Курс внеурочной деятельности Трудности русского языка 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского муниципального
района
МБОУ "Первомайская СОШ "

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по ВР

Директор

__________Коновалова Т.В

Приказ №174
от «29» 08 2025 г.

от «28» 08 2025 г.

_________Рощупкина Л.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8689285)

«Трудности русского языка»
для обучающихся 9 класса

с. Первомайское 2025

Пояснительная записка
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего
образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Программа на
2025-2026 учебный год создаѐт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе
профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Данная программа составлена с учетом реального календарного времени, учебного
плана, годового календарного учебного плана и расписания МБОУ «Первомайская СОШ»
на 2025-2026 учебный год; конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, даѐт распределение учебных часов по разделам курса.
Цель занятий: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению
итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
 обобщить и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
 способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных
умений и навыков;
 формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Сроки реализации: 2025-2026 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа. (1
час в неделю).
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.

Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему;
 умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
и адекватно фор-мулировать их в устной и письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
 навык выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2. Применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном
языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и еди-

нения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования.
3. Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы
текста, основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами работы с книгой, периодическими изданиями;
 способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
 владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определѐнной функциональной разновидности языка и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
 навык воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 навык создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом
замысла, адресата и ситуации общения;
 создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
 владение различными видами монолога и диалога;
 выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически
корректное ис-пользование лексики и фразеологии;
 соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
 уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения;

 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки
зрения еѐ содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
 умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их;
 совершенствовать и редактировать собственные тексты.
4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц.
5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи.
6. Проведение различных видов анализа:
 фонетический;
 морфемный;
 словообразовательный;
 лексический;
 морфологический;
 синтаксический анализ словосочетания, предложения;
 анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
 осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Задания с кратким открытым ответом.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-12). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурноценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 2. Собеседование.
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в
себя четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий, которые выполняются с использованием одного
текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. В задании 2 предлагается пересказать
прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Часть 2 состоит из двух заданий, которые не связаны с прочитанным текстом.
Необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем –

и построить монологическое высказывание. В задании 4 предстоит участие в беседе по
теме предыдущего задания.
Раздел 3. Сжатое изложение.
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:
 точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
 адекватно воспринимать авторский замысел;
 вычленять главное в информации;
 сокращать текст разными способами;
 правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 находить и уместно использовать языковые средства обобщѐнной передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.
Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажѐн авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью
общей темы прослушанного текста.
Раздел 4. Сочинение.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1,
13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно.
Задание 13.1. Сочинение-рассуждение по цитате о русском языке имеет вполне
конкретные цели: проверить знания в области лингвистики, умение анализировать художественное произведение и излагать результаты такого анализа литературным языком.
Задание 13.2. предполагает написание сочинения-рассуждения «Как вы понимаете
смысл фразы текста?» с аргументацией своего ответа.
В задании 13.3. необходимо сформулировать и прокомментировать свое определение значения слова, т.е. дать развернутый ответ на вопрос «Как вы понимаете значение
слова?» с аргументацией из прочитанного текста и из жизненного опыта.
Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При
этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Тематическое планирование
Раздел 1. Задания с кратким ответом – 18 час.
Раздел 2. Собеседование – 4 час.
Раздел 3. Сжатое изложение – 4 час.
Раздел 4. Сочинение – 7 час.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата проведения по
плану
Раздел 1. Задания с кратким ответом (18)
1
Структура экзаменационной работы по русскому языку
в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.
2
Тестирование в формате ОГЭ (пробное).
3
Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения.
4
Понимание текста.
5
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простом
осложненном предложении.
6
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении.
7
Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
8
Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
9
Орфографический анализ.
10
Орфографический анализ. Правописание приставок.
11
Орфографический анализ. Правописание суффиксов.
12
Орфографический анализ. Н – нн в различных частях
речи.
13
Орфографический анализ. Корни с чередованием.
14
Анализ содержания текста.
15
Анализ средств выразительности.
16
Анализ средств выразительности.
17
Синонимы.
18
Практическая работа с тестовыми заданиями. Работа с
бланками.
Раздел 2. Собеседование (4 ч.)
19
Требования и критерии оценивания устного собеседования
20
Часть 1. Чтение текста. Пересказ с использованием цитаты.
21
Часть 2. Монолог. Диалог.
22
Пробное собеседование.
Раздел 3. Сжатое изложение (4)
23
Критерии оценки изложения. Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение.
24
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема упрощение.
25
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.

Дата проведения по
факту

Отработка приема обобщение.
Задание 1. Написание сжатого изложения. Работа с
бланками.
Раздел 4. Сочинение (7)
27
Задание 13.1, 13.2, 13.3. Критерии оценки заданий.
Структура сочинения.
28
Задание 13.1, 13.2, 13.3. Учимся формулировать тезис.
29
Задание 13.1, 13.2, 13.3. Учимся аргументировать.
30
Задание 13.1, 13.2, 13.3. Учимся писать вывод сочинения. Работа с бланками.
31
Отработка навыка написания сочинения.
32
Отработка навыка написания сочинения.
33
Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение).
26

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2024/ Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. – Ростов
н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2024.
2.Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование./Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2024.
3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый
формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.
4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2026: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных
работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный
институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2024.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».