Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
ЗДУВР
Директор
педагогического совета
_________ Янькова Н.И
_________ Рощупкина Л.А
Приказ №174
Протокол №1
от 29.08.2025 г.
29.08.2025 г.
от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математика»
для обучающихся 5 класса
с. Первомайское, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника математика»
на уровне среднего общего образования разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования с учетом
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с
учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по курсу «За страницами учебника
математика», в соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ» на 2025-2026
учебный год.
Рабочая программа по математике является частью ООП СОО МБОУ «Первомайская
СОШ» и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты
освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
Программа курса «За страницами учебника математика» реализует обще
интеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Настоящей программой на изучение внеурочной деятельности в 5 классе
предусматривается: 34 часа в год (1 час в неделю).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Главная цель - развитие интереса к математическому творчеству, расширение
математического кругозора и эрудиции обучающихся.
Задачи :
овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
Программа предметного курса «За страницами учебника математики» направлена на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа «За страницами учебника математики» учитывает возрастные особенности
школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены
подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг
к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется
принцип свободного перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава,
работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму
состязаний, соревнований между командами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных
математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические
факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Домашние задания выполняются по желанию учащихся.
Формы подведения итогов
Участие в олимпиадах.
Участие в предметных неделях.
Участие в проектной деятельности.
Участие в выставке творческих работ.
Разработка сборника занимательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Название темы
Старинные системы записи чисел
Числа великаны
Четыре действия арифметики
Открытие нуля
История линейки
Как появились меры длины. Как измеряли на
Руси.
Возникновение денег
Денежная система в Древней Руси
Как люди измерять время
Изобретение календаря
Из истории мер массы. Система мер русского
народа
Происхождение метрической системы мер
Знаменитые математики
Происхождение дробей
Из истории цифры 7
Покорение космоса и математика
Математика и профессии
Математика и здоровье человека
Геометрия – значит «земледелие»
Многоугольники.
Паркеты
–
замощения
плоскости многоугольниками
Делится или не делится. Признаки делимости
Бережливость дороже богатства
Земля – кормилица
Экономика и математика
Урок обобщения «Математика вокруг нас»
Итого
Количество
часов
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Название темы
Старинные системы записи чисел
Римская система счисления
Римская система счисления
Числа великаны
Числа великаны
Четыре действия арифметики
Старинные задачи на все действия
Открытие нуля
История линейки
Как появились меры длины
Как измеряли на Руси
Возникновение денег
Денежная система в Древней Руси
Как люди измеряли время
Изобретение календаря
Из истории мер массы
Система мер русского народа
Происхождение метрической системы мер
Знаменитые математики
Задачи от знаменитых математиков
Происхождение дробей
Из истории цифры 7
Покорение космоса и математика
Математика и профессии
Математика и здоровье человека
Геометрия – значит «земледелие»
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости
многоугольниками
Делится или не делится. Признаки делимости
Делится или не делится. Признаки делимости
Делится или не делится. Признаки делимости
Бережливость дороже богатства
Земля – кормилица
Экономика и математика
Урок обобщения «Математика вокруг нас»
Дата по
плану
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.03
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
26.05
Дата по
факту