Курс внеурочной деятельности Школьный музей 5-7 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская
средняя общеобразовательная школа»

.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
ВР

Директор МБОУ "
Первомайская СОШ"

_____________ Коновалова Т.В.

____________ Рощупкина Л.А.

от «28» 08.2025 г.

Приказ №174 от «29» 08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школьный музей»
для обучающихся 5-7 классов

с. Первомайское 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в
соответствии с:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов
от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
№653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся
Российской Федерации «Отечество».
5. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации
«ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования
Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998
г.
6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по
организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Курс рассчитан на 1 год обучения. Возраст участников - 11-14 лет.
Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны
на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений,
ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной
терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций
личности ребенка.
Содержание программы курса дополнительного образования
«Школьный музей»
Тема 1. Основы музееведения
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с
современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью.
Великие музеи России и мира.
Современные музеи (виртуальные экспозиции)
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы
Работа в школьной и районной библиотеке, музеях предприятий района. Встречи с участниками
исторических событий, работниками музеев, известными людьми района и села.
Работа с историческими источниками

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников
исторических событий, вещественные памятники. Наследие в школьном музее.
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и
изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Атрибуция экспонатов.
Раздел 3. Структура и организация музея
Функции школьного музея. Организация школьного музея. Школьный музей как общественное
учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы
организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов. Наша
школа в истории края. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, еѐ учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и выпускников школы разных
лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по
истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Ведение исторической хроники и летописи школы. Комплектование фондов школьного музея.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об
исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение
полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры
безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между
участниками поисково-собирательной работы.
Фонды школьного этнографического музея «Оберег».
Структура и состав собрания школьного музея. Основные принципы формирования фондов и
коллекций. Организация учѐта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и
муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Учет и описание
музейных предметов. Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея.
Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Основные приѐмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные,
фондовые. Тексты в музейной экспозиции. Назначение текстов в экспозиции. Виды
озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам.
Приѐмы размещения текстов в экспозиции. Военная и трудовая слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий.
Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии
– почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Книга Памяти.

Раздел 4. Школа юного экскурсовода
Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историкокультурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, учебная. Приѐмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство
экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода.
Технологическая карта экскурсии. Сторителлинг и мастерство экскурсовода.
Раздел 5. Музеи Хакасии и красноярского края.
Интерактивные экскурсии по музеям Республики Хакасия и Красноярского края.
Тематическое планирование
№ раздела

Тема раздела

Раздел 1.

Основы музейных знаний

Раздел 2.

Источники и материалы для музейной работы

Раздел 3.

Структура и организация музея

Раздел 4.

Школа юного экскурсовода

Раздел 5.

Музейные Хакасии и Красноярского края

Календарно-тематический план к программе «Школьный музей»
(с указанием календарных сроков) 5 класс
№
п/п

Содержание программы

По плану

1

Раздел 1. Основы музейных знаний (7 часов)
Теоретическое занятие: Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

05.09.2025

2

Теоретическое занятие: Основы музееведения

12.09.2025

3

Теоретическое занятие: Основы музееведения

19.09.2025

4

Теоретическое занятие: Великие музеи России и мира

26.09.2025

5

Теоретическое занятие: Великие музеи России и мира

03.10.2025

6

Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные выставки)

10.10.2025

7

Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные выставки)

17.10.2025

8

Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (10 часов)
Теоретическое занятие: Работа с историческими источниками.
24.10.2025

9

Практическое занятие: Работа с историческими источниками.

07.11.2025

10

Практическое занятие: Работа с историческими источниками.

14.11.2025

11
12
13
14

Теоретическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Теоретическое занятие: История Боградского района - частица истории
с.Первомайское

21.11.2025
28.11.2025
05.12.2025
12.12.2025

По факту

15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практическое занятие: История Боградского района - частица истории
19.12.2025
с.Первомайское
Теоретическое занятие: О творчестве наших земляков: поэтов,
26.12.2025
писателей, художников, композиторов.
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников,
16.01.2026
композиторов. (Литературная гостиная)
Раздел 3. Структура и организация музея (17 часов)
Теоретическое занятие: Функции школьного музея
23.01.2026
Теоретическое занятие: Организация школьного музея.
30.01.2026
Практическое занятие: Организация школьного музея.
06.02.2026
Практическое занятие: Организация школьного музея.
13.02.2026
Теоретическое занятие: Моя семья и родной край.
20.02.2026
Практическое занятие: Моя семья и родной край.
27.02.2026
Теоретическое занятие: Наша школа в истории села
06.03.2026
Практическое занятие: Наша школа в истории села
13.03.2026
Практическое занятие: Наша школа в истории села
20.03.2026
Теоретическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
27.03.2026
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
10.04.2026
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
17.04.2026
Теоретическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
24.04.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
08.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
15.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
22.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
26.05.2026

Календарно-тематический план к программе «Школьный музей»
(с указанием календарных сроков) 6 класс
№
п/п

Содержание программы

По плану

1

Раздел 1. Основы музейных знаний (7 часов)
Теоретическое занятие: Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

05.09.2025

2

Теоретическое занятие: Основы музееведения

12.09.2025

3

Теоретическое занятие: Основы музееведения

19.09.2025

4

Теоретическое занятие: Великие музеи России и мира

26.09.2025

5

Теоретическое занятие: Великие музеи России и мира

03.10.2025

6

Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные выставки)

10.10.2025

7

Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные выставки)

17.10.2025

8

Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (10 часов)
Теоретическое занятие: Работа с историческими источниками.
24.10.2025

9

Практическое занятие: Работа с историческими источниками.

07.11.2025

10

Практическое занятие: Работа с историческими источниками.

14.11.2025

11
12
13
14

Теоретическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Теоретическое занятие: История Боградского района - частица истории
с.Первомайское

21.11.2025
28.11.2025
05.12.2025
12.12.2025

По факту

15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практическое занятие: История Боградского района - частица истории
19.12.2025
с.Первомайское
Теоретическое занятие: О творчестве наших земляков: поэтов,
26.12.2025
писателей, художников, композиторов.
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников,
16.01.2026
композиторов. (Литературная гостиная)
Раздел 3. Структура и организация музея (17 часов)
Теоретическое занятие: Функции школьного музея
23.01.2026
Теоретическое занятие: Организация школьного музея.
30.01.2026
Практическое занятие: Организация школьного музея.
06.02.2026
Практическое занятие: Организация школьного музея.
13.02.2026
Теоретическое занятие: Моя семья и родной край.
20.02.2026
Практическое занятие: Моя семья и родной край.
27.02.2026
Теоретическое занятие: Наша школа в истории села
06.03.2026
Практическое занятие: Наша школа в истории села
13.03.2026
Практическое занятие: Наша школа в истории села
20.03.2026
Теоретическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
27.03.2026
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
10.04.2026
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
17.04.2026
Теоретическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
24.04.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
08.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
15.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
22.05.2026
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
26.05.2026

Календарно-тематический план к программе «Школьный музей»
(с указанием календарных сроков) 7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Содержание программы

По плану

Раздел 1. Основы музейных знаний (5 часов)
Теоретическое занятие: Цели и задачи курса. Вводный
инструктаж
Теоретическое занятие: Основы музееведения
Теоретическое занятие: Великие музеи России и мира
Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные
выставки)
Теоретическое занятие:Современные музеи (виртуальные
выставки)
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (10 часов)
Теоретическое занятие: Работа с историческими источниками.
Практическое занятие: Работа с историческими источниками.
Практическое занятие: Работа с историческими источниками.
Теоретическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Практическое занятие: Наследие в школьном музее.
Теоретическое занятие: История Боградского района - частица
истории с.Первомайское
Практическое занятие: История Боградского района - частица
истории с.Первомайское
Практическое занятие: История Боградского района - частица
истории с.Первомайское
Теоретическое занятие: О творчестве наших земляков: поэтов,

По факту

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

писателей, художников, композиторов.
Раздел 3. Структура и организация музея (29 часа)
Теоретическое занятие: Функции школьного музея
Теоретическое занятие: Организация школьного музея.
Практическое занятие: Организация школьного музея.
Практическое занятие: Организация школьного музея.
Теоретическое занятие: Моя семья и родной край.
Практическое занятие: Моя семья и родной край.
Практическое занятие: Моя семья и родной край.
Теоретическое занятие: Наша школа в истории села
Практическое занятие: Наша школа в истории села
Практическое занятие: Наша школа в истории села
Теоретическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
Практическое занятие: Комплектование фондов школьного музея
Теоретическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
Практическое занятие: Учѐт и описание музейных предметов
Практическое занятие: Экспозиция школьного музея
Практическое занятие: Экспозиция школьного музея
Практическое занятие: Экспозиция школьного музея
Практическое занятие: Экспозиция школьного музея
Теоретическое занятие: Тексты в музейной экспозиции
Практическое занятие: Тексты в музейной экспозиции
Практическое занятие: Тексты в музейной экспозиции
Практическое занятие: Тексты в музейной экспозиции
Теоретическое занятие: Военная и трудовая слава земляков
Практическое занятие:Военная и трудовая слава земляков
Практическое занятие:Военная и трудовая слава земляков
Практическое занятие:Военная и трудовая слава земляков
Раздел 4. Школа юного экскурсовода (11 часов)
Теоретическое занятие: Экскурсионная работа в школьном музее
и на улицах города
Практическое занятие: Экскурсионная работа в школьном музее и
на улицах города
Практическое занятие: Экскурсионная работа в школьном музее и
на улицах города
Практическое занятие: Экскурсионная работа в школьном музее и
на улицах города
Практическое занятие :Экскурсионная работа в школьном музее и
на улицах города
Теоретическое занятие: Сторителлинг и мастерство экскурсовода
Теоретическое занятие: Сторителлинг и мастерство экскурсовода
Практическое занятие: Сторителлинг и мастерство экскурсовода
Практическое занятие: Сторителлинг и мастерство экскурсовода
Практическое занятие: Библиотека для экскурсовода
Практическое занятие: Библиотека для экскурсовода
Раздел 5. Музеи Хакасии и Красноярского края (13 часов)
Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р.
Кызласова

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Абаканская картинная галерея им. Ф.Е. Пронских
Музей истории, археологии, этнографии института истории и
права
Музей истории Красноярской железной дороги
Музей истории ОВД по Республике Хакасия
Минусинский региональный краеведческий музей имени Н. М.
Мартьянова
Музей ретро автомототехники СССР, г. Минусинск
Музей декабристов в Минусинске
Музей пожарной охраны в г. Минусинске
Боградский районный краеведческий музей
Ширинский районный краеведческий музей имени Д. С. Лалетина
Археологический музейный комплекс Курган Барсучий лог
Сорский краеведческий музей имени В.В. Андрияшева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».