного плана второго года обучения
Модуль II. «Основы музыкального театра»
Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой 2 года, правилами поведения, с
инструкциями техники безопасности. Шоу-игра «Голос», для выявления вокальных
способностей учащихся.
Работа «за столом» (1 час). Практика: Самые известные музыкальные театры мира.
Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Деление на
логические отрывки. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Работа
над образом, обсуждение героев, их характеров. Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Тестирование.
Культура и техника речи (16 часов). Практика: Работа над упражнениями,
развивающими грудной резонатор. Работа над органами артикуляции. Читка текста по
ролям. Речевая гимнастика - скороговорки. Работа над мимикой при диалоге. Работа над
дикцией. Работа над логическим ударением. Работа над произношением сложных слов.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словом и умением
мыслить нестандартно.
Вокал и хореография (16 часов). Практика: Основные позиции ног и рук. Постановка
танцевальных композиций. Элементы танцев разных народов, разных жанров:
классические и современные. Основные понятия в вокальном искусстве. Прослушивание
учащихся. Упражнение на постановку дыхания. Вокализ. Прослушивание вокальных
композиций. Постановка музыкальных композиций. Разучивание песен. Пение
индивидуально. Пение в дуэте и малой группе. Пение в ансамбле.
Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»
Театральная игра (26 часов). Практика: Подготовка исполнителей главных ролей. Работа
с исполнителями ролей второго плана. Работа с массовкой. Работа над танцами и песнями.
Разучивание ролей. Постановка вокально-хореографических композиций. Разучивание
вокально хореографических композиций. Отработка сцен спектакля. Репетиция спектакля.
Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля.
Основы театральной культуры (8 часов). Практика: Театры Европы и Америки.
История и современность. Музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Тестирование.
Содержание учебного плана третьего года обучения
Модуль VI. «Основы драматического театра»
Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой 3 года, правилами поведения, с
инструкциями техники безопасности. Шоу-игра «Быть или не быть», для выявления
драматических способностей учащихся.
Работа «за столом» (1 час). Теория Станиславского. Выбор пьесы. Знакомство со
сценарием пьесы. Распределение ролей. Обсуждение предлагаемых обстоятельств,
особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение
героев, их характеров, внешности.
Культура и техника речи (8 часов). Практика: Работа над упражнениями, развивающими
грудной резонатор. Работа над органами артикуляции. Читка текста по ролям. Речевая
гимнастика - скороговорки. Работа над мимикой при диалоге. Работа над дикцией. Работа
над логическим ударением. Работа над произношением сложных текстов.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словосочетаниями.
Жанры драматического театра (6 часов). Практика: Драма. Мелодрама. Работа над
монологами пьесы. Трагедия. Работа над диалогами пьесы. Комедия. Фарс. Работа над
текстами в малых группах. Монодрама. Работа над жестами. Работа над сценическим
движением. Отработка движений актѐров в сложных сценах.
Модуль V. «Постановка спектакля»
Театральная игра (16 часов). Практика: Работа с исполнителями главных ролей. Работа с
исполнителями второстепенных ролей. Работа с массовкой. Постановка мизансцен
спектакля. Отработка сцен спектакля. Репетиция первого действия. Репетиция второго
действия. Оформление сцены. Репетиция спектакля. Премьера спектакля. Разбор и
обсуждение спектакля.
Основы театральной культуры (2 часа). Практика: Шекспировский театр. «Моя жизнь в
искусстве» Станиславский К.С. Основы драматургии. Тестирование.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учѐтом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своѐ отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках модуля «Школьный театр» программы воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечѐнность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на еѐ основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчѐркивается Примерной программой воспитания.
3. Учебно – тематическое планирование
№п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Модуль I. «Театр сатиры и юмора»
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
Вводное занятие
Работа «за столом»
Культура и техника речи
Ритмопластика
Театральная игра
Основы театральной культуры
Всего часов
Модуль II. «Основы музыкального театра»
Вводное занятие
Работа «за столом»
Культура и техника речи
Вокал и хореография
Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»
Театральная игра
Основы театральной культуры
Всего часов
Модуль VI. «Основы драматического театра»
Вводное занятие
Работа «за столом»
Культура и техника речи
Жанры драматического театра
Модуль V. «Постановка спектакля»
Театральная игра
1
1
14
24
22
6
68
1
1
16
16
26
8
68
1
1
8
6
16
6
Основы театральной культуры
Всего часов
2
34
5. Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№п/
п
1
2
3-4
5-6
7-8
9-11
1213
1416
1718
1920
2122
2324
2527
28-
Раздел, тема
Кол – во
Виды
часов
деятельности
Модуль I. «Театр сатиры и юмора»
Импровизация,
Вводное занятие (1 час)
Шоу-игра «Минута славы»
игровая
1
деятельность
1
Беседа
«Работа за столом» (1 час)
Выбор пьесы. Знакомство с
кратким сценарием пьесы.
Распределение ролей
Культура и техника речи (14 часов)
Работа над упражнениями,
2
Обучающее
развивающими грудной резонатор,
над органами артикуляции и
нормами орфоэпии.
Работа над образом, обсуждение
2
Беседа
героев, их характеров, внешности.
Работа над дикцией и развитием
2
Обучающее
внимательности.
Читка текста по ролям.
3
Практическое
занятие
2
Игра
связную образную речь.
Воспроизведение в действии
отдельных событий и эпизодов.
Ритмопластика (24 часов)
Сценические этюды на
воображение.
Освоение предлагаемых
обстоятельств и сценического
пространства.
Обсуждение предлагаемых
обстоятельств пьесы, особенностей
поведения каждого персонажа на
сцене.
Тренировка ритмичности
движений. Совершенствование
осанки и походки.
Разучивание танцев, необходимых
для спектакля.
Пластические упражнения.
3
Практическое
занятие
2
Этюд
2
Игра
2
Беседа
2
Практическое
занятие
3
Практическое
занятие
Этюд
2
Дата
проведения
29
3033
3435
3637
3840.
Развитие наблюдательности.
Отработка движений танцев.
Работа над образом. Анализ
мимики лица.
Постановка музыкальных номеров.
2
Отработка музыкальных номеров.
3
Театральная игра (22 часов)
41Работа с исполнителями главных
42
ролей.
43Работа над логическим ударением.
44
Работа с исполнителями ролей
45второго плана.
46
47Работа над диалогами и
48
монологами.
49Работа с массовкой.
50
51- Отработка сцен спектакля.
56
5758
5960
6162
4
2
2
2
2
2
2
6
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Репетиция всего спектакля.
2
Репетиция
Генеральная репетиция.
2
Репетиция
Премьера спектакля. Разбор и
обсуждение спектакля.
2
Показ
Основы театральной культуры (6 часа)
63История русского театра. Самые
2
64
известные театры России.
Структура театра, основные
2
65профессии: актер, режиссер,
66
сценарист, художник, гример.
67Современное оформление и
2
68
технические
Беседа
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
2 год обучения
№п/
Раздел, тема
Кол – во
Виды
п
часов
деятельности
Модуль II. «Основы музыкального театра»
Импровизация,
Вводное занятие (1 час)
1
1
Шоу-игра «Голос». Выбор пьесы.
2
1
Беседа
«Работа за столом» (1 час)
Дата
проведения
3-4
5-7
8-9
10
1112
1314
Распределение ролей. Работа над
образом, обсуждение героев, их
характеров. Обсуждение
предлагаемых обстоятельств,
особенностей поведения каждого
персонажа на сцене.
Культура и техника речи (16 часов)
Работа над упражнениями,
2
Обучающее
развивающими грудной резонатор,
над органами артикуляции.
Читка текста по ролям.
3
Обучающее
занятие
Речевая гимнастика - скороговорки.
2
Тренинг
Работа над мимикой при диалоге.
1
Практическое
занятие
Работа над дикцией.
2
Тренинг
Работа над логическим ударением.
1516
Работа над произношением
1718
Воспроизведение в действии
1920
2123
2425
2627
2829
3031
32
3334
2
2
Практическое
занятие
Тренинг
сложных слов.
2
Практическое
занятие
отдельных событий и эпизодов.
Вокал и хореография (16 часов)
Основные элементы классической,
2
Обучающее
народной и современной
занятие
хореографии.
Разучивание танцевальных
3
Практическое
композиций.
занятие
Основные понятия в вокальном
2
Обучающее
искусстве. Прослушивание
занятие
учащихся.
Упражнение на постановку
2
Обучающее
дыхания. Вокализ.
занятие
Прослушивание вокальных
2
Практическое
композиций. Разбор текстов песен.
занятие
Пение индивидуально. Разучивание
2
Практическое
песен
занятие
Пение в дуэте и малой группе.
1
Практическое
занятие
2
Практическое
Пение в ансамбле.
занятие
Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»
Театральная игра (26 часов)
Подготовка исполнителей главных
ролей.
Работа с исполнителями ролей
второго плана.
2
Работа с массовкой.
2
Работа над танцами и песнями.
2
Разучивание ролей.
2
4547
4853
Разучивание вокальнохореографических композиций.
Отработка сцен спектакля.
3
5456
Репетиция спектакля.
3
Репетиция
5758
5960
Генеральная репетиция.
2
Репетиция
3536
3738
3940
4142
4344
6162
6364
6566
6768
2
3
6
Премьера спектакля. Разбор и
2
Показ
обсуждение спектакля.
Основы театральной культуры (8 часа)
Театры Европы и Америки.
2
Теоретическое
История и современность.
занятие
Музыкальный театр. Опера.
2
Теоретическое
занятие
Музыкальный театр. Балет.
2
Теоретическое
занятие
Музыкальный театр. Мюзикл.
2
Теоретическое
занятие
3 год обучения
№п/
п
1
2
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Раздел, тема
Кол – во
Виды
часов
деятельности
Модуль II. «Основы музыкального театра»
Импровизация
Вводное занятие (1 час)
Шоу-игра «Быть или не быть».
1
Выбор пьесы
1
Беседа
«Работа за столом» (1 час)
Теория Станиславского.
Распределение ролей. Работа над
образом, обсуждение героев, их
характеров, внешности.
Культура и техника речи (16 часов)
Работа над упражнениями,
2
Обучающее
Дата
проведения
4
развивающими грудной резонатор,
над органами артикуляции.
Читка текста по ролям.
3
5
6
Речевая гимнастика - скороговорки.
Работа над мимикой при диалоге.
2
1
7
Работа над дикцией.
8
Работа над логическим ударением.
2
2
9
Работа над произношением
занятие
2
Обучающее
занятие
Тренинг
Практическое
занятие
Тренинг
Практическое
занятие
Тренинг
сложных слов.
10
11
12
13
14
15
16
2
Тренинг
Работа со словосочетаниями.
Жанры драматического театра (6 часов)
Драма. Мелодрама. Работа над
1
Обучающее
монологами пьесы.
занятие
Практическое
занятие
Трагедия. Работа над диалогами
1
Обучающее
пьесы.
занятие
Практическое
занятие
Комедия. Фарс. Работа над
1
Обучающее
текстами в малых группах.
занятие
Практическое
занятие
Монодрама. Работа над жестами.
1
Обучающее
занятие
Практическое
занятие
Работа над сценическим
1
Тренинг
движением.
Отработка движений актѐров в
1
Практическое
сложных сценах
занятие
Модуль V. «Постановка спектакля»
Театральная игра (16 часов)
17
Работа с исполнителями главных
1
Практическое
ролей.
занятие
Работа с исполнителями
1
Практическое
18
второстепенных ролей.
занятие
19
Работа с массовкой.
1
Практическое
занятие
20
Постановка мизансцен спектакля.
1
Практическое
2124
Отработка сцен спектакля.
3
занятие
Практическое
занятие
2526
Репетиция первого действия.
2
Репетиция
2728
Репетиция второго действия.
2
Репетиция
29
30
31
Репетиция спектакля.
1
Репетиция
Технический прогон спектакля.
1
Репетиция
Генеральная репетиция.
1
Репетиция
Премьера спектакля. Разбор и
1
Показ
обсуждение спектакля.
Основы театральной культуры (2 часа)
Шекспировский театр. «Моя жизнь
1
Беседа
в искусстве» Станиславский К.С.
Основы драматургии. Режиссура
Обучающее
1
спектакля и концерта.
занятие
32
33
34