Курс внеурочной деятельности По странам и континентам 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Заместитель директора по
ВР

Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"

Протокол №1 от «29» 08. 2024г.

_______________ Коновалова Т.В ____________ Рощупкина Л.А.
от «29» 08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«По странам и континентам»
для обучающихся 9 класса

с. Первомайское 2024

Приказ №178от «30» 08.2024 г.

Рабочая программа для 9 класса по внеурочной деятельности «По странам и континентам»
разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте, основного общего образования, с учетом учебного плана МБОУ
«Первомайская СОШ» .
Рабочая программа внеурочной деятельности «По странам и континентам»в рассчитана на 1
учебный год по 1 часу в неделю. в 9 классе. Всего 33 часа в год.
Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников;
формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на
основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных
компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи:
1. формирование интереса к географии;
2. создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением
особенностей природы, природных богатств и населения;
3. организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы
с различными источниками информации (статистическими, картографическими,
электронными ресурсами и т. Д.), т. Е. формирование универсальных учебных действий
школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
4. развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного
содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
5. развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников – карт, статистических данных, Интернет-ресурсов;
6. формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для
организации своей жизнедеятельности;
7. развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
8. развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия
природы и человека;
9. формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении
России, развитии экономики.
10. формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.

Планируемые результаты освоения курса












Личностные результаты.
уважительное отношение к своей «малой родине»;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
понимание основных факторов, определяющие взаимоотношения человека и природы;
понимание социальной значимости и содержание профессий, связанных с географией;
испытывать любовь к природе;
признавать право каждого на собственное мнение;
уметь слушать и слышать другое мнение;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
понимание основ экологической культуры.

2

Метапредметные результаты.
составлять учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
 работать в соответствии с предложенным планом;
 уметь выделять главные, существительные признаки понятий;
 высказывать суждения, подтверждая их фактами;
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
 высказываться в устной и письменной формах;
 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
 владеть основами смыслового чтения текста;
 анализировать объекты, выделять главное;
 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения
и эксперименты, высказывать суждения, делать
 сообщения в устной и письменной формах;
 оценивать работу одноклассников;
 самостоятельно приобретать новые знания;
 допускать существование различных точек зрения;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 владеть монологической и диалогической формой речи;
 владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные результаты.
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны;формирование первичных навыков
использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нем;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран;
Учащиеся должны знать:
- историю формирования нашей планеты Земли;




3

- знать закономерности формирования географической оболочки.
-знать особенности природы материков
- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся должен уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
- различать
типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- определять
на карте местоположение географических
- понимать смысла собственной действительности.
- формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей
среды;
- использовать
географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды.

Содержание
Топографическая карта
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон».
Стороны горизонта.Определение расстояний по топографической карте и плану местности.
Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое
занятие).Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение
неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).Комплексный анализ содержания топографической карты.Практическое
занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
Работа с физической картой для характеристики географического положения России Мы
определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических
объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.
Политико-административная карта России
Политико-административная карта России.
Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА).Решение задач на
определение поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА).
Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами
рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра
«Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы.
Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород(ОГЭ). Острова и
полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической
картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте
4

пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности
Земли.
Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью
дня.(выполнение заданий ОГЭ № 29).
Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями
климата и географическим положением пункта.(задание 28 ОГЭ).
Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России..
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16)
Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние
человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические
проблемы.
Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения
численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов.
Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России.
Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей
«Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение
миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население.
Возрастной состав населения.
Экономика России
Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка задания ОГЭ
повышенной сложности № 23). Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион
России и страну по описанию.

Тематическое планирование.
№

Тема

1
2

Топографическая карта
Работа с физической картой для характеристики географического
положения России.
Политико-административная карта России.
Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте
часовых поясов)
Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости
между строением, формами рельефа и размещением полезных
ископаемых крупных территорий.
Климат. Анализ климатограмм, характерных, для различных типов
климата России.
Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники
России.
Работа со статистическими источниками информации. Графики
динамики изменения численности населения. Расчет демографических
показателей по теме: «Население России».
Экономика России.
Мы познаем мир
ИТОГО

3
4
5

6
7
8

9
10

Количество
часов
7
3
1
2
7

4
2
3

1
3
33

5

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности " По странам и
континентам" для 9 класса
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока

Дата по
плану

Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии.
Источники географической информации: глобус,
географическая карта, план местности.
Работа по построению профилей рельефа местности.

05.09
12.09

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные
ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Климаты Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Климаты Земли.
Биосфера, еѐ взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных, особенности их распространения. Почвенный
покров. Почва как особое природное образование. Условия
образования почв разных типов
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная
поясность. Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные. Природные зоны Земли
Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.
Население Земли. Численность населения Земли. Этносы
Основные черты природы Африки,
Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы
Основные черты природы Африки,
Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные
типы природопользования
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
Географическое положение России. Территория и акватория, морские и
сухопутные границы
Часовые пояса
Природа России. Особенности геологического строения и
распространения крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на

26.09
03.10
10.10
17.10

Дата по
факту

19.09

24.10
07.11
14.11
21.11
28.11

05.12
12.12
19.12
26.12

16.01

23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
6

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.

территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Население России. Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и
хозяйственный потенциал.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и
хозяйственный потенциал.
Россия в современном мире.

13.03
20.03
27.03
10.04
17.04
24.04
08.05

12.05

15.05

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».